Поздним вечером воскресенья на границе между Абхазией и Россией небольшая автомобильная очередь. Люди возвращаются в Россию и у многих в руках декоративные кустики с зеленными мандаринами и лимонами. На память.
В Абхазии мандарины еще не поспели. Знаменитые абхазские фрукты пока только заряжаются ласковым летним солнцем. Забирают солнечные лучи и скоро сами станут солнечного цвета. На ветках деревьев мандарины висят огромными гроздьями, и так хочется сорвать.
— Можно одну веточку?
Хозяин мандаринного сада дома в абхазском селе Лдзаа Рауф Джакония улыбается:
— Конечно, можно. Только я сам сорву. Это делать надо нежно, чтобы не повредить ветки.
Село Лдзаа недалеко от Пицунды. В каждом дворе — мандариновый сад, хурма, фундук, фейхоа. Все это фруктовое изобилие — «золотой запас» Абхазии. В этих местах фрукты «выпускаются» ярко-желтого цвета. Маленькое солнце на ветках.
— Пробуйте, угощайтесь…
Августовские мандарины еще кисловатые — они пока «лимонного» вкуса. Но какой аромат!
Мандариновый сад для этой абхазской семьи раньше был главным источником дохода. В трудные времена, когда вокруг шла война, мандаринами занимались женщины. Они ездили на границу с Россией и продавали урожай. Если не удавалось поторговать, тогда меняли на муку, сахар, картошку. Мандарины для Абхазии — лучшая конвертируемая валюта. Курс всегда был и будет высоким. А тут еще и санкции Евросоюза. По абхазским плантациям мандаринов разносится троекратное «ура!»
— Мы все с детства занимались цитрусовыми, — улыбается Эрик Джакония. — Я, можно сказать, вырос в мандариновом саду, теперь, конечно, есть и основная работа — я эколог.
— Любите природу?
— Сами понимаете, такие места.
В большом семейном саду села Лдзаа растут не только мандарины. Зреют фейхоа, виноград и фундук. Крепкие орешки, с медом такие вкусные. А какое красное вино! В Абхазии почему-то темный виноград называют «черным» и угощают «черным» вином. Так что в любой бочке — «черный лекарь». Терпкое, вкусное и совсем не бьет в голову. Хотя, если перепробуешь, голова светлая, а ноги не идут. Так что винный ответ на западное эмбарго у России тоже есть.
Пройдет еще пару месяцев и в Абхазии начнется мандариновый сезон. Он придет на смену бархатному времени лета, когда море «уйдет в отпуск», и пляжи курортной Пицунды окончательно опустеют.
— Теперь люди, у кого есть мандариновые сады, могут не ездить на границу, — продолжает Эрик Джакония. — Мандарины принимают организовано. Приезжают представители заготовительных фирм и собирают урожай в нашем саду. Это очень удобно! Мы выращиваем мандарины, а продавать фрукты будут другие.
…Золотой запас Абхазии пока нежится под солнцем. Но в конце октября на южной границе Краснодарского края и Абхазии запахнет мандаринами из Нового Афона, Пицунды, Эшер, Очамчиры и абхазского села Лдзаа. Народ сильно надеется — нынешней осенью не будет объявлен «фруктовой карантин» из-за какой-нибудь бабочки вредителя. Абхазские мандарины экологически чистый продукт, без химии и удобрений. Тем более, в сложившейся политической обстановке фруктовый поток из Абхазии будет очень кстати.
Властям надо заранее думать о том, чтобы в мандариновый сезон солнечные фрукты подолгу не загорали на границе. Впрочем, «благодаря» санкциям ЕС оранжевым от южного солнца абхазским мандаринам наверняка дадут зеленый свет.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Виктор Клюшкин.