Общество / Наука и техника

На смену учителям в школы идут роботы

Они будут очень маленькими, но эмоциональными

341
На смену учителям в школы идут роботы
Фото: предоставлено автором

Роботы активно входят в нашу жизнь, а робототехника идет в школу. Роботы уже появились в школах развитых стран Азии, Европы, Америки, и Россия не должна отставать. В середине сентября стартап из Волгограда «Роботы идут в школу» получил специальный денежный приз в размере 200 тысяч рублей на прошедшем в Москве финале конкурса инноваций в образовании. Были получены и другие призы и гранты. На эти средства в родном для изобретателей Волгограде будет запущено производство дроидов мини-размера. Уже через год первые микроиды придут на уроки информатики в российские школы.

Микроиды, название которых произошло от сочетания двух слов: «микро" — маленький, «дроид» — робот из «Звездных войн», действительно по виду очень похожи на R2D2. Создатели проекта — выпускники физико-технического института кафедры радиофизики Волгоградского государственного университета Андрей Антонов и Алексей Калмыков, выпускница института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ Елена Антонова, и выпускник МГУ Сердар Курбанов. О том, как микроиды смогут «эмоционально общаться» и чему научат детей, рассказал один из авторов стартапа Андрей Антонов

Андрей Антонов (Фото: предоставлено автором)

«Сделай нам робота, чтобы сгонял за пивом!»

Каждый микроид — 5 см в диаметре. На большой ладони Андрея умещается сразу два микроида. Идея сделать роботов, способных с помощью умных датчиков легко ориентироваться на местности, пришла Андрею в голову, вы не поверите! Во время дружеской попойки. «Сделай нам робота, чтобы сгонял за пивом!» — Со смехом предложили друзья. И в голове Андрея тут же стала формулироваться задача: как объяснить роботу, где находится пивной киоск и где находится он сам. Нужно встроить в него систему навигации! В итоге на свет появилось поколение миниатюрных дроидов, которые точно знают, где они находятся. Могут сами решать, как обходить различные препятствия. Могут с помощью беспроводной связи обмениваться информацией со своими собратьями, а с помощью «улыбчивого» дисплея — общаться с людьми.

— Световая, звуковая индикация и множество других датчиков позволяют роботу лучше «ощущать» мир, — рассказывает изобретатель Андрей Антонов. — Чтобы детям было интереснее с этими роботами играть, микроиды научились выражать эмоции: на экране дисплея будут в зависимости от ситуации появляться улыбки, слезы, недовольная гримаса и т. п. Микроид может даже начать «беситься», если долго не получается обойти сложное препятствие: он начнет вибрировать и издавать гневные пыхтящие звуки. Кстати, звуковое сопровождение, в зависимости от сюжета игры, может быть различным: от звуков, которые издавал R2D2 в «Звездных войнах» до писка, лая или выстрелов, если дети играют микроидами, например, в танковый бой. Но микроиды предназначены не только для различных сюжетных настольных и напольных игр, но и для обучения программированию и основам робототехники в школе.

Учителям информатики не потребуется переобучение

В новом федеральном образовательном стандарте по информатике есть раздел «Робототехника», но как это будет воплощаться в жизнь в наших школах, пока никто не знает. Сегодня в школах катастрофически не хватает специалистов по робототехнике. Ни один педагогический вуз таких учителей не готовит. Найти их можно только в специализированных технических кружках и пересчитать по пальцам. Команда Андрея Антонова нашла выход из этой ситуации. Учителя информатики знают языки Scratch, Pascal, Python. Вот именно на этих языках можно и программировать микроидов. Прямо со школьного компьютера либо с любого планшета или смартфона. Программа передается микроиду с помощью беспроводной связи. Антивандальные микроиды умело бегают по поверхности школьного стола и выполняют различные команды.

— В чем выгода? — Рассуждает Андрей. — Пока на рынке образовательной робототехники представлены, в основном, только конструкторы, у которых есть серьезные недостатки: высокая стоимость и множество дорогих деталей, которые постоянно теряются. Да еще пока соберут школьники такого робота из коробки, урок и закончился. А программировать когда? Мы же предлагаем готовых роботов, которых не нужно собирать, и которые практически «неубиваемы». Программируй и играй!

Андрей Антонов с женой и коллегой Еленой Антоновой (Фото: предоставлено автором)

Коллективный разум роботов — первый шаг к Skay net?

Авторы стартапа также планируют разработать для дошкольников и младших школьников серию обучающих игр, где дети могли бы изучать алфавит, математику, чтение, письмо, окружающий мир, решать головоломки и логические задачи. А учить их всему этому будут роботы, которые будут с ними общаться и выражать эмоции.

Кроме того, в планах создать серию развлекательно-развивающих игр для школьников средней и старшей школы. Ведь картонное поле со специально нанесенными для роботов метками может быть любым — от равнины на Марсе до глубин океана. И приключения, то есть сюжеты игр для роботов, также очень вариативны.

Но зачем это? Сегодня и так множество школьников не оторвать от виртуальных игрушек и любимых гаджетов.

— Да, с одной стороны ученые японского университета Тохоку доказали, что чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к деградации лобных долей головного мозга, — говорит Андрей Антонов. — С другой стороны, гаджеты уже являются неотъемлемой частью жизни современного человека, и отказаться от них не представляется возможным. Поэтому, возникла потребность в простых осязаемых технологических играх с использованием гаджетов. По сути, мы предлагаем новые настольные и напольные игры с обучающим элементом.

Микроиды могут также использоваться для изучения возможностей и логики коллективного разума. Первые примеры коллективного разума, которые приходят на ум: муравейник, пчелиный рой и зловещая система Skay net из фильмов о «Терминаторе», которая объявила войну человечеству. Это, получается, микроиды «готовят почву» для Skay net?

— Мы всего лишь создаем «молоток», — разводит руками Андрей. — Любой инструмент можно использовать по-разному: молотком можно стукнуть по голове, а можно — просто забить гвоздь. Вся логика мировой робототехники ведет к тому, что во всем мире, в том числе и в военной сфере, сегодня работают над созданием систем коллективного разума. Маленькие роботы более дешевы. Но они всего лишь дроиды, поскольку у них нет самосознания. Они только выполняют поставленные задачи. Коллективный разум работает в любой крупной организации или компании, где каждый специалист занят своим делом. Все работники вместе могут таким образом создать новую космическую ракету или поднять прибыль своей финансовой корпорации. Работая с такими разнозадачными роботами, объединенными одной глобальной целью, дети научаться лучше формулировать и собственные цели и задачи в жизни.

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье