18+
вторник, 17 октября
Армии и войны

Почему снова пылает Арцах

Можно ли замирить армянский и азербайджанский народы?

  
992
В день столетия геноцида армян
В день столетия геноцида армян (Фото: автора)

В канун годовщины Великого злодеяния (так в переводе с армянского звучит название геноцида христиан в Османской империи в 1915 году) в Армении снова едва не разразилась война. Кому и зачем было выгодно, чтобы в эту символическую дату Южный Кавказ снова оказался ристалищем? И главное, что может сделать российское руководство, чтобы две враждующие страны зарыли топор войны?

Четырехдневная война

Президенту Владимиру Путину на прошедшей «Прямой линии» задали вопрос об обострении конфликта в Нагорном Карабахе. Напомним, что столкновения начались в ночь с первого на второе апреля, и стали самыми кровопролитными с момента окончания армяно-азербайджанской войны в 1994 году. Всего за четыре дня с обеих сторон погибли, по разным источникам, от 240 (как сообщает азербайджанская стороны) до 600 человек (по данным армянской стороны).

Также были уничтожены несколько единиц боевой техники: и снова, данные о потерях сильно разнятся — власти Армении и Азербайджана сообщали о сбитых вертолетах и беспилотниках, подбитых танках, инженерных танках, БМП, реактивных системах залпового огня… После окончания активных столкновений обе стороны еще несколько дней обменивались огнем: наконец, 10 апреля при посредничестве ОБСЕ в районе села Баш Карвенд провели обмен телами погибших военнослужащих.

Оценка последствий «четырехдневной войны», разумеется, также оказалась полярной: президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал их «великой победой», а президент Армении Серж Саргсян заявил, что азербайджанские военные на самом деле продвинулись лишь на 200−300 метров вглубь карабахской территории. Саргсян обещал, что Армения признает независимость Нагорно-Карабахской республики, если военная операция продолжится.

А вот Россия, для которой и Армения, и Азербайджан являются одинаково важными геополитическими союзниками, официально не склонялась ни к одной из сторон кровопролитного конфликта. Об этом же заявил и Владимир Путин: по его словам, над разрешением конфликта нужно работать только мирными средствами, и обеим сторонам одинаково.

«Я знаю и армян, и азербайджанцев, которые, несмотря на все трагические события, продолжают сохранять очень добрые межличностные отношения. И я считаю, что это очень правильно!», — заявил российский президент. Такую же позицию занимают и главы регионов, где одинаково велика доля как армянского, так и азербайджанского населения. Например, на Ставрополье губернатор Владимир Владимиров встретился с председателями диаспор двух закавказских народов и призвал их к миру.

Фото: автора

Пушки молчат — гудит Интернет

Правительство непризнанной Нагорно-Карабахской республики обратилось к мировому армянству с просьбой помочь в сборе средств. Деньги нужны для того, чтобы обеспечить временную эвакуацию населения из приграничных и обстреливаемых населенных пунктов Арцаха. Такой же призыв продублировали, скажем, для ростовских армян председатель местной диаспоры, депутат областного заксобрания Арутюн Сурмалян. Деньги пойдут на восстановление разрушенных домов и хозяйственных построек и покупку двух реанимобилей.

Молодые жители Ростова-на-Дону собрали более ста тысяч рублей, которые перевели семье 20-летнего Кярама Слояна (езида по национальности), погибшего во время перестрелки шестого апреля. Два грузовика гуманитарной помощи для Арцаха собрали и армяне Краснодара. На эти акции специфически отреагировало азербайджанское интернет-издание Milli. Az, известное своей радикальной позицией.

Здесь была опубликована статья, быстро разошедшаяся по соцсетям, о том, что армянские диаспоры, стремительно растущие в регионах Юга России, угрожают им такой же «оккупацией», как и Азербайджану (Нагорный Карабах — это примерно пятая часть территории Азербайджана, который считает ее оккупированной, как, например, Украина — Крым, а власти Кипра — турецкий Северный Кипр).

Справедливости ради, армянское население в промежутке между всероссийскими переписями 2002 и 2010 года в южных регионах выросло почти на 25 тысяч человек (или на 4%), в то время как азербайджанское — почти на столько же, но это составило уже 12%. Стремительнее время диаспора азербайджанцев увеличивалась в четырех регионах — это Ставрополье, Дагестан, Северная Осетия (между переписями — почти на 18%) и Адыгея (более чем на четверть).

Столь крутых темпов прироста среди армян уже давно нет. У них пик миграции пришелся на перелом советской эпохи, когда Армению постигли две чудовищных катастрофы: Спитакское землетрясение, а затем Карабахская война. Кстати, и поныне две ближневосточные нации — армяне и евреи — самые «распыленные» по миру: больше половины их за годы напастей осели за пределами родной страны.

В день столетия геноцида армян (Фото: автора)

Не забыть Великое Злодеяние!

Новый виток Карабахской войны неслучайно произошел в преддверии важнейшей для армянского народа даты — годовщины геноцида. Великого злодеяния, Мец Егерн, как это звучит на армянском языке. Армяне — нация, как принято говорить, пассионарная. Невзгоды и лишения, выпавшие на долю их народа, они сумели преодолеть, пытаясь стать как можно успешнее каждый на своей стезе.

В прошлом году армяне планеты вспоминали столетие геноцида. В этот день, 24 апреля, я был во дворе армянской церкви «Сурб Мариам Магдагенаци» (Святой Марии Богородицы) в Ставрополе. Во дворе церкви шла прямая трансляция из Первопрестольного собора в Эчмиадзине, где к лику святых причислили полтора миллиона жертв Мец Егерн.

В день столетия геноцида армян (Фото: автора)

Полтора миллиона — это официально признанное количество жертв геноцида. Сосчитать всех поименно невозможно. Как невозможно уже сосчитать и убитых ассирийцев, греков и других христиан, которые также погибли в Османской империи. Их еще полмиллиона.

Трансляция шла почти в каждом армянском культурном центре России: например, в Ростове — во дворе храма «Сурб Арутюн», в Краснодаре — во дворе кафедральной церкви «Сурб Ованес Аветаранич» (здесь же находится и епархия Юга России Армянской апостольской церкви), а в Адлере — на площади Бестужева…

Я не знаю армянского языка. Но не понять о чем говорили вчера с кафедры собора в Святом Эчмиадзине, было невозможно. Изнурительно долгая, почти трехчасовая церемония, но важные скорби произнес каждый из предстоятелей Армянской апостольской церкви. Одни говорили по-проповеднически тихо, размеренно, словно молились. Другие — обличительно ярко, играя лицом и жестикулируя.

В день столетия геноцида армян (Фото: автора)

Символом столетия начала геноцида была выбрана незабудка. Пять ее лепестков — это пять частей света, куда бежали армяне из Османской империи, создав мировую армянскую диаспору. В этот день во многих армянских церквях России открыли новые хачкары — каменные стелы с резным изображением креста.

Один из них появился и во дворе ставропольской церкви: на нем высечены несколько дат, трагических в истории армянского народа. В том числе и год начала Великой Отечественной войны — 1941-й. Многие советские военачальники были по происхождению армянами. А сколько бы еще генералов, снайперов, военных разведчиков было в армии СССР, если бы не геноцид? Насколько бы приблизить сумели победу над нацистской Германией, расовая теория которой во многом была подкреплена зверствами на Ближнем Востоке?!

Ушли уже поколения, лично помнящие ужасы геноцида — Великого злодеяния, Мец Егерн, как это звучит на армянском языке. Дети, а то и внуки внуки тех, кто был убит, обесчещен, выселен. Но в отличие, например, от Великой Победы — краеугольного камня русской идентичности — геноцид для армян, кажется, еще не перешел в область преданий. Он переживается так же остро — громогласно для политиков и интимно, камерно для простых людей, разбросанных по всему свету.

В день столетия геноцида армян (Фото: автора)

Помнить о геноциде нужно затем, чтобы это никогда и нигде не повторилось, ни с одним народом. Идеи человеконенавистничества, рождаясь в умах одержимых политиков, могут быть обращены на кого угодно — лишь бы он был чем-то отличен: цветом волос или кожи, языком или просто мыслями… Зло, не встречая противодействия, становится Абсолютом.

Это очевидная истина — звучащий уже сто лет набат событий 1915 года в Османской империи. И людоедство последующих политических режимов раз от разу лишь возрастало. Холокост и сталинские репрессии, Нанкинская резня, геноцид не-арабов в суданской провинции Дарфур и племен в Руанде, красные кхмеры в Камбодже, этнические чистки в Югославии…

Миллионы, десятки миллионов жизней — цифры выше порога человеческого восприятия. Но они не должны стать выше человеческого стыда и покаяния.

Популярное в сети
Цитаты
Виктор Аксючиц

Философ и публицист

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье