18+
четверг, 14 декабря

Кто открыл охоту на российских турок

Насколько сильно сегодня на Юге страны религиозно-политическое влияние Анкары

  
2484
Кто открыл охоту на российских турок
Фото: Zuma/ ТАСС

В ответ на агрессивные действия турецких военно-воздушных сил, сбивших российский бомбардировщик в небе над Сирией, Россия предприняла целый комплекс мер ответного характера. Преимущественно это экономические меры, призванные остудить пыл «горячих парней» из турецкой правящей элиты. Запрет ввоза определенной продукции турецкого происхождения на территорию России, прекращение чартерных рейсов в Турцию, полный отказ от продажи турпутевок на турецкие курорты — вот неполный перечень ответных действий со стороны российского государства. Также стало известно о прекращении сотрудничества российских вузов с турецкими университетами. Турция, в свою очередь, рекомендовала своим студентам, обучающимся в России, выехать домой — якобы во избежание вероятных конфликтов и провокаций. Очень актуален для России, а особенно для ее южных регионов, вопрос о деятельности на территории страны общественных и религиозных организаций, патронируемых Турцией. В первую очередь, речь идет о тех структурах, которые давно вызывают закономерный интерес российских спецслужб.

Известно, что после распада Советского Союза Турция стала все активнее проявлять себя в социальной, экономической и культурной жизни не только появившихся на постсоветском пространстве тюркоязычных суверенных государств (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан), но и ряда российских регионов. Прежде всего, речь идет о республиках Северного Кавказа, Поволжья, а также о Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях. Официально деятельность турецких некоммерческих организаций на территории России сводилась к религиозной и культурно-просветительской деятельности. Но осведомленным людям понятно, что за заботой о просвещении и развитии культуры тюркоязычных народов России скрывались планы пантюркистских сил в самой Турции, ориентированных на интеграцию «тюркского мира» и его подчинение политике Анкары.

Читайте также

Тюркоязычные народы — основной объект «турецких интересов»

На Северном Кавказе внимание Турции всегда привлекали как тюркоязычные (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы), так и адыго-абхазские (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абхазы, абазины) и нахско-дагестанские (чеченцы, ингуши, многочисленные дагестанские этносы) народы. Ориентированная на них пропаганда всегда стремилась к разжиганию антироссийских настроений. Хорошо известна роль турецких религиозно-политических и общественных организаций в поддержке боевиков террористического подполья. Однако, к зоне интересов Турции на Юге России относятся и «русско-казачьи» края и области. Это связано с тем, что и на Кубани, и на Дону, и в Волгоградской и Астраханской областях проживают внушительные турецкие диаспоры. Это так называемые «ахыска тюрки», или «турки-месхетинцы». В годы Великой Отечественной войны, по решению советского руководства, тюркоязычное население Грузии, проживавшее, преимущественно, по границе с Турцией, было переселено в Среднюю Азию, в основном — в Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан. После печально известных Ферганских событий, когда в Фергане произошли столкновения между узбекскими националистами и турками-месхетинцами, последним пришлось, из опасений за свою жизнь и безопасность, покинуть территорию Средней Азии.

Вынужденные переселенцы обосновались в южных регионах России, к климату которых они были более привычны. Наиболее крупная община турок-месхетинцев в настоящее время проживает в Ростовской области. В восточных и юго-восточных районах области, прежде малозаселенных, турок-месхетинцев очень много. Они населяют Мартыновский, Волгодонский, Дубовский, Ремонтненский, Зимовниковский районы Ростовской области. Эти трудолюбивые люди, живущие традиционным укладом, занимаются сельским хозяйством — выращивают прекрасные овощи и фрукты, разводят овец. Среди молодых поколений турок-месхетинцев растет число тех, кто выбирает городской образ жизни — получает высшее или среднее специальное образование и остается жить в городах. Большинство турок-месхетинцев — законопослушные мирные люди. Однако, есть и те, кто не склонен интегрироваться в принявшее их общество.

Очень опасным моментом является то, что турки-месхетинцы проживают в слаборазвитых и бедных районах Ростовской области. Социальное и экономическое положение членов общины низкое, что отражается и на социальной самооценке молодежи. Многие молодые турки, несмотря на то, что являются гражданами России, чувствуют себя обделенными. Между тем, их численность в составе населения районов области растет. Так, в некоторых хуторах и поселках в школах основная масса детей — из семей турок-месхетинцев. Это свидетельствует о том, что в области появились и расширяются анклавы компактного проживания турок-месхетинцев. Региональная власть должна выработать соответствующую модель политики по интеграции месхетинского населения в социально-экономическую и культурную жизнь области. В противном случае, эта группа населения области так и останется крайне благоприятным объектом для пропагандистской деятельности религиозных радикалов и пантюркистов.

Читайте также

«Нурджулар» действует и в Ростовской области

В частности, известно, что на территории Юга России еще с 1990-х гг. действует религиозная организация «Нурджулар», еще в 2008 г. запрещенная Верховным судом РФ. Специфика этой организации заключается в том, что она ориентирована на «мягкий путь» распространения ислама и поддерживается США. Именно в США находится и ее лидер Фетхуллах Гюлен — влиятельный турецкий богослов. Несмотря на отсутствие регистрации в качестве общественного объединения, а затем и официальный запрет на деятельность, пропагандисты «Нурджулар» проявляют большую активность среди представителей тюркоязычных и мусульманских общин региона, особенно — среди молодежи. В 2010 году в Ростове-на-Дону был задержан гражданин Азербайджана, который организовал в частном доме незарегистрированную молельню и проводил собрания последователей «Нурджулар». Иностранец был депортирован за пределы Российской Федерации. Однако высылка проповедника не повлияла на дальнейшую деятельность «Нурджулар» на территории области. В 2010 году в Ростове-на-Дону был приговорен к выплате штрафа в 130 тысяч рублей еще один уроженец Азербайджана, занимавшийся организацией собраний сторонников «Нурджулар». Как выяснилось, он получал религиозную литературу из Турции и распространял среди последователей в Ростове-на-Дону. Между тем, еще в 2002 году тогдашний руководитель ФСБ РФ Николай Патрушев заявил, что эта религиозная организация выполняла целый комплекс задач в интересах турецких спецслужб. За 2002−2007 годы из страны были депортированы несколько сотен граждан Турции, подозреваемых в принадлежности к «Нурджулар». Тем не менее, деятельность организации на территории России так и не удалось полностью прекратить. Наиболее серьезную активность «Нурджулар» проявляет среди выходцев из Азербайджана, турок-месхетинцев и крымских татар.

Читайте также

Реваншистские планы на Крым

Более активно турецкие религиозно-политические организации проявляют себя в Крыму. До сих пор часть турецких политиков питает реваншистские настроения относительно Крымского полуострова, некогда бывшего вассальным Османской империи Крымским ханством. Сегодня нет ни ханства, ни империи, но державные амбиции у турецких националистов остались. В Крыму они пытаются активно влиять на умонастроения представителей крымско-татарского населения. По данным переписи, на полуострове проживает около 250 тыс. крымских татар. Большинство, как и турки-месхетинцы в Ростовской области, — законопослушные и мирные граждане. Но социально-экономические условия существования крымских татар, вернувшихся на историческую родину после депортации, а также антироссийская пропаганда украинских и турецких средств массовой информации, способствуют распространению среди части крымско-татарской молодежи радикальных взглядов. Наиболее активную деятельность в Крыму развернули структуры упомянутой выше организации «Нурджулар», а также «Братья-Мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир». Кстати, украинские власти относились к деятельности религиозных организаций фундаменталистского толка весьма снисходительно. Очевидно, что из стремления использовать религиозных радикалов против России, украинские спецслужбы практически «закрывали глаза» на их деятельность в стране.

После воссоединения Крыма с Россией турецкие и украинские спецслужбы стремились использовать для антироссийской деятельности на полуострове крымско-татарскую и турко-месхетинскую молодежь, связанную с националистическими и религиозно-политическими организациями. Именно из этой среды вышли боевики, участвовавшие в подрыве линий электропередач в Херсонской области и так называемой «блокаде Крыма». Политолог Владимир Григорьянц сообщает, что вычислить точное количество последователей радикальных религиозных организаций в том же Крыму не представляется возможным. Пожалуй, среди всех регионов Юга России, именно Крымский федеральный округ оказался в данный момент наиболее уязвимым для подрывной деятельности со стороны протурецких радикальных организаций. Другое дело, что в Крыму — достаточно жесткий и эффективный руководитель, — Сергей Аксенов, а большинство населения полуострова — и русские, и крымские татары, и украинцы — поддерживают вхождение Крыма в состав России. Поэтому пропаганда пантюркистских организаций, конечно, вряд ли будет успешной. Но определенные неприятности для Крыма она может принести — и в направлении их недопущения и необходимо работать спецслужбам и правоохранительным органам, а также религиозным и национальным организациям народов нашей страны.

Читайте также

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье