18+
пятница, 15 декабря
Армии и войны

«Русские витязи» зовут на службу

На юг прибыла знаменитая российская авиагруппа высшего пилотажа

  
2903
«Русские витязи» зовут на службу

Минобороны России решило провести масштабную акцию в Ростове-на-Дону, посвященную привлечению молодежи на военную службу по контракту. Подобное авиационное шоу, в котором будет задействована современная авиационная техника, пройдет на Дону впервые. Организаторы обещают яркие выступления, в которых примут участие 1,5 тысячи военнослужащих и более 20 единиц современной военной техники. Гвоздем программы станет выступление «Русских Витязей», которые прибыли на юг из подмосковной Кубинки. Российские асы уже провели на самолетах Су-27 тренировку своего выступления, которое пройдет над набережной города 21 марта, сообщила пресс-служба ЮВО.

Рождение витязей

На сегодняшний день «Русские витязи» — это единственная пилотажная команда в мире, которая успешно выполняет одиночный и групповой пилотаж на четырех, шести и девяти истребителях. До недавнего времени многие из фигур высшего группового пилотажа, которые демонстрируют российские асы, считались невыполнимыми для таких самолетов. К примеру, прославившееся на весь мир воздушное построение «Большой бриллиант» или «Большой ромб», выполняемое совместно с не менее известной пилотажной группой «Стрижи», официально попало в книгу рекордов Гинесса. До этого в истории мировой авиации продемонстрировать подобный воздушный маневр не удавалось ни одной пилотажной группе. За годы своего существования группа успела выступить в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Малайзии и других странах, продемонстрировав высочайшее летное мастерство и передовые достижения отечественного авиастроения. Сегодня пилотажные группы «Русские Витязи» по праву являются визитной карточкой Военно-воздушных сил России.

По данным Минобороны России, история знаменитой на весь мир пилотажной группы началось в мае 1989 года, когда на вооружение 234-го истребительно-авиационного полка поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин. Ведущим первого «ромба» стал Анатолий Арестов, левым ведомым — Александр Дятлов, правым — Иван Кирсанов, хвостовым ведомым — Владимир Букин. Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолета, его инертность и, как ни странно, его отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе. И только огромное желание и упорство летчиков помогли им преодолеть все трудности.

В начале 1991 года состав пилотажной группы из шести самолетов сформировался окончательно. Ведущим стал Владимир Басов, левым ведомым остался Александр Дятлов, хвостовым — Владимир Букин. Правым ведомым стал Сергей Ганичев, левым внешним — Владимир Баженов, правым внешним — Александр Личкун. Новому подразделению решили дать яркое имя, придумать собственную эмблему и особую окраску для самолетов. Выбор названия оказался делом непростым. Варианты были один экзотичней другого, пока запасной пилот Николай Гречанов не произнес слово «витязь» и тогда все стало на свои места. Эта прочная ассоциация с истоками, былинами и мужественностью русского народа не прерывается и по сей день. Официальным днем рождения «Русских Витязей» стало 5 апреля 1991 года. А уже через четыре с половиной месяца — 24 августа название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом на первом польском авиашоу в Познани. Тогда командир группы Владимир Баженов выступил с программой одиночного пилотажа. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Специалистам ОКБ «Сухого» потребовалось меньше месяца на разработку единого дизайна и раскраску истребителей группы.

Полноценный международный дебют «Витязей» состоялся осенью этого же года по приглашению английских пилотажников. Летчики Басов, Дятлов, Ганичев, Букин, Баженов и Личкун на свежераскрашенных Су-27 прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и четкий сверкающий строй крылатой шестерки. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows. Той же осенью на авиашоу в Праге «Русских Витязей» представляли Владимир Грызлов и Игорь Ткаченко, выступившие в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 просто отказались от своего выступления из опасения «потеряться» на фоне русских.

Трудные времена

В августе 1993 года на канадской авиабазе Эбботсфорд показательные выступления «Русских Витязей» завершились курьезом: канадские летчики поспорили с «Витязями» о том, что Су-27 как истребитель уступает их самолету CF-18 «Хорнет». Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей — «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над хваленым «Хорнетом», доказав непревзойденные качества отечественных боевых машин.

Выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты и восторг зрителей по всему миру. Так было и на очередном авиасалоне в Малайзии в декабре 1995 года, но вернуться домой на этот раз довелось не всем… 12 декабря три истребителя «Витязей» врезались в скрытую за непроглядным туманом гору при заходе на посадку на аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика — гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 г. на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.

Для летчиков наступили трудные времена. Тяжелее всего переносилась моральная травма. Большую поддержку коллегам оказали британские летчики пилотажной группы Red Arrows, пригласив «Витязей» к себе на базу. Лишь в апреле 1996 года «Витязи» смогли начать отработку парного пилотажа, затем восстановили «тройку» и, наконец, составили «ромб», в который вошли Личкун, Климов, Ковальский и Букин. Вновь слетанный ромб на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре на гидроавиасалоне «Геленджик-96». И наконец, в 1997 году в небо поднялась шестерка. В июне «Витязи» впервые после полуторагодового перерыва снова демонстрировали свое мастерство за границей: сначала в австрийском городе Цельтвег, а затем в столице Словакии — Братиславе. В сентябре группа с дружественным визитом посетила Францию, где приняла участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А чуть позже летчикам на своих самолетах доверили эскортировать лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию.

В мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира гвардии полковника Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Игорь Ткаченко, а в группе осталось только три подготовленных летчика: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года в небо поднялся новый «ромб», в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. 10 декабря для делегации из США они выполнили первый показ над Кубинкой.

Кубинский бриллиант

В 2004 году «Витязи» и «Стрижи» поставили мировой рекорд в истории авиации. В составе девяти самолетов Су-27 и МиГ-29 они провели совместный полет пилотажных групп в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе над Аравийской пустыней «Витязи» заняли первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества Су-27. Группа выступила с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «Клин», двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». Летчики были награждены золотыми медалями Международной авиационной федерации.

Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов, названная, благодаря своим очертаниям и уникальности, «кубинским бриллиантом». МАКС-2009 также запомнился «Витязям», правда, уже не по столь радостной причине. Когда до главного авиационного события года оставалось два дня «четверка» летчиков ушла на тренировочный полет над точкой показа в Жуковский. И на этой тренировке случилась беда — трагически погиб ведущий летчик «Русских Витязей» гвардии полковник Игорь Ткаченко. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда лишь полетом «ромба» в заключительный день МАКСа. Указом Президента России Игорю Валентиновичу было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

В новый 2010 год пилотажную группу повел заместитель погибшего командира — гвардии полковник Игорь Шпак. Зимой возобновились тренировочные полеты, а к составу группы присоединился гвардии подполковник Сергей Щеглов, успешно прошедший программу пилотажной подготовки и занявший место левого внешнего ведомого в строю «Русских Витязей». В 2011 году пилоты отметили 20-летие со дня образования пилотажной группы. 5 апреля на торжествах по случаю юбилея в Кубинке собрались представители всех поколений «Витязей», ветераны Центра показа авиационной техники и просто любители авиации. Мастерство высшего пилотажа, показанное летчиками в небе, ярко свидетельствовало, что сегодняшнее поколение не только бережно хранит, но и умножает традиции прославленной эскадрильи. На Международном авиакосмическом салоне МАКС-2011 «Витязи» в сложной и насыщенной летной программе продемонстрировали высший одиночный и групповой пилотаж, показав такие фигуры, как встречная и синхронные бочки, петля с переворотом, роспуск «Тюльпан» с четырьмя «Колоколами» одновременно.

Многолетний опыт выступлений пилотажной группы на международной арене неоднократно доказывал высочайший уровень мастерства личного состава «Русских витязей». В настоящее время пилоты продолжают выполнять групповой высший пилотаж совместно со «Стрижами». Самостоятельно группа выполняет высший пилотаж в составе шести самолетов, встречный пилотаж и одиночный высший пилотаж на предельных режимах своих боевых машин. Увидеть своими глазами, на что способны российские летчики, 21 марта может каждый желающий. Акция «Военная служба по контракту в Вооруженных Силах — твой выбор!» начнется в 11:00 в районе пересечения улицы Береговая и Буденновский проспект на набережной Ростова-на-Дону.

Фото: Министерство обороны России

Популярное в сети
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье