18+
суббота, 23 сентября
Армии и войны

Компьютер с крыльями на вооружение ВВС России

В Армавир прибыли учебно-боевые комплексы будущего — реактивные штурмовики Як-130

  
16528
Компьютер с крыльями на вооружение ВВС России

На аэродроме Учебной авиационной базы Армавира погода нынче «летная» во всех отношениях. Сюда приземлились три новейших реактивных учебно-боевых самолета Як-130. Личный состав учебной авиационной базы выстроился как на парад — повод для этого веский, ведь парк этого аэродрома не обновлялся более 30-ти лет.

НЛО для курсантов

Уникальные самолеты Як-130 были созданы ОАО «Корпорация «Иркут» в Иркутске. Там же они прошли полное тестирование, и после приема личным составом учебной авиационной базы Армавира машины с заводского аэродрома своим ходом перелетели на аэродром «Борисоглебск», чтобы затем отправиться к месту службы в Армавир.

— Як-130 — это учебно-боевой комплекс будущего. Главное, что он наш, отечественный. Для курсантов, это просто НЛО! — рассказал корреспонденту «СП"-Юг» заместитель командира армавирской авиабазы по работе с личным составом подполковник Дмитрий Жданов. — Ведь до сих пор они проходили обучение на чешских самолетах L-39 Albatros, выпущенных еще в 80-х. Во многих странах мира «Альбатросы» так и остаются в строю. А в России теперь новый Як-130 обеспечит высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит уже летать на авиакомплексах пятого поколения. Сегодня мы получаем первую партию из трех самолетов, а до конца ноября прибудут еще пятнадцать.

Эксплуатировавший около 14 лет самолет L-39 штурман, программист армавирской базы Костантин Безверхий рассказал корреспонденту «СП"-Юг», что с самолета Як-130 начинается важный этап освоения новой авиационной техники.

— Первые шесть летчиков нашей учебной авиабазы во главе с командиром — полковником Анатолием Волковым прошли практическое обучение полетам на тренажере самолета ЯК-130 в учебной авиабазе Борисоглебска, — отметил Безверхий. — А теперь такой тренажер есть и у нас. Это позволит нам еще более качественно и быстро подготовиться к первым полетам на реальном самолете. Наша первоочередная задача освоить самим эту учебно-боевую технику. Курсанты же в кабину Яка сядут, как планируется, не раньше 2016 года и то, начиная с 4 курса. А офицерский состав эскадрильи в небо поднимется уже с декабря этого года. И не знаю, как насчет НЛО, но то, что это компьютер с крыльями — точно!

Тренажер дороже самолета

Накануне приема воздушных машин, военные летчики показали журналистам и свой «компьютер без крыльев» — тренажер. Его стоимость составляет 95 миллионов рублей, что даже дороже, чем настоящий самолет. В отдельный бокс тренажера с особыми условиями так просто не попасть — на входе в него выдают стерильную обувь. Перед тренажером на экране транслировалось панорамное видео местности, словно из кабины самолета. В нашем случае два пилота пролетали над Армавиром.

— Захотим, и над Москвой, и даже Парижем полетаем, — с улыбкой говорит начальник отдела пилотажных тренажеров Виктор Сидоров. — В компьютере есть и такая программа. С ее помощью можно запрограммировать и внештатную ситуацию. Кстати, у самолетов прошлых лет при отказе электроники было предусмотрено и ручное управление. А современные Яки в этом случае могут блеснуть аж четырехкратной компьютерной защитой.

Завершив тренировочный «полет» на тренажере, свой штрих к портрету Яка, внес пилот эскадрильи майор Артем Липский:

— В кабине тренажера полное ощущение реального полета, с той лишь разницей, что нет перегрузок, и керосином не пахнет. А если сравнивать чешские Альбатросы, на которых мы летали, и новые Яки, то это как пересесть с «Жигулей» на «Мерседес». У новой учебно-боевой машины есть уникальная способность при изменении программы задавать летные параметры, например МИГа. И так, не выходя из кабины, можно вести обучение начиная с транспортных машин, до истребителей. Так что без сомнения, новый российский самолет ждет не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

Долгожданная тройка самолетов в армавирском небе появилась под звуки военного оркестра. В знак приветствия, покачивая крыльями, самолеты на аэродром заходили по одному. После приземления и официальных приветствий, Яки стали объектом пристального изучения. Пилоты авиабазы Борисоглебска поведали о достоинствах самолета исходя из собственного опыта. Важная особенность Як-130 — возможность имитации реальной боевой обстановки. На многофункциональном индикаторе курсант в реальном времени видит метки целей от РЛС и сообщения об отказах различного оборудования во время попадания вражеских снарядов. Самолет оснащен дистанционной системой управления, способной самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета.

По словам специалистов, Як-130 является учебно-боевым самолетом, способным работать в качестве легкого штурмовика. Так что при необходимости он может эффективно применяться как полноценный боевой самолет. В номенклатуре вооружения у него есть управляемые ракеты класса «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески. А вот стоимость его эксплуатации в 7 раз ниже, чем, например, у распространенного МиГ-29УБ. Поэтому высокий интерес к новому российскому самолету проявляют во многих зарубежных странах, например, их покупателем уже является Алжир.

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье