Армии и войны

Компьютер с крыльями на вооружение ВВС России

В Армавир прибыли учебно-боевые комплексы будущего — реактивные штурмовики Як-130

  
16533
Компьютер с крыльями на вооружение ВВС России

На аэродроме Учебной авиационной базы Армавира погода нынче «летная» во всех отношениях. Сюда приземлились три новейших реактивных учебно-боевых самолета Як-130. Личный состав учебной авиационной базы выстроился как на парад — повод для этого веский, ведь парк этого аэродрома не обновлялся более 30-ти лет.

НЛО для курсантов

Уникальные самолеты Як-130 были созданы ОАО «Корпорация «Иркут» в Иркутске. Там же они прошли полное тестирование, и после приема личным составом учебной авиационной базы Армавира машины с заводского аэродрома своим ходом перелетели на аэродром «Борисоглебск», чтобы затем отправиться к месту службы в Армавир.

— Як-130 — это учебно-боевой комплекс будущего. Главное, что он наш, отечественный. Для курсантов, это просто НЛО! — рассказал корреспонденту «СП"-Юг» заместитель командира армавирской авиабазы по работе с личным составом подполковник Дмитрий Жданов. — Ведь до сих пор они проходили обучение на чешских самолетах L-39 Albatros, выпущенных еще в 80-х. Во многих странах мира «Альбатросы» так и остаются в строю. А в России теперь новый Як-130 обеспечит высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит уже летать на авиакомплексах пятого поколения. Сегодня мы получаем первую партию из трех самолетов, а до конца ноября прибудут еще пятнадцать.

Эксплуатировавший около 14 лет самолет L-39 штурман, программист армавирской базы Костантин Безверхий рассказал корреспонденту «СП"-Юг», что с самолета Як-130 начинается важный этап освоения новой авиационной техники.

— Первые шесть летчиков нашей учебной авиабазы во главе с командиром — полковником Анатолием Волковым прошли практическое обучение полетам на тренажере самолета ЯК-130 в учебной авиабазе Борисоглебска, — отметил Безверхий. — А теперь такой тренажер есть и у нас. Это позволит нам еще более качественно и быстро подготовиться к первым полетам на реальном самолете. Наша первоочередная задача освоить самим эту учебно-боевую технику. Курсанты же в кабину Яка сядут, как планируется, не раньше 2016 года и то, начиная с 4 курса. А офицерский состав эскадрильи в небо поднимется уже с декабря этого года. И не знаю, как насчет НЛО, но то, что это компьютер с крыльями — точно!

Тренажер дороже самолета

Накануне приема воздушных машин, военные летчики показали журналистам и свой «компьютер без крыльев» — тренажер. Его стоимость составляет 95 миллионов рублей, что даже дороже, чем настоящий самолет. В отдельный бокс тренажера с особыми условиями так просто не попасть — на входе в него выдают стерильную обувь. Перед тренажером на экране транслировалось панорамное видео местности, словно из кабины самолета. В нашем случае два пилота пролетали над Армавиром.

— Захотим, и над Москвой, и даже Парижем полетаем, — с улыбкой говорит начальник отдела пилотажных тренажеров Виктор Сидоров. — В компьютере есть и такая программа. С ее помощью можно запрограммировать и внештатную ситуацию. Кстати, у самолетов прошлых лет при отказе электроники было предусмотрено и ручное управление. А современные Яки в этом случае могут блеснуть аж четырехкратной компьютерной защитой.

Завершив тренировочный «полет» на тренажере, свой штрих к портрету Яка, внес пилот эскадрильи майор Артем Липский:

— В кабине тренажера полное ощущение реального полета, с той лишь разницей, что нет перегрузок, и керосином не пахнет. А если сравнивать чешские Альбатросы, на которых мы летали, и новые Яки, то это как пересесть с «Жигулей» на «Мерседес». У новой учебно-боевой машины есть уникальная способность при изменении программы задавать летные параметры, например МИГа. И так, не выходя из кабины, можно вести обучение начиная с транспортных машин, до истребителей. Так что без сомнения, новый российский самолет ждет не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

Долгожданная тройка самолетов в армавирском небе появилась под звуки военного оркестра. В знак приветствия, покачивая крыльями, самолеты на аэродром заходили по одному. После приземления и официальных приветствий, Яки стали объектом пристального изучения. Пилоты авиабазы Борисоглебска поведали о достоинствах самолета исходя из собственного опыта. Важная особенность Як-130 — возможность имитации реальной боевой обстановки. На многофункциональном индикаторе курсант в реальном времени видит метки целей от РЛС и сообщения об отказах различного оборудования во время попадания вражеских снарядов. Самолет оснащен дистанционной системой управления, способной самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета.

По словам специалистов, Як-130 является учебно-боевым самолетом, способным работать в качестве легкого штурмовика. Так что при необходимости он может эффективно применяться как полноценный боевой самолет. В номенклатуре вооружения у него есть управляемые ракеты класса «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески. А вот стоимость его эксплуатации в 7 раз ниже, чем, например, у распространенного МиГ-29УБ. Поэтому высокий интерес к новому российскому самолету проявляют во многих зарубежных странах, например, их покупателем уже является Алжир.

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Валерий Рашкин

Политик, депутат Госдумы РФ

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье