18+
понедельник, 23 апреля
Туризм / Лето 2016

Синдром жадности или испорченный отпуск

Что мешает нашим курортам добиться международных стандартов

  
3230
Синдром жадности или испорченный отпуск
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Курортный сезон подошел к концу, власти подводят итоги и подбивают для отчетности статистику, отельеры и рестораторы подсчитывают доходы от нынешнего небывалого наплыва туристов, а что говорят сами люди? Чем запомнится им лето-2016, проведенное на отечественных курортах?

На днях многие информационные ресурсы растащили и растиражировали новость от Ассоциации туроператоров России (АТОР) о том, что отечественный турист остался недоволен ценой и качеством, предложенного турпродукта. Данные основывались на работе турагентств, а точнее — статистике и отзывах по итогам брони. Жалобы сыпались в основном от обеспеченного контингента (средний класс) и касались несоответствия российских «звезд» отелей из зарубежным аналогам.

Как сказала бы одесская тетя Соня: «Ой, не надо меня уговаривать, я и так соглашусь!». Люди, отдыхавшие ранее за границей решили сравнить комфортность зарубежного «Мариотта» с российскими апартаментами?! Так и хочется спросить, граждане, вы в какой стране родились и живете?

Заносчивый, как гаишник с престижного перекрёстка
Как свидетельствуют отзывы на сайтах турагенств, отдохнувшие в первую очередь жаловались на высокие цены (а ведь отечественные курорты предпочли иностранным именно из-за цены), на отсутствие комфортной для отдыха инфраструктуры, и качество питания. Потому, как только возобновили чартерные авиарейсы в Турцию, россияне ломанулись туда даже в конце сезона.

Менее чем за две недели — со 2 по 14 сентября, как только чартерные авиаресы в Турцию были возобновлены, на отдых в Анталью вылетели более 30 тысяч российских туристов. До конца октября аэропорт ожидает не менее 550 чартерных рейсов из России, которыми прибудут еще около 100 тысяч россиян. И поверьте, здесь наши соотечественники не экономят на себе любимых, выбирая отели категории «пять звезд», работающие по системе «все включено». Причина проста, люди знают тот сервис, что им предлагается и готовы за него платить!

Что касается несоответствия ожидаемого и реального сервиса от отечественных курортов, то такое расхождение гендиректор компании «Мультитур» Дмитрий Шаров объяснил синдромом жадности российских отельеров и перевозчиков, а также отсутствием конкуренции на фоне «закрытия» любимой Турции и Египта. Больше других в этом году жадничали в Крыму, а в прошлом — этим грешили в Анапе, отмечают в АТОР. В то же время, как говорит замгендиректора «НТК Интурист» Сергей Толчин, туроператоров подвело отсутствие опыта работы с отечественными отельерами и незнание особенностей национального турпродукта, а точнее сказать, менталитета. Вылился сей промах в 40% всех жалоб, поступивших от россиян на «горячую линию» Общественной палаты РФ. Жалобы касались именно некачественных услуг, предоставленных турфирмами.

Вы уходите, слава Богу, или остаётесь, не дай Бог?

Больше всего уходящее лето запомнится отдохнувшим на Черноморском побережье жителям нашей большой страны зелеными странными водорослями, заполонившими берега, жарой без дождей и острой кишечной инфекцией. О последней писали все СМИ страны, еще больше шума наделала петиция на имя Путина, о чем мы писали. Примечательно, что факт инфекции и повального заболевания отдыхающих на курорте опровергли и прокуратура, и Роспотребнадзор, и Минздрав. По официальным отчетам надзорных ведомств, пробы морской воды, на которую грешили туристы, соответствуют норме.

Интересную историю на сей счет как постфактум рассказал мне один из сотрудников краевой больницы № 4 Адлерского района Сочи. По его словам, в этом году инфекционное отделение медучреждения оказалось забито настолько, что больных держали в коридорах. Как говорят «старожилы» больницы, не новость, что с начала сезона и вплоть до его окончания, ломятся койки «инфекционки», но рекорд налицо. После скандала в СМИ о том, что в Сочи грязное море и фекалии стекают в воду, отчего заражаются отдыхающие кишечными заболеваниями, больницу посетили представители прокуратуры и прочих ведомств. Первое, что их очень возмутило — количество больных. Тут же нелепые претензии посыпались к главврачу, на что руководитель был вынужден ответить, что дескать не персонал заражает туристов, люди поступают уже больные. Затем, после приватной беседы с главврачом, представители надзорного ведомства удалились, а персоналу было дано четкое указание, что если не хотите быть уволенными или отправиться работать в «деревню Лысаево на Горбатой пасеке», держите язык за зубами. В прессе не должно быть никаких комментариев, и с больными тоже нечего откровенничать.

Что до проб морской воды на соответствие чистоте, то они берутся очень хитро — на глубине, вдалеке от купающихся и там, где вода чистая. Вот так рождается стандарт соответствия.

В качестве поддержки отечественным курортам Ростуризм опубликовал информацию о том, что на морских курортах Турции гуляет та же зараза, что в Сочи, Геленджике и Анапе. Что дескать фекалии здесь не при чем, а виной всему норовирус. В Турции инфекция свалила с ног более 32 тысяч человек. Симптомы те же: повышение температуры тела, тошнота, рвота, боли в животе.

Наши экономные туристы, закаленные отдыхом на отечественных берегах изобрели безаптечный способ лечения кишечной заразы — Кока-кола плюс сухарики. Дескать Кола бьет заразу наповал своей кислотностью (ведь и гвозди растворяет), а сухари доделывают дело, удерживая разрушительную для норовируса жидкость в желудке.

Ну что тут сказать, вопреки неприятностям, будет отдыхающим на весь год масса колоритных рассказов приятелям о том, как обнимались с товарищем унитазом в жару у моря и круто сэкономили на еде.

А вообще, если почитать отзывы, оставленные отдыхавшими у моря в этом году, то они делятся в основном на две большие категории и маленький «довесок»: 1) категорически недовольных граждан 2) отзывы от пиарщиков отелей о том, что все прекрасно и 3) людей без особых претензий, которые копили на свой отдых года три, поэтому им ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ.

А если начистоту, да мы все еще в процессе обучения искусству гостеприимства. Учимся на своих ошибках и победах. В реалиях этого лета стало очевидно, что Черноморские курорты, чахнувшие много лет под конкуренцией тех же Турции и Египта, не могут пока справляться с таким огромным количеством россиян, несмотря на амбициозные планы властей оздоравливать конвеерно миллионы.

Та же проблема отходов от непомерного числа отдыхающих в Сочи встала в убийственное зловоние прямо в центре города от огромных мусорных куч. Да и канализация здравницы не рассчитана на такие потоки, не говоря о малюсеньких муниципальных пляжах. Здесь люди сидели чуть ли не на головах друг друга, а в море у берега вода была постоянно мутная от взвешенных частиц песка и еще чего-то… Не хватило и квалифицированного персонала, способного обслужить на заявленные «звезды». Говоря просто, ситуация напоминает, когда в однокомнатную квартиру нагрянули в гости 20 человек.

Может оно и к лучшему, что Турция снова открыла свои берега россиянам…

Впечатления от аборигенопапуасов

Обычно вялотекущий процесс сдачи жилья в наем, прием и отправка отдыхающих в поселках на окраинах Сочи, не обременяла хозяев домов-гостиниц с «нулевыми звездами». А в этом году у «туриндустрии» сельского уровня случился ажиотаж. Наблюдались и свои экономические особенности.

К примеру, по словам хозяйки одного из таких «домов отдыха», туристы приезжали на необычно короткие сроки. Если это Ростовская область, то речь шла о паре дней. Дончане ехали в Сочи на своих машинах, что стоило Туапсинскому району транспортного коллапса. Здесь легковушки наравне с тяжеловозами стояли на раскаленном асфальте в автопробках часов по пять.

Туристы из среднеполосных регионов РФ снимали жилье и оставались на отдыхе максимум на неделю. Редкие экземпляры могли себе позволить роскошь отдыха дней на четырнадцать. Что касается обычных людей из разряда «сварщики» и «кухарки», вот им как раз ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ. У них не было претензий к сервису, к еде и даже к сумасшедшей стоимости знаменитой «олимпийской» электрички «Ласточка», которая доставляла их до станции «Олимпийский парк» или до «Роза Хутор». Люди долго-долго копили деньги и вернутся к морю теперь нескоро, поэтому по максимуму накапливали впечатлений и отдыхали в режиме «Дюрасел». Им нужно было за пару дней обрести бронзовый загар, чтобы хвастаться дома (правда вместо этого они получали ожоги) и успеть посмотреть все олимпийские и неолимпийские достопримечательности, а это тяжелая задача.

— Такие любознательные, как дети, всё расспрашивали у меня, пришлось даже справочники с расписанием транспорта и путеводители купить, самой выучить и рассказывать, — делится впечатлениями хозяйка жилья внаем. — С одной стороны, это было удобно, что отдыхающие с раннего утра уходили из дома и возвращались уже за полночь, но по-человечески людей жалко. После такого отдыха надо дома еще пару недель приходить в себя. Многие заболевали от таких нагрузок без акклиматизации и привычного режима питания. Конечно иммунитет давал сбой. Переболели кишечными инфекциями практически все, кто снимал жилье, — добавила колоритных подробностей хозяйка мини-гостиницы, напомнив о том, что отдых у моря заряжает здоровьем на весь год при условии умеренности и режима с достаточным количеством дней.

Кто вернется

Следующий год может стать непростым для российских курортов.

— Из тех туристов, которые переориентировались на наши курорты с курортов заграничных, далеко не все вернутся во внутренний туризм, — приводит слова коммерческого директора туроператора «Алеан» Оксаны Булах АТОР. А участники рынка отдыха, по «косякам» заката нынешнего курортного сезона, напоминают российским отельерам и рестораторам о необходимости конкурировать с заграничным сервисом индустрии гостеприимства. В этом году они может и «срубили» денег с россиян, которые не смогли выехать на турецкие берега, но не факт, что это случится в следующем. Хотя власти Крыма уже и делят шкуру неубитого медведя, планируя на следующий сезон принять более 6 млн отдыхающих, очевидно, что санаторно-курортный комплекс региона остро нуждается в реконструкции и реформе.

В этом году было много тех россиян, кто впервые отказался от отдыха за рубежом ради экономии, и посетили отечественные курорты и очень разочаровались. Надо понимать, что обеспеченные соотечественники по-любому будут искать наилучшие ценовые предложения с соответствующим уровнем качества. «Бюджетники» все равно приедут, но не в «звездные» отели, а на постой к тете Маше. Беда лишь в том, что бюджет курортных городов и регионов как раз делается за счет тех самых недовольных и требовательных к сервису людей, потому что именно они снимают апартаменты в дорогих отелях, оздоравливаются в санаториях и питаются в тех ресторанах, что платят налоги.

— С учетом курсовых разниц, Сочи в сегменте «эконом» доступней зарубежных курортов. В сегменте «средний» и «выше среднего» наши курорты пока проигрывают, — констатирует замгендиректора «НТК Интурист» Сергей Толчин.

Так что Ассоциация туроператоров России настоятельно советует позаботиться курортным муниципалитетам в доведении до сознания отельеров и рестораторов простой мысли, что турист поедет только в том случае, если проезд будет доступным, а соотношение цены и качества объектов размещения разумными. Есть претензии и к местным властям в организации движения общественного транспорта и тех пляжных территорий, ради которых собственно говоря, и едут люди на море. К тому же вопрос с космической стоимостью авиабилетов и поездов все еще остается открытым…

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье