18+
воскресенье, 22 апреля
Туризм

Забытый маршрут: Сочи-Новороссийск-Ялта

О каких круизах 150-летней давности вспомнили чиновники благодаря президенту

  
2486
Круизный лайнер "Crystal Symphony" в морском порту Санкт-Петербурга
Круизный лайнер «Crystal Symphony» в морском порту Санкт-Петербурга (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)

Не пройдет и года как по Черному морю из Сочи до Новороссийска, Ялты, Севастополя отправятся пассажирские лайнеры. Уже весной 2017-го обещают открыть долгожданную круизную линию. С этой радостной вестью выступил накануне гендиректор сочинского порта Владимир Деркунов.

По его словам, работа ведется с февраля этого года, а уже в апреле следующего, отправившись из порта в Сочи, можно целую неделю бороздить Черноморские просторы, добравшись до Крыма. Чтобы осуществить этот проект были подключены все заинтересованные организации — группа компаний «Интермарин"(Россия), Министерство транспорта Крыма, АНО «Единая транспортная дирекция» и АО «Сочинский морской торговый порт».

По словам Деркунова, Минтранс уже одобрил проект. Все специалисты тоже «дали добро»", заявив, что только за первый год по круизной линии смогут отправиться до 40 000 туристов.

Все эти новости не могут не радовать. И вот сразу какие нахлынули воспоминания по этому поводу.

Морская неделя

Яхта — это жизнь. Эта фраза Эрнеста Хэменгуэя встречала пассажиров турбохода «Федор Шаляпин» прямо на входе. Гости «Шаляпина» были взволнованы. Еще бы предстоял недельный круиз по внутреннему Черному морю вдоль берегов Советского Союза: Одесса-Ялта Новороссийск-Сочи-Батуми. Я еще раз вслух прочитал цитату: «Яхта — это жизнь. Эрнст Хэменгуэй». Кто-то добавил:
- Большой красавец турбоход — это красивая жизнь.
И, поверьте мне на слово, этот человек не ошибся…

Семь дней мы бороздили Черное море. Не буду скрывать, лично для меня «хождение по морям» было сказочным путешествием. Пассажиры круизного лайнера круглые сутки пропадали на дискотеках, а утром, уставшие и довольные, приходили с танцев сразу на завтрак. Почти каждый день попадали в новый город, где в портах ждали шикарные экскурсионные автобусы и энциклопедически начитанные гиды.
В круизе я думал о Сочи, вспоминал молодые годы, когда во время стоянок судов-путешественников, мы договаривались с матросами из экипажа и покупали в судовых барах растворимый кофе, сделанный в Одессе на известной улице Дерибасовской. Какое было счастье купить кофе в круизе прямо на борту «Шаляпина»…

Теперь эти воспоминания — о будущем. По всей видимости, у Родины все же дойдут руки и технологии до воссоздания своего круизного морского флота. И уже абсолютно точно, этот процесс взбодрится после динамичного ускорения, которое придал на заседания Госсовета России в Керчи Владимир Путин. Ясно и четко он поручил министру транспорту РФ Максиму Соколову «организовать уже в следующем году круизное морское сообщение между Сочи и Ялтой» По мнению президента, подобные перевозки могут быть интересны туристам. Еще раз процитирую главу государства: «Я уверен, что люди пользовались бы этим сообщением, наверняка. Приезжающие в Крым посмотрели бы Сочи, олимпийские объекты, а те, кто отдыхает в Сочи — посетили бы музеи Крыма…»

Точно так! Например, я, как коренной сочинец, с удовольствием бы сходил по морю поглазеть на Крым в экскурсионном круизе, ибо никогда там не был. Кстати, почти все порты по черноморскому маршруту полны достопримечательностей. Например, вблизи Новороссийска находится родина русского шампанского «Абрау-Дюрсо» и легендарная Малая Земля. Если «в стоянку» включить Анапу, то там древний город Горгиппия. Понятно, что Сочи манит своими олимпийскими объектами, а заодно из столицы зимней Олимпиады-2014 можно организовать и однодневную экскурсию в Абхазию на автобусах. Ну а Крым и вовсе одна большая достопримечательность, даже для сочинцев…
Так в чем же дело? Почему такие внутренние круизы до сих пор «стояли на якоре»?

Читайте также

Вспоминается попытка двухлетней давности пустить катамараны Сочи-1 и Сочи -2 из Анапы до Феодосии. Но вскоре от них отказались. В Минтрансе Крыма заявили, что это было сделано из-за убыточности проекта. Проезд по маршруту Анапа-Феодосия обходился в 1500 рублей. Катамараны могут брать до 300 пассажиров на борт, при этом их максимальная загрузка не превышала 160−170 пассажиров. Не повторится ли ситуация с вводом круизной линии? Или появятся другие проблемы? И опять как туристам будут предлагать отправиться из Сочи в Ялту на автобусе за те же «нерентабельных» 1500−2000 рублей за почти сутки в дороге, с учетом переправы в Керчи? И это при том, что рядом плещется Черное море?!

Загвоздка в том, что у России практически полностью отсутствует круизный флот и морские пассажирские суда на подводных крыльях типа «Комета», которые можно было бы использовать в пригородном морском сообщении и «быстрых» круизах. И когда решение президента о морской круизной линии Сочи-Крым начнут выполнять, на дно потянет именно эта проблема. Быстрее всего, для организации подобных морских путешествий придется мотивировать кнутом и пряником наших предпринимателей, чтобы они фрахтовали небольшие круизные суда для родных туристов. Конечно, к вопросу могли бы подключиться турецкие коллеги и в этом случае во «внутренний» черноморский круиз можно было бы добавить и ближайший турецкий порт Трабзон. Впрочем, такому «круизу одного моря», я имею ввиду само Черноморье, есть куда продвигать маршрут. Вдоль берега Грузия, Болгария, Румыния…

Если круизы вдоль берега Черного моря возродятся обязательно накоплю на путевку и почитаю по пути на турбоходе в Ялту Эрнеста Хэменгуэя. Словом, для путешествий по морю теперь не обязательно покупать яхту, хотя, конечно, яхта — это жизнь.

Читайте также

Кстати

Действительно, у нас сегодня если что-то начинает создаваться новое, обязательно нужно обратиться к истории. И тогда любое путешествие в прошлое ясно даст понять, что может дать будущее. Видимо, Минтранс РФ и все заинтересованные организации тоже обратились к историческим фактам. И про них стоит вспомнить.

Крымско-Кавказская круизная линия начала работать более чем полтора века назад, а именно — в 1859 году. Ее открыло Русское общество пароходов и торговли Крымско-Кавказская линии. К 1914 году между кавказскими и крымскими портами курсировали десять морских судов, на которых легко размещались 1270 человек. Особенную популярность линия получила в середине прошлого XX века. На линии работали легендарные теплоходы «Россия», «Украина», Победа", «Адмирал Нахимов», «Иван Франко», «Таджикистан», «Дмитрий Шостакович» и др. На 1 января 1988 года транспортный грузо-пассажирский флот Минморфлота СССР насчитывал 114 судов общей пассажировместимостью почти в 30 тысяч мест. Из них только на круизных линиях Черноморского морского пароходства (г.Одесса) работало 21 морское судно, рассчитанных на 12 000 пассажиров, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий. За год в круиз отправлялись 130−135 000 пассажиров, в том числе 10−15 тысяч иностранцев. В 1991 году, после распада СССР и перехода Черноморского морского пароходства под юрисдикцию Украины, Крымско-Кавказская линия прекратила свое существование.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье