18+
четверг, 22 февраля
Туризм / Лето 2016

Что вас ждет по дороге к морю

Отель на четырех колесах становится на нашем Юге все популярнее

  
1742
Что вас ждет по дороге к морю
Фото: Yay/ ТАСС


Автомобиль не роскошь, а средство передвижения в отпуск к Черному морю. Нынешним летом у расцвета автомобильного туризма к берегам отдыха есть логичное объяснение. Что бы там не говорили на самом верху и даже выше о субсидиях на авиаперевозки, сколько бы РЖД не тужилось, сбивая цены на железнодорожные курортные перевозки двухэтажными вагонами, личный автомобильный транспорт все равно пока самый доступный вариант доставки на море отдыхающих. Сел в машину и дави на газ. А по дороге вспоминай незабвенного гражданина О. Бендера, водителя Козлевича и автопробег в славный город Черноморск. Кроме гарантированных приключений на ниве автотуризма, «бюджетников» привлекает еще и то, что автомобиль в паре с палаткой образует некий «двухкомнатный» номер типа «фэмели сьют» с единственным неудобством, что удобства на улице…

Три часа за рулем


Пару дней я поколесил заправским черноморским автотуристом на в доску ремонтопригодном транспорте народной марки «жигуль». Своими глазами наблюдал, как под вечер вблизи федеральной трассы и моря паркуются на ночлег дальнобойщики. В такие минуты я громко напевал песню Юрия Шевчука: «Десять лет за рулем, три ночи без сна». К чему приводит это «без сна»? Например, недалеко от местечка Головинка на моих глазах водитель деловито достал из кабины разгоряченной фуры раскладушку, расстелил оделяло и улегся спать. Море было совсем недалеко — через дорогу. Чем не кемпинг?!

Пользоваться бесплатной «карманной» стоянкой водителей фур вынуждает полное отсутствие инфраструктуры по обслуживанию дальнобойщиков у моря. Автомобильных стоянок, способных принимать «такие громадины» и обеспечить ночлег водителям у моря нет в помине. А ведь за рулем фур сидят люди, которые, доставив летом свой груз до самого синего моря, имеют конституционное право на отдых и бонусное купание в черноморских волнах. О потенциальной опасности таких «трех ночей без сна» водителя большегруза и вовсе лучше не думать…

Следствием, многолетнего забвения проблем придорожного сервиса по дороге к морю и стали эти стихийные «лежбища» фур, которые высококлассные водители умудряются вкатывать чуть ли не на самый берег, распугивая безлошадных отдыхающих…

Нарулившись вдоль Черноморского побережья Кубани, я получил очень ясное представление и яркие впечатления о состоянии пляжного автотуризма. Не буду спорить: около дорог, «кое-где у нас порой» возникли мотели с нормальным, пусть и не звездным сервисом, но автокемпингов на берегу моря, хотя бы с намеком на сервис, и еще более важным для автотуриста автосервисом — раз два и обчелся. Сплошь и рядом гостям Черноморского побережья просто разрешают за не всегда умеренную плату подруливать к морю, опуская какую-нибудь дешевую веревочку и дают «место для машины». Палатку надо иметь свою. Стоит ли удивляться, что автотуристы предпочитают автодикарство, паркуют машины стихийно и бесплатно в местах, где к морю можно подкатить «без веревочек». Про экологию я говорить не буду. Напомню о безопасности такого автотуризма…

Читайте по теме

Две ночи без сна

Стоит вспомнить, что во время августовского ливня в восьмидесятых годах прошлого века бурная горная река Шахе в Лазаревском районе Сочи смыла в море целую «дикую» пляжную автостоянку. Ее разбили на берегу реки, рядом с морем. Да и недавний сочинский случай, когда малыш вышел с пляжного «автокемпинга» на железную дорогу и чудом был спасен из-под колес локомотива сотрудником ведомственной охраны РЖД Арсентием Хазаряном вряд ли требует комментариев. Просто фантастика, что рядом проходил такой храбрый человек…

Понятно, что при диком скоплении машин торговцы чипсами и водой из-под крана появляются автоматически. Наверняка, кто-то «держит» это бесплатное место под солнцем. Например, когда я хотел подъехать к морю на одном из таких диких «автопляжей», из кустов выглянула мадамушка в купальнике и с детской улыбкой попросила «оплату за проезд».
 — Вы кондуктор?
 — Нет, я менеджер…
 — А, может, энерджайзер?
 — Кто-кто!?.

На «автомобильном» пляже недалеко от Сочи встретил Виктора Волкова из Новосибирска.
 — Недавно мы купили авто прицеп-домик для семейных путешествий, — рассказывает сибиряк. — Я приехал на разведку, чтобы забить место у моря для машины и домика-прицепа. Племянник с прицепом и семьей будет через два дня. Думал, что ближе к Сочи найду автокемпинг, где такие прицепы подключаются к береговому электропитанию. Все-таки начитался, что Сочи — курорт мирового уровня для любых туристов…
 — И как впечатление?
 — К автотуристам «мировой уровень» не относится…

В разгар курортного лета губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заговорил о дорогах к морю. Вдруг выяснилось, что не очень кстати в пик лета начат ремонт на трассе М-4 «Дон». Очень трудно не согласиться и с такими словами губернатора: «У нас, как правило, пик активных строительных работ попадает именно на курортный сезон. За это нас критикуют и абсолютно верно…» Вот и я критикую прямо из автомобиля…

Что и говорить, надо наконец-таки перестать готовить телегу летом. Нет, это уже не цитата, это пословица. Разве еще непонятно, что автотуризм в приморской части Кубани требует ускоренного развития. Такое настало время, что на черноморские берега на своих машинах люди едут в целях банальной экономии. И судя по тенденциям в авиадоставке туристов, бюджетный тур «отдых на своей машине» будет только набирать обороты и массовость. Стало быть, надо готовиться к еще большему наплыву «палаточных курортников», думать о них и создавать приемлемые условия, понимая, что по сравнению с заграничными курортами это конкурентное преимущество наших родных берегов Черного и Азовского морей. Может быть, и об обязательной классификации автокемпингов пора подумать, выдавая им хотя бы одну «звезду», контролируя дислокацию и «веревочки». Словом, организация отдыха гостей морских курортов на личных автомобилях — это море для кипучей деятельности туристических фирм, местных администраций и граждан в правовой форме ИП.

Читайте по теме

По-моему, трудно оспорить тезис о том, что возведение и облагораживание приморских «однозвездных» автостоянок у моря с арендой палаток, продуктовыми автолавками и приездом к местам скопления автотуристов передвижных кинотеатров и дискотек, может стать дополнительным источником доходов тощих бюджетов небольших приморских деревенек и поселков Причерноморья и Приазовья Кубани. В окрестностях этих малонаселенных пунктов, уверен, всегда найдется место под солнцем для летних курортных городков автотуристов. Как я понял, за время своего небольшого автопутешествия, курортные и дикие палаточные городки у моря пока «понаехали» без спроса и разрешительных документов. Бороться с ними бессмысленно и бесполезно. Все с точностью до наоборот: пора создать такие условия, чтобы ребята и девушки, которые навесили «свои веревочки» на пути к пляжам, стали малыми предпринимателями по обслуживанию больших автотуристских потоков с выгодой для себя и туристов…

А пока не надо глядеть в воду, чтобы предположить: после ДТП в Абхазии с российским экскурсионным микроавтобусом и спасения малыша из-под колес поезда в районе стихийного автокемпинга, автотуристам начнут ставить палки в колеса и закручивать гайки, а на дикие скопления отдыхающих авто навалятся с рейдами. Запрещать и не пущать гораздо проще, нежели разработать какую-нибудь целевую программу всекубанского уровня по развитию и облагораживанию дикого автотуризма. Повторюсь: реальные события в экономике родины показывают, что авиасообщение с курортами и даже поездка в прохладном двухэтажном вагоне РЖД, еще какое-то время не сможет сравниться по затратам с доставкой к морю туристов личным автотранспортом, в который вмещается четыре человека. Как не крути, цены за съеденный автомобилем бензин, поделенные на четверых туристов, экономят минимум «два авиабилета»…

Стало быть, самое время готовиться к дальнейшим автонабегам на черноморские курорты. Ждать налетов байкеров. Автомобильный туризм, который в курортных странах приносит баснословные доходы в местные бюджеты населенных пунктов на морском маршруте, требует включения зеленого сигнала светофора. И, конечно, он требует организации комфортабельных пляжных парковок для не роскошных средств передвижения, которые на время стоянки у моря выполняют роль огромного чемодана, комнаты отдыха и гарантии «билета» на возвращение домой.
Словом, не зря я прослушал песню Юрия Шевчука про дальнобойщиков. Анализируя ситуацию, спать не пришлось.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье