18+
понедельник, 11 декабря
Туризм / Лето 2016

Черный пиар для Черного моря

Или кому выгодно срывать бархатный сезон на наших курортах. Мнения разделились

  
1876
Черный пиар для Черного моря
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Скандал в Крыму с диверсантами курортному региону пришелся очень некстати и стоить будет дорого. В Сочи все эти события восприняли с особой остротой и пониманием. Мол, знаем, проходили, как такой информационный повод может негативно сказаться на имидже курорта, а заодно повлиять на отток туристов. Хотя что в Сочи, что в Анапе не надо никаких диверсантов. Там каждый день происходит такое, что само по себе может распугать отдыхающих. На прошлой неделе в детском лагере чудом спаслись дети из Татарстана. Спаслись потому, что пошли вечером на дискотеку, а пока они отплясывали, сгорел их корпус и вещи. Краснодарский губернатор Вениамин Кондратьев сразу пообещал возместить детям убытки и даже купить новые мобильники, и они, кажется, даже успокоились. Во всяком случае, официальные СМИ Кубани сообщили, что дети при пожаре не паниковали и отреагировали на него спокойно. Казалось, еще немного и появятся пресс-релизы о том, что дети были даже счастливы. Слава Богу, вовремя остановились. Инцидент, казалось, был исчерпан. Но вряд ли скоро забудут об этом ЧП потенциальные отдыхающие, а главное, их родители, которые будут решать куда отправить на отдых детей следующим летом. Осадочек, что называется, все равно остался.

Вопрос о безопасности отдыхающих у нас всплывает всегда только тогда, когда кто-то гибнет или случается такой вот громкий пожар. Другое жуткое происшествие случилось в Сочи во время последних выходных. В роковой день 13 августа здесь на виду у всех отдыхающих моторная лодка убила купающуюся женщину. Сейчас с трагедией разбираются следователи. Выясняется, в частности, где были многочисленные спасатели и почему не смогли остановить беду.

До этого в СМИ проходило множество информсообщений о том, как на пляжах Сочи и всего Краснодарского края отдыхающие подхватывает различные инфекции. В общем, поводов для страшилок хватает и хватало все лето. И вот наш корреспондент решил, что Сочи, а заодно все Черноморское побережье нуждается в защите от такого черного пиара. Он, правда, не говорит о том, что эти поводы никто специально не придумывает, они происходят в реальной жизни. Впрочем, вот его доводы.

Кто «заказывает» курорты в бархатный сезон

В 2008-м году, когда город-курорт только набирал свои миллионы туристов после очередного экономического кризиса, прямо на пляже в очень популярном курортном местечке Лоо произошел взрыв. По версии следователей в феврале 2008 года 24-летний милиционер предложил своему другу, 23-летнему сотруднику сочинского телеканала, устроить в городе серию «летних» взрывов. В последующие несколько месяцев преступники изготовили девять взрывных устройств и подорвали их в разных районах курорта. В результате «акции устрашения» погибли 8 человек, около 20 туристов пострадали. Кроме того, следователи установили, что один из преступников, убил из ракетницы пятерых бомжей — трех мужчин и двух женщин. Затем он рассказал о своих преступлениях брату, и, опасаясь, что тот его выдаст, убил родственника, попутно обокрав его квартиру. О мотивах взрывов и убийств следователи тогда выяснили немного. Предположили, что бомжей ликвидировали из чувства неприязни, а взрывы преступники устраивали, чтобы нарушить общественный порядок. Психиатры признали фигурантов дела вменяемыми и предъявили обвинения. Был суд. Двум «внутренним диверсантам» дали реальные сроки заключения…


Тогда город-курорт Сочи получил удар в спину. В самый разгар бархатного лета пляжи опустели, люди отказались от путевок и поездок к сочинским берегам. Все надежды властей курорта и предпринимателей на высокий сезон были подорваны в одно мгновение.

Читайте по теме

Что и говорить, летом пляжные города-курорты очень уязвимы от последствий ЧП и информационных взрывов. Во многих случаях это банальные бытовые выбросы блогеров, которые подогревают посещаемость своих личных страничек в социальных сетях. Достаточно, какому-нибудь дальнозоркому автору разразиться байками о бактерии, найденной в стакане воды из курортной лужи, волна комментариев поднимает шторм, люди меняют планы и вместо того, чтобы нежиться у моря, предпочитают оздоровительно кирковать и лопатить на огородах собственной дачи. В попытках спасти сезон власти курортов вынуждены объясняться, рассказывая до хрипоты, что «бактерию» засекли в луже, а не в стакане воды из-под крана и была это вовсе не «кишечная палочка», а инфузория туфелька, которая встречается везде и всюду. Однако, взрыв был произведен, лайки добыты, а курортный сезон подорван. Люди перепугались и остались дома принимать безопасный пресный душ, вместо того, чтобы купаться в «кишащем инфекцией» море…

В этом контексте весьма показательны два недавних случая в Абхазии и Крыму. В первом на снижение потока туристов повлияла внутренняя политическая обстановка. Решение вести предвыборную борьбу в пик высокого курортного сезона, мягко говоря, было не очень дальновидным. В результате всего одного бойкого предвыборного митинга в самый разгар лета, Абхазия сама приостановила на время туристский поток. Сук был подпилен…

Для понимания ситуации буквально вчера я сгонял в Абхазию и могу сказать, что туристы снова поехали в страну Души массовым порядком, а российские пограничники и таможенники сделали все, чтобы люди не мурыжились в долгих очередях на границе. И все-таки догнать показатели сезона-2015 в категории «неорганизованный туризм» нынешним летом Абхазии вряд ли удастся, даже несмотря на то, что на глобальном туристском рынке все еще под вопросом массовое возвращение в пространство нашего отдыха Турции и Египта. Естественно, не добавляют энтузиазма отдыхающим и аварии на курортных дорогах. А информация о предотвращенных терактах в курортных местностях и вовсе вызывает страх у туриста-обывателя.

Понятно, что происшествия с отдыхающими случаются во всех курортных странах. Например, что касается туристских ДТП, то в этой категории лидируют курорты Юго-восточной Азии, а «террористические ЧП» с туристами докатались даже до благополучной Франции.

Читайте по теме

Безусловно, надо отметить, что у Москвы, в отличии от Парижа, Каира и даже Стамбула антитеррористический опыт в местах массового скопления людей накоплен очень богатый. Вне всякого сомнения, этому факту способствовала сочинская Олимпиада-2014, накануне которой, как стало известно совсем недавно, были в зародыше пресечены несколько готовившихся «взрывных» провокаций. Почти уверен, что этот опыт не позволил подорвать курортный сезон и в Крыму, а проведенные спецслужбами профилактические мероприятия накануне и во время Олимпийских игр в России сделали практически не реальным нападение на спортсменов, как это недавно случилось в Бразилии. Только представьте, какое информационное цунами окатило мир, если бы олимпийца грабанули в олимпийском Сочи. Почти уверен, что во время сочинской Олимпиады мобилизовали на всякий случай и специалистов по ликвидации любых информационных нападок на Олимпиаду, чьи имена неизвестны, а их мирная работа была сравнима с действием вежливых людей в Крыму во время исторического Референдума…

К сожалению, таких «вежливых контрпропагандистов» на черноморских курортах России нет. Например, процесс ликвидации информационного шлейфа после разоблаченного теракта на полуострове ограничился только дежурными заявлениями ответственных товарищей о том, что «все хорошо и безопасно», хотя в этой ситуации, на мой взгляд, требуется новый поток объективной и положительной информации с акцентом на обеспечение безопасности туристов. Не разовый, а ежедневный и ежечасный…

Увы и увы, но нашим курортам не хватает подразделений «информационного антитеррора». Именно, специальных бойцов пера-клавиатуры, и не побоюсь этого слова контрпропагандистов, которые бы профессионально и не в лоб, как это происходит вовремя архибюджетных рекламных компаний, могли бы «ликвидировать» последствия негативной и почти всегда возведенной в ранг сенсации тревожной информации об «инфузориях туфельках», наводнивших стаканы измученных сервисом курортников. Администрациям пляжных местностей нашего Юга надо понимать, что поток отпугивающей информации при нормальной свободе прессы пресечь никому не удастся, шила в мешке не утаишь, а объективному негативу можно противопоставить только информацию со знаком плюс, которой на курортах гораздо больше сто процентной чернухи. Просто все хорошее «не заслуживает внимания» и никем грамотно не распространяется, ибо, повторюсь, подразделения по борьбе с курортным негативом на информационном поле в штатах администраций полностью отсутствуют, а «дежурный и официальный» позитив не вызывает поток лайков в блогосфере. Вот и создается впечатление, что «все плохо», это и есть наша действительность, наши допотопные курорты в грязи и дороговизне. А если «все не так плохо» и упаси, господи, еще и хорошо — это сто процентная «заказуха». В результате курортный негатив наступает, не встречая никакого сопротивления. Какой же лайковый блогосфер будет опровергать самого себя, после публикации о бактерии в стакане воды, набранной, как неожиданно оказалось, не в кране, а луже. Кто захочет в эту лужу присесть?

Ну и вывод в сухом остатке: бесконечные информационные атаки на наши курорты в пик сезона, говорят о том, что настала пора самим курортам Юга обезвреживать «суровым языком плаката» информационные бомбы, которые подкладывают под них за здорово живешь. Одним словом, можете считать эти мои заметки контрпропагандистской статьей, «разминированием» имиджа черноморских курортов родного Юга и пропагандой отдыха в пляжной России и Абхазии.

Другое мнение

Пафос нашего автора, жителя Сочи понятен. А что делать простому туристу? Ведь всем понятно, что нет никакой целенаправленной пропаганды. Автор сам вспомнил случай 2008 года с подготовкой взрывов. Это что была специальная компания для СМИ? Конечно, нет. Как пожар в детском лагере, как утонувшая женщина средь бела дня на пляже. Как заблудившиеся туристы в Крыму. Как рекордные пробки на дорогах Кубани и огромное число ДТП из-за этого. Простая истина — говорят плохо не потому, что так нравится писать, а потому что это реально происходит. И ведь хороший пиар делается не на том, кто больше напишет хорошего про тот или иной курорт, а когда на этих курортах все меньше будет оставаться подобных информационных поводов. Страшных, трагичных, бессмысленных. Ведь допускаются чаще всего они просто по чьей-то халатности и халтурному отношению к работе. И что тут говорить в защиту?

Что-то не припомню, например, чтобы после громких ДТП в Турции кто-то активно начинал выдавать на гора пресс-релизы как там все прекрасно. Не было этого. Даже на платной основе. Всем было понятно, что какие бы аварии не случались, верх все равно возьмет качество сервиса и сравнительно низкие цены на отдых. Никакими авариями не испугаешь. Почему наши ЧП и скандалы пугают больше? Потому что тут же появляются чиновники и начинают оправдываться, а еще обвинять неведомые силы в заведомом обливанию грязью. И от этих заявлений — недоверия еще больше! Так что, дорогой коллега, не надо никакой ярой пропаганды! Нужно просто нормально выполнять свою работу и реально заботиться о туристах тем, кто за это отвечает! Мы можем, конечно, откупиться новенькими мобильниками, вручив их ребятам из сгоревшего корпуса. Но за этими подарками будет стоять одна тревожная мысль — ребята могли погибнуть в огне, если бы не чудо. Им сейчас вернут сгоревшие мобильники, но обеспечить их безопасность так и не смогли… После этого, хоть какие добрые и пафосные материалы пишите про детский лагерь «Витязево», вряд ли уже кто-то поверит.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье