18+
вторник, 20 февраля
Туризм / Лето 2016

«Муравейник в унитазе»

Или сервис по-сочински

  
3983
«Муравейник в унитазе»
Фото: Артур Лебедев/ТАСС

В рассказе Веллера «Кошелек» героиня Верочка в ответ на предложение своего возлюбленного поехать отдыхать в Сочи ответила, что приличные люди давно не ездят в этот муравейник в унитазе. Фраза странная, но бьет по мозгам и западает в сознание из-за своей точности. Правда понимаешь ее только тогда, когда пообживешься на курорте с недельку, поездишь на здешнем пассажирском автотранспорте и хлебнешь вдоволь местечкового сервиса.

Самый длинный в мире…

Да, Сочи один из самых длинных и узких в Европе городов — напоминает колбасу. Его протяженность вдоль Черноморского побережья свыше 148 км. С дорогами при такой расположенности — сложно. Хоть и вбухали в дорожную инфраструктуру Сочи перед Олимпиадой миллиарды какие не снились ни одному городу России за последние три десятка лет, но от автопробок курорт это не спасло. А все потому, что Сочи, по большому счету, связывает с цивилизацией одна единственная дорога, уходящая серпантином в горы. Современные тоннели и широкие развязки, сходятся как песочные часы в одну двухколейную дорогу, по которой плетется как грузовой, так и легковой автотранспорт. В этом году 60 тысяч машин по этой дороге в курортный сезон напрягли не только ГИБДД, но и стали головной болью краевых властей. Губернатор самолично на прошлой неделе устроил облет курортных автопробок на подъезде к Туапсе.

Многие едут отдыхать и посмотреть постолимпийское наследие на своих автомобилях. Да и сами сочинцы не спешат отказываться от личных колес. Вот и получается, что городские улицы снова перегружены машинами, как и до Олимпиады, несмотря на 10 суперсовременных развязок.

Иностранные специалисты из Европы еще перед Олимпиадой «завязали» движение пассажирского автотранспорта на электричках. Но и тут промашка вышла. Электрички оказались убыточны. Количество их сократили, а цены специально к сезону вздернули так, что не наездишься: в сторону Красной Поляны — тройной тариф, а в сторону Лазаревки — двойной.

—  Прям как у Жванецкого в монологе «Я видел раков», вчера ездил с Мамайки до Дагомыса за 28 рублей, а сегодня кондуктор обилечивает и говорит, что проезд стоит уже 58 рублей. Говорят, что это какие-то сборы страховые, — делится впечатлениями о сочинских электричках шабашник-отделочник Эдуард из Минусинска.

Казалось бы, не нравится, езжай на маршрутке. Ах, если бы это было так просто! Электричка набита людьми как консервная банка бычками в томате. А в автобусы вообще не влезть в час-пик. А все потому, что как-то странно совпадают ритмы и часы активности у работающего населения и отдыхающих Сочи, с той разницей, что одним надо на море, а другим — на работу. И те, и другие по своим делам отправляются всегда в одно и то же время, а что выходит из этого, смотрите сами…

Зарисовки курортной жизни — проезд в сочинской маршрутке

Люди, конечно, в Сочи разные приезжают, но по большей части в глаза бросаются и запоминаются маразмы отдыхающего населения. Тут-то невольно и вспоминаешь коронную фразу про «муравейник в унитазе». И это не про море, хотя на пляже в этом году буквально человек на человеке. А начинается этот муравейник прямо на остановке…

Зевая утром, пытаюсь забиться среди, как говорят сочинцы, бздыхов с надутыми матрацами, кругами, пляжными зонтиками, детьми и подстилками в тесную маршрутку. Народ надо сказать на отдыхе проявляет буквально сногсшибательную активность:

— Мужчина, куда вы прете! И вообще, могли бы встать и уступить даме место, — фальцетом выдает с надменной миной приезжая дама лет 45 в бесформенной майке с надписью «Сочи» и с огромной плетеной сумкой, набитой всякой пляжной всячиной.

Фраза касается помятого и сухого как ветка работяги, плюхнувшегося мешком на сиденье маршрутки. Отдыхающая разоряется об отсутствии рыцарей, воспитания и уважения, а на лице рабочего в ответ складывается молчаливый мимический посыл тётки в далекие дали. Он прикрывает глаза и отворачивается к окну. Но дама не унимается и с обсуждения поведения мужчины переключается на водителя и окружающих. Тут не выдержав раздражающего фальцета в зевающей утренней тишине салона маршрутки, туристку вопросом одергивает местная жительница:

— Женщина, вы на пляж?

— Да, а что?

— Вы целый день на пляже пузо греть будете и в море охлаждаться, а этому бедолаге вкалывать по жаре до заката. Дайте человеку покемарить лишних 20 минут…

Как ни странно, туристка примолкла, но тут всколыхнулась недовольством пассажирская общественность. Мужика все-таки растолкали и подняли с места. Он повис на поручне, словно макаронина, а пышная дама с пляжными аксессуарами гордо уселась, сложив губы трубочкой.

Тут водитель-армянин, нагревший уши на диалоге пассажиров, проскочил остановку. Спохватившаяся женщина кричит через весь салон:

— Водитель, вы возле парикмахерской можете?

— Слюшай, дарагая, я вэзде могу, сзади, спереди, у парикмахерской и не только, — не стесняясь детей спошлил водила, подмигнул в зеркало заднего вида и даванул по тормозам так, что его четки, свисающие как талисман с зеркала хлопнули звонко по стеклу, а стоящие в неудобном положении пассажиры, с охами посыпались друг на друга вперед. Тут заголосила вся маршрутка в адрес водилы с угрозой пожаловаться в автотранспортное предприятие. Но, похоже, что угрозы не возымели действие. Водитель с невозмутимым видом ответил, что он незаменимый специалист.

Снова набитая маршрутка трогается, но вскоре встает замертво в пробке. Несмотря на утренние часы в салоне духота. Молодежь, задыхаясь и обливаясь потом от буйства гормонов в крови, отворяет все люки и окна, а старушка вопит, что ей дует и требует закрыть «ставни» сверху. Тут пассажиры вспоминают, что должен быть в соответствии со стандартами автоперевозок кондиционер в салоне. У водителя требуют включить сплит.

Водитель, снова заговорчески подмигивая, включает вместо активно жрущего бензин кондиционера, вентилятор и сообщает, что вот он выполнил требование.

Мне в лоховознике, как сочинцы именуют маршрутки и автобусы, ехать еще три остановки. За это время колоритный персонаж за рулем общественного автотранспорта в гастартапках и рубашке, расстегнутой до пупа, из которой выпирает буйная растительность, рассказывает о премудростях своей работы в пик курортного сезона.

Бздыхи все равно не понимают…

— А где тут выйти у «Ривьеры»? — Спрашивает водителя курортница с сонным ребенком, увешанная сумками и надувными аксессуарами для плавания, явно торопящаяся на пляж. Водитель, схитривший с маршрутом из-за пробки, так как решил объехать затор между домами, притормозил женщине между остановками и махнул ей рукой, указывая маршрут.

— Вот тут, женщина, пройди прямо, а дальше по мостику, прогуляйся. Я тебе так харашо астанавыл, — крикнул вслед вышедшей пассажирке водитель. Мамаша с ребенком рассыпалась в благодарности, не подозревая, что водила удлинил ей путь на полкилометра засеменила в сторону моста, таща вялого малыша за рюкзачок, словно собачонку.

У меня округлились глаза от такой наглости, но если честно возмущаться было лень. Водитель на такую мою реакцию, видя что я местная, гыгыкнул, а потом нагнулся к уху (я сидела на переднем сиденье) и сказал: «Эти бзыхи все равно не понымают. Им дэлать нэчего, пусть гуляют. Тут природа. Дыши, смотри».

А дальше водила рассказал, как его каждую неделю вызывают на комиссию в администрацию города на мэрские планерки по всяким жалобам отдыхающих и местных. Говорит, что его уже в лицо даже мэр запомнил. Цель этих вызовов — пристыдить за ужасный сервис, но реальность такова, что работать некому. Официальные зарплаты маленькие, а подати гаишниками и прочие дорожные расходы по обслуживанию маршруток, истощают и без того не сильно тугой кошелек водителя. Потом работа нервная и тяжело целый день за баранкой в жаре по автопробкам мотаться. Желающих так вкалывать немного найдется. Армяне десятилетиями, еще с советских времен, потомственно передавали секреты заработка за баранкой. Тут много тонкостей и нюансов. Будешь честно работать — себе в убыток, а с таким работником и предприятие не в накладе, потому как он не требует прибавки к зарплате, и сам водила себя не обижает. Потому и терпят таких работников на курортных автотранспортных предприятиях.

Вот, к примеру, вместо двух рейсов делается один. На каждой остановке для большего количества пассажиров маршрутка простаивает вдвое дольше, а если будет проверка, спишут на автопробку. У каждого водилы в салоне прибор, опознающий видеокамеры, потому знает, где нелегально можно притормозить, а где поддать газа, безнаказанно подобрать парочку голосующих на дороге людей или наоборот высадить. Хоть и не разрешают ездить с набитым автосалоном так, чтобы попы в окнах торчали, но ездят же! Кондиционеры не включают и люди обливаются потом в раскаленной «коробочке», а водители экономят на бензине. Что касается поздних рейсов, то на дальние расстояния везут обычно по двойному тарифу.

В экскурсионном бизнесе тоже все очень своеобразно. Ради интереса, прочитав сводку от УМВД Сочи о проверках по услугам джиппинга, спросила в нескольких будочках о безопасности сего экстремального развлечения. Ответили примерно так, что все водители культурные и со стажем, а других не держат. Если честно, то я бы не рискнула. В начале лета полиция из 200 владельцев джипов, обслуживающих экскурсантов, 14 наказала за противозаконный тюнинг. За техническую неисправность с запретом вообще на выезд с людьми — 35, из них 33 машины вообще признаны неисправными и помещены на штрафстоянку, а 15 организаторов экстремальных развлечений привлекли к административной ответственности за незаконное предпринимательство. Более того, в июне уже имели место четыре ЧП на джиппинге, по которым ведутся доследственные проверки.

Вот такой он наш южный ненавязчивый сервис. Ведь все равно, как говорит водитель маршрутки, отдыхающие не понимают, а если и понимают, то не хотят портить себе настроение склоками. Вот так и живет курорт по принципу: «тут урвем, а здесь чуть-чуть обманем», и бороться этим явлением совершенно бесполезно, если только по методу Моисея, но библейские времена с их догмами и страхом божьего наказания канули в лето…

Популярное в сети
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье