Туризм / Лето 2016

«Муравейник в унитазе»

Или сервис по-сочински

  
3991
«Муравейник в унитазе»
Фото: Артур Лебедев/ТАСС

В рассказе Веллера «Кошелек» героиня Верочка в ответ на предложение своего возлюбленного поехать отдыхать в Сочи ответила, что приличные люди давно не ездят в этот муравейник в унитазе. Фраза странная, но бьет по мозгам и западает в сознание из-за своей точности. Правда понимаешь ее только тогда, когда пообживешься на курорте с недельку, поездишь на здешнем пассажирском автотранспорте и хлебнешь вдоволь местечкового сервиса.

Самый длинный в мире…

Да, Сочи один из самых длинных и узких в Европе городов — напоминает колбасу. Его протяженность вдоль Черноморского побережья свыше 148 км. С дорогами при такой расположенности — сложно. Хоть и вбухали в дорожную инфраструктуру Сочи перед Олимпиадой миллиарды какие не снились ни одному городу России за последние три десятка лет, но от автопробок курорт это не спасло. А все потому, что Сочи, по большому счету, связывает с цивилизацией одна единственная дорога, уходящая серпантином в горы. Современные тоннели и широкие развязки, сходятся как песочные часы в одну двухколейную дорогу, по которой плетется как грузовой, так и легковой автотранспорт. В этом году 60 тысяч машин по этой дороге в курортный сезон напрягли не только ГИБДД, но и стали головной болью краевых властей. Губернатор самолично на прошлой неделе устроил облет курортных автопробок на подъезде к Туапсе.

Многие едут отдыхать и посмотреть постолимпийское наследие на своих автомобилях. Да и сами сочинцы не спешат отказываться от личных колес. Вот и получается, что городские улицы снова перегружены машинами, как и до Олимпиады, несмотря на 10 суперсовременных развязок.

Иностранные специалисты из Европы еще перед Олимпиадой «завязали» движение пассажирского автотранспорта на электричках. Но и тут промашка вышла. Электрички оказались убыточны. Количество их сократили, а цены специально к сезону вздернули так, что не наездишься: в сторону Красной Поляны — тройной тариф, а в сторону Лазаревки — двойной.

—  Прям как у Жванецкого в монологе «Я видел раков», вчера ездил с Мамайки до Дагомыса за 28 рублей, а сегодня кондуктор обилечивает и говорит, что проезд стоит уже 58 рублей. Говорят, что это какие-то сборы страховые, — делится впечатлениями о сочинских электричках шабашник-отделочник Эдуард из Минусинска.

Казалось бы, не нравится, езжай на маршрутке. Ах, если бы это было так просто! Электричка набита людьми как консервная банка бычками в томате. А в автобусы вообще не влезть в час-пик. А все потому, что как-то странно совпадают ритмы и часы активности у работающего населения и отдыхающих Сочи, с той разницей, что одним надо на море, а другим — на работу. И те, и другие по своим делам отправляются всегда в одно и то же время, а что выходит из этого, смотрите сами…

Зарисовки курортной жизни — проезд в сочинской маршрутке

Люди, конечно, в Сочи разные приезжают, но по большей части в глаза бросаются и запоминаются маразмы отдыхающего населения. Тут-то невольно и вспоминаешь коронную фразу про «муравейник в унитазе». И это не про море, хотя на пляже в этом году буквально человек на человеке. А начинается этот муравейник прямо на остановке…

Зевая утром, пытаюсь забиться среди, как говорят сочинцы, бздыхов с надутыми матрацами, кругами, пляжными зонтиками, детьми и подстилками в тесную маршрутку. Народ надо сказать на отдыхе проявляет буквально сногсшибательную активность:

— Мужчина, куда вы прете! И вообще, могли бы встать и уступить даме место, — фальцетом выдает с надменной миной приезжая дама лет 45 в бесформенной майке с надписью «Сочи» и с огромной плетеной сумкой, набитой всякой пляжной всячиной.

Фраза касается помятого и сухого как ветка работяги, плюхнувшегося мешком на сиденье маршрутки. Отдыхающая разоряется об отсутствии рыцарей, воспитания и уважения, а на лице рабочего в ответ складывается молчаливый мимический посыл тётки в далекие дали. Он прикрывает глаза и отворачивается к окну. Но дама не унимается и с обсуждения поведения мужчины переключается на водителя и окружающих. Тут не выдержав раздражающего фальцета в зевающей утренней тишине салона маршрутки, туристку вопросом одергивает местная жительница:

— Женщина, вы на пляж?

— Да, а что?

— Вы целый день на пляже пузо греть будете и в море охлаждаться, а этому бедолаге вкалывать по жаре до заката. Дайте человеку покемарить лишних 20 минут…

Как ни странно, туристка примолкла, но тут всколыхнулась недовольством пассажирская общественность. Мужика все-таки растолкали и подняли с места. Он повис на поручне, словно макаронина, а пышная дама с пляжными аксессуарами гордо уселась, сложив губы трубочкой.

Тут водитель-армянин, нагревший уши на диалоге пассажиров, проскочил остановку. Спохватившаяся женщина кричит через весь салон:

— Водитель, вы возле парикмахерской можете?

— Слюшай, дарагая, я вэзде могу, сзади, спереди, у парикмахерской и не только, — не стесняясь детей спошлил водила, подмигнул в зеркало заднего вида и даванул по тормозам так, что его четки, свисающие как талисман с зеркала хлопнули звонко по стеклу, а стоящие в неудобном положении пассажиры, с охами посыпались друг на друга вперед. Тут заголосила вся маршрутка в адрес водилы с угрозой пожаловаться в автотранспортное предприятие. Но, похоже, что угрозы не возымели действие. Водитель с невозмутимым видом ответил, что он незаменимый специалист.

Снова набитая маршрутка трогается, но вскоре встает замертво в пробке. Несмотря на утренние часы в салоне духота. Молодежь, задыхаясь и обливаясь потом от буйства гормонов в крови, отворяет все люки и окна, а старушка вопит, что ей дует и требует закрыть «ставни» сверху. Тут пассажиры вспоминают, что должен быть в соответствии со стандартами автоперевозок кондиционер в салоне. У водителя требуют включить сплит.

Водитель, снова заговорчески подмигивая, включает вместо активно жрущего бензин кондиционера, вентилятор и сообщает, что вот он выполнил требование.

Мне в лоховознике, как сочинцы именуют маршрутки и автобусы, ехать еще три остановки. За это время колоритный персонаж за рулем общественного автотранспорта в гастартапках и рубашке, расстегнутой до пупа, из которой выпирает буйная растительность, рассказывает о премудростях своей работы в пик курортного сезона.

Бздыхи все равно не понимают…

— А где тут выйти у «Ривьеры»? — Спрашивает водителя курортница с сонным ребенком, увешанная сумками и надувными аксессуарами для плавания, явно торопящаяся на пляж. Водитель, схитривший с маршрутом из-за пробки, так как решил объехать затор между домами, притормозил женщине между остановками и махнул ей рукой, указывая маршрут.

— Вот тут, женщина, пройди прямо, а дальше по мостику, прогуляйся. Я тебе так харашо астанавыл, — крикнул вслед вышедшей пассажирке водитель. Мамаша с ребенком рассыпалась в благодарности, не подозревая, что водила удлинил ей путь на полкилометра засеменила в сторону моста, таща вялого малыша за рюкзачок, словно собачонку.

У меня округлились глаза от такой наглости, но если честно возмущаться было лень. Водитель на такую мою реакцию, видя что я местная, гыгыкнул, а потом нагнулся к уху (я сидела на переднем сиденье) и сказал: «Эти бзыхи все равно не понымают. Им дэлать нэчего, пусть гуляют. Тут природа. Дыши, смотри».

А дальше водила рассказал, как его каждую неделю вызывают на комиссию в администрацию города на мэрские планерки по всяким жалобам отдыхающих и местных. Говорит, что его уже в лицо даже мэр запомнил. Цель этих вызовов — пристыдить за ужасный сервис, но реальность такова, что работать некому. Официальные зарплаты маленькие, а подати гаишниками и прочие дорожные расходы по обслуживанию маршруток, истощают и без того не сильно тугой кошелек водителя. Потом работа нервная и тяжело целый день за баранкой в жаре по автопробкам мотаться. Желающих так вкалывать немного найдется. Армяне десятилетиями, еще с советских времен, потомственно передавали секреты заработка за баранкой. Тут много тонкостей и нюансов. Будешь честно работать — себе в убыток, а с таким работником и предприятие не в накладе, потому как он не требует прибавки к зарплате, и сам водила себя не обижает. Потому и терпят таких работников на курортных автотранспортных предприятиях.

Вот, к примеру, вместо двух рейсов делается один. На каждой остановке для большего количества пассажиров маршрутка простаивает вдвое дольше, а если будет проверка, спишут на автопробку. У каждого водилы в салоне прибор, опознающий видеокамеры, потому знает, где нелегально можно притормозить, а где поддать газа, безнаказанно подобрать парочку голосующих на дороге людей или наоборот высадить. Хоть и не разрешают ездить с набитым автосалоном так, чтобы попы в окнах торчали, но ездят же! Кондиционеры не включают и люди обливаются потом в раскаленной «коробочке», а водители экономят на бензине. Что касается поздних рейсов, то на дальние расстояния везут обычно по двойному тарифу.

В экскурсионном бизнесе тоже все очень своеобразно. Ради интереса, прочитав сводку от УМВД Сочи о проверках по услугам джиппинга, спросила в нескольких будочках о безопасности сего экстремального развлечения. Ответили примерно так, что все водители культурные и со стажем, а других не держат. Если честно, то я бы не рискнула. В начале лета полиция из 200 владельцев джипов, обслуживающих экскурсантов, 14 наказала за противозаконный тюнинг. За техническую неисправность с запретом вообще на выезд с людьми — 35, из них 33 машины вообще признаны неисправными и помещены на штрафстоянку, а 15 организаторов экстремальных развлечений привлекли к административной ответственности за незаконное предпринимательство. Более того, в июне уже имели место четыре ЧП на джиппинге, по которым ведутся доследственные проверки.

Вот такой он наш южный ненавязчивый сервис. Ведь все равно, как говорит водитель маршрутки, отдыхающие не понимают, а если и понимают, то не хотят портить себе настроение склоками. Вот так и живет курорт по принципу: «тут урвем, а здесь чуть-чуть обманем», и бороться этим явлением совершенно бесполезно, если только по методу Моисея, но библейские времена с их догмами и страхом божьего наказания канули в лето…

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье