Чем курорты Кубани удержат туристов

Ошибки прошлого сезона проще всего понять по Геленджику

  
5730
Чем курорты Кубани удержат туристов
Фото: Russian Look/ Global Look Press

В наступающем курортном сезоне ряд российских пляжных курортов, которые в прошлом году недосчитались туристов, намерены исправить это упущение за счет более активной работы с туроператорами. Судя по их текущей информации о бронированиях на лето, одним из направлений, которые могут существенно нарастить турпоток, является Геленджик.

По данным администрации города-курорта, в прошлом году Геленджик посетили 4 млн туристов. Формально это исторический рекорд — в 2014 году здесь отдохнули 3,85 млн человек. Однако с точки зрения динамики роста турпотока, прошлый сезон оказался не слишком успешен. Для сравнения, в 2014 году рост турпотока в Геленджике составил 11−12%, а в прошлом году — порядка 3−4%. Так что если по поводу сезона-2014 мэр города Виктор Хрестин заявил, что он был «более чем удачен», то прошлый сезон он охарактеризовал лишь как «в целом успешный», отметив, что туристы становятся все более требовательными, и не всегда удается соответствовать их ожиданиям.

Скромность прошлогодних успехов Геленджика становится особенно очевидна, если вспомнить, что курорты Крыма в прошлом году нарастили турпоток сразу на 25% - с 4 до 5 млн человек. Понятно, что это очень грубые подсчеты, но то, что динамика складывалась именно в пользу Крыма, стало понятно еще в разгаре прошлого сезона, в августе 2015 года, когда Российский союз туриндустрии (РСТ) и Ассоциация туроператоров России (АТОР) сообщили о снижении туристического потока в Геленджик (а также в близлежащую Анапу), которое, по разным оценкам, составило 20−50%.

Разумеется, прошлогодний рост спроса на Крым можно списать на эффект низкой базы после присоединения к России (рекордный курортный сезон на полуострове был в 2013 году — 5,9 млн человек, а затем турпоток по понятным причинам резко упал). Но в то же время не следует забывать, что 2015 год был особенно благоприятен для российских курортов из-за резкого падения курса рубля, что автоматически давало отечественным направлениям большое преимущество перед зарубежными.

Основная причина того, что Геленджик не смог полностью воспользоваться благоприятной ситуацией, связанной с девальвацией рубля, заключалась в неоправданно завышенных ценах, которые местные отельеры предложили гостям курорта. Однако в нынешнем сезоне Геленджик поймал свежую тенденцию рынка — увеличение доли туроператоров, которая пока составляет всего 20−25%, но неуклонно растет. Дело в том, что после ухода с российского рынка Турции и Египта многие туроператоры сразу же предложили отработанные схемы сотрудничества отечественным отельерам. Основной принцип заключается в том, что еще зимой туроператоры делают отелям предоплаты за предстоящий сезон и получают номера фактически в эксклюзивное распоряжение. Это позволяет туроператорам устанавливать более гибкие цены для конечного туриста, в том числе за счет формирования турпакетов (включающих, помимо размещения, дорогу до курорта и ряд других услуг).

Читайте также

Еще в начале апреля управление курортами и туризмом администрации Геленджика сообщило, что санатории и пансионаты на летний период забронированы на 95%. Это означало, что первым номером на курорте в этом сезоне решили выступить именно туроператоры. «В этом году места во многих отелях Геленджика выкупили туроператоры, и конечную стоимость размещения будут определять они по принципу динамического ценообразования», — комментирует Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон». По его словам, средняя стоимость одной ночи в отелях Геленджика в этом году составит 3 тысячи рублей с пиком порядка 5 тысяч в августе.

«В прошлом году цены на размещение в Геленджике были действительно не слишком адекватны, а за год до этого такая же ситуация сложилась в Анапе — поэтому люди выбирали другие места для отдыха. Но в этом году в Геленджике сделали нужные выводы», — соглашается Дмитрий Богданов, генеральный директор санатория «Знание» (Адлер). Согласно последним данным, на конец мая в Геленджике уже отдохнули 450 тысяч человек, а ряд туроператоров отмечают существенно лучшие результаты продаж, чем в прошлом сезоне. В частности, пресс-служба Национального туроператора «Алеант» недавно сообщила, что количество проданных путевок в Геленджик достигло показателей прошлого года за весь летний сезон.

В АТОР основными факторами привлекательности Геленджика называют благоприятные природные условия, снижение стоимости отдыха и увеличение пропускной способности местного аэропорта (входит в группу «Базэл аэро», наряду с другими пассажирскими аэропортами Краснодарского края). Последнее обстоятельство может иметь решающую значимость для увеличения турпотока, учитывая определенные инфраструктурные ограничения, существующие в Геленджике.

— Основная проблема Геленджика — транспортная доступность, — говорит Алексан Мкртчян. — Примерно 70 процентов гостей этого курорта приезжают автотранспортом — на своих машинах либо автобусах. Автобусные туры в Геленджик предлагаются из городов в радиусе 500−800 километров, а также из Москвы. Еще 20 процентов прибывают железной дорогой, на ближайшую станцию находится в Новороссийске, остальные 10 процентов — самолетом. Но по ряду причин аэропорт в Геленджике пока не может конкурировать с близлежащими Анапой и Краснодаром, где можно пересесть на рейс до Сочи.

В прошлом году геленджикский аэропорт обслужил всего 274 тысячи пассажиров — для сравнения, анапский аэропорт «Витязево» принял 1,48 млн пассажиров. Одно из главных ограничений аэропорта Геленджика — невысокая пропускная способность, порядка 140 пассажиров в час. В сентябре прошлого года компания «Базэл аэро» сообщила о проекте строительства нового аэровокзала стоимостью 500 млн рублей, что позволит увеличить этот показатель до 314 человек в час. Но эти планы будут реализованы не ранее 2017 года, а в нынешнем феврале управляющий директор аэропорта Дмитрий Кириченко проинфомировал лишь о том, что проект проходит стадию госэкспертизы. Тем не менее, перед началом летнего сезона аэропорт заявил о расширении географии полетов — сейчас в Геленджик есть рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Тюмени и Краснодара.

Читайте также

При этом проблемы с инфраструктурой не затмевают объективных достоинств курорта, которые не скрывая признают конкуренты. «У Геленджика есть своя аудитория, и своего туриста этот курорт получит всегда, — говорит Дмитрий Богданов. — Геленджик особенно популярен среди семей с детьми, а также у молодежных компаний в возрасте 18−25 лет».

«Набережная Геленджика — одна из лучших на черноморском побережье, которой уступает даже набережная Ялты. Хотя качество морской воды в Ялте определенно лучше, чем в самом Геленджике, но это проблема любой бухты», — добавляет Алексан Мкртчян.

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье