18+
понедельник, 25 июня
Туризм / Импортозамещение

Египет поменяли на Дагестан

Сможет ли Кавказ удовлетворить запросы туристов, изнеженных заграницей

  
1672
Египет поменяли на Дагестан
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

«Аэрофлот» принял решение уничтожить единственную авиакомпанию Юга России — компанию «Донавиа». Теперь Северный Кавказ, куда в ближайшее время планируют чиновники обещают привлечь 10 млн туристов, остался без собственного авиаперевозчика. И о каком же взрывном развитии мы теперь грезим?!

Кто и зачем убивает туристов

Инцидент с захватом египетского лайнера поставил крест на наметившихся было планах по возобновлению авиационного сообщения между Египтом и Россией. Напомним, что 29 марта террорист-одиночка Сейф ад-Дин Мустафа захватил пассажирский самолет авиакомпании EgyptAir, следовавший по маршруту «Александрия — Каир». По требованию преступника, который угрожал взорвать бомбу, авиалайнер совершил посадку в аэропорту «Ларнака» на Кипре. Террориста задержали, никакой бомбу у него не оказалось…

С начала года это уже 17-я по счету атака террористов: все прежние совершали боевики так называемого «Вилаята Синай», которые еще два года назад присягнули на верность запрещенному в России «Исламскому государству». Всего за три месяца от рук террористов в Египте погибло 55 человек, среди которых большинство — на Синайском полуострове: в городах Эль-Ароиш (столица провинции), Шейх-Зувейде (бедуинском поселении) и Рафахе (поселении на границе с Сектором Газа).

Все это происходило вдалеке от нахоженных туристических троп, но были и теракты в популярных у отдыхающих местах. Так, 8 января трое вооруженных до зубов террористов-смертников (у одного был пояс шахида, который он не успел привести в действие) напали на отель Bella Vista в Хургаде, на берегу Красного моря. Они доплыли по морю на закрытую территорию гостиницы и открыли беспорядочную пальбу по отдыхающим. В результате пострадали трое туристов из Австрии и Швеции, одного нападавшего застрелила охрана отеля.

На следующий день террорист открыл стрельбу в центре Каира, убив полицейского офицера, ехавшего на работу («Исламское государство» объяснило это местью за убитого накануне в Хургаде товарища). Нападение на отель Bella Vista произошло после того, как лидер «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади призвал террористов убивать евреев по всему миру. Тем не менее, министр туризма Египта Хишам Заазу наотрез отказался признавать нападение на гостиницу терактом: по его словам, это была всего лишь попытка ограбления.

21 января в Гизе (это самое популярное у туристов место, где расположены знаменитые на весь мир пирамиды и, конечно, Сфинкс — всего в 20 километрах от Каира) террористы подорвали бомбу. Произошло это во время полицейской спецоперации, в результате погибли десять человек, в том числе шестеро сотрудников египетского МВД.

Читатель может сам оценить, насколько напряжена сегодня ситуация в Египте. За те же самые три месяца с начала года в Турции, которая еще недавно была главном «адресатом» российских туристов, произошло 19 терактов, в которых погибли 118 человек. В Таиланде за этот же период времени в 10 терактах погибли 17 человек, в Израиле — пятеро в 10 терактах. Но при этом ни в Израиль, ни в Таиланд приезд российских туристов не запрещают, да и во «взрывоопасную» Турцию россиянам путь заказан, исходя из геополитических соображений, а вовсе не вопросов личной безопасности.

Читайте также

Больное сердце туриста

После фактического «закрытия» для российских туристов двух самых популярных стран — Египта и Турцией — многие страны выразили готовность заменить ближневосточные курорты. Это и Марокко с Тунисом, где давно развивается полюбившийся россиянам принцип «все включено», и более дорогие Греция с Испанией, и весьма экзотичные Киргизия и Кения. Они готовы и предлагать россиянам новые направления в пакетных турах, и даже субсидировать перелеты ради снижения цен.

Не стоит забывать и о «традиционных» российских курортах на Черном море, но здесь роста турпотока ждут без оптимизма: мест нет! Тем временем правительство вынашивает идею привлекать «лишних» туристов на курорты Северного Кавказа: как заявил замглавы Ростуризма Алексей Конюшков, они могут принимать ежегодно до 10 миллионов отдыхающих (даже раскрученный Крым в прошлом году принял 5 миллионов туристов). Это при том, что в 2013 году эта цифра составляла 1,2 млн. человек, а в прошлом — уже 2,8 миллиона.

Куда же конкретно смогут приезжать туристы?! Во-первых, конечно, речь идет о курортах Кавминвод, где планируют развивать новый для нашей страны вид туризма — медицинский. Для этого Минкавказа планирует создать Северо-Кавказский медицинский кластер, концепцию которого разрабатывает австрийская компания SOLVE Consulting Managementberatung GmbH.

Курирует амбициозный проект заместитель министра, бывший премьер-министр Чечни Одес Байсултанов. По его словам, общая стоимость кластера составит порядка 90−100 млрд. рублей, из которых 40 миллиардов — это докапитализация за счет федерального бюджета государственной «Корпорации развития Северного Кавказа» (она станет управляющей компанией кластера). На Кавминводах обещают построить санатории и многопрофильные клиники, а заодно инновациовационные предприятия, где будут выпускать лекарства, биодобавки и медицинские изделия.

Второй проект — это горнолыжные курорты. Сегодня на Северном Кавказе их построено пока лишь три: «Архыз» в Карачаево-Черкесии (главным инвестором выступает группа «Синара» Дмитрия Пумпянского), «Армхи» в Ингушетии (группа «Акрополь» сенатора Ахмеда Паланкоева) и «Эльбрус-Безенги» в Кабардино-Балкарии («Интеррос» Владимира Потанина), также строится комплекс «Ведучи» в Чечне (инвестор — Руслан Байсаров, совладелец «Стройгазконсалтинга» и «Тувинской энергетической промышленной корпорации»).

Также есть большие планы по развитию туризма в Южном Дагестане, о чем не раз говорил полпред президента Сергей Меликов. Для этого у республики есть все предпосылки — десятки километров пляжей, а также город-музей Дербент, старейший на территории России. Когда-то через него проходил Великий Шелковый путь, и ныне одноименный туристический проект намерены создать совместными усилиями Минкавказа и Ростуризм. Правда, что он будет из себя представлять, пока не совсем ясно.

Читайте также

Уничтожители «Донавиа»

Чем грандиознее планы чиновников по развитию туризма на Северном Кавказе, тем очевиднее, с какими проблемами придется им столкнуться в реалиях. Речь даже не о тотальной коррупции и терроризме (ну как будто бы всего этого нет в Египте и Турции, ан нет же, едет туда российский турист!)

Взять хотя бы отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры. Еще десять лет назад на Юге России было как минимум семь региональных авиаперевозчиков. В 2007 году в федеральный холдинг «ВИМ-авиа» Рашида и Светланы Мурсекаевой вошла ведущая республиканская авиакомпания Северной Осетии «Алания».

В 2012 году был ликвидирован сертификат эксплуатанта у ФГУП «Кавминводыавиа», из состава которого предварительно вывели два международных аэропорта — ставропольский и минераловодский. Предприятие признано банкротом.

В 2012 году «Авиационные линии Кубани», контролируемые «Базовым элементом» Олега Дерипаски, прекратили полеты, затем были признаны банкротом, а сейчас находятся в стадии ликвидации.

В 2013 году «Авиалинии Дагестана» были признаны банкротом, вскоре после ухода с поста президента республики Магомедсалама Магомедова, с которым у контролирующего авиакомпанию Сулеймана Керимова были прекрасные отношения. Затем обанкротилось ФГУП «Эльбрус-Авиа» из Кабардино-Балкарии. В конце концов на плаву осталась только чеченская «Грозный авиа», учредителями которого являются Минтранс республики и бизнесмен Руслан Мусайханов.

Фактически, до последнего времени весь Юг России был охвачен маршрутной сетью только одной авиакомпании — «Донавиа» (дочернее предприятие «Аэрофлота»), ставшей базовой в ключевых аэропортах региона. Однако 27 марта авиакомпания прекратила свою работу, став частью «России», также дочернего предприятия «Аэрофлота». Та же судьба постигла и Orenair, которую также присоединили к «Россию».

Фактически Юг России остался без своего авиаперевозчика: в аэропорту Ростова-на-Дону будут базироваться не более четырех бортов объединенной авиакомпании, а перспективы других портов (Краснодара, Сочи, Махачкалы, Минеральных Вод) вообще неизвестны. Вот вам и развитие туризма!

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье