18+
вторник, 24 октября
Туризм / Импортозамещение

Египет поменяли на Дагестан

Сможет ли Кавказ удовлетворить запросы туристов, изнеженных заграницей

  
1657
Египет поменяли на Дагестан
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

«Аэрофлот» принял решение уничтожить единственную авиакомпанию Юга России — компанию «Донавиа». Теперь Северный Кавказ, куда в ближайшее время планируют чиновники обещают привлечь 10 млн туристов, остался без собственного авиаперевозчика. И о каком же взрывном развитии мы теперь грезим?!

Кто и зачем убивает туристов

Инцидент с захватом египетского лайнера поставил крест на наметившихся было планах по возобновлению авиационного сообщения между Египтом и Россией. Напомним, что 29 марта террорист-одиночка Сейф ад-Дин Мустафа захватил пассажирский самолет авиакомпании EgyptAir, следовавший по маршруту «Александрия — Каир». По требованию преступника, который угрожал взорвать бомбу, авиалайнер совершил посадку в аэропорту «Ларнака» на Кипре. Террориста задержали, никакой бомбу у него не оказалось…

С начала года это уже 17-я по счету атака террористов: все прежние совершали боевики так называемого «Вилаята Синай», которые еще два года назад присягнули на верность запрещенному в России «Исламскому государству». Всего за три месяца от рук террористов в Египте погибло 55 человек, среди которых большинство — на Синайском полуострове: в городах Эль-Ароиш (столица провинции), Шейх-Зувейде (бедуинском поселении) и Рафахе (поселении на границе с Сектором Газа).

Все это происходило вдалеке от нахоженных туристических троп, но были и теракты в популярных у отдыхающих местах. Так, 8 января трое вооруженных до зубов террористов-смертников (у одного был пояс шахида, который он не успел привести в действие) напали на отель Bella Vista в Хургаде, на берегу Красного моря. Они доплыли по морю на закрытую территорию гостиницы и открыли беспорядочную пальбу по отдыхающим. В результате пострадали трое туристов из Австрии и Швеции, одного нападавшего застрелила охрана отеля.

На следующий день террорист открыл стрельбу в центре Каира, убив полицейского офицера, ехавшего на работу («Исламское государство» объяснило это местью за убитого накануне в Хургаде товарища). Нападение на отель Bella Vista произошло после того, как лидер «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади призвал террористов убивать евреев по всему миру. Тем не менее, министр туризма Египта Хишам Заазу наотрез отказался признавать нападение на гостиницу терактом: по его словам, это была всего лишь попытка ограбления.

21 января в Гизе (это самое популярное у туристов место, где расположены знаменитые на весь мир пирамиды и, конечно, Сфинкс — всего в 20 километрах от Каира) террористы подорвали бомбу. Произошло это во время полицейской спецоперации, в результате погибли десять человек, в том числе шестеро сотрудников египетского МВД.

Читатель может сам оценить, насколько напряжена сегодня ситуация в Египте. За те же самые три месяца с начала года в Турции, которая еще недавно была главном «адресатом» российских туристов, произошло 19 терактов, в которых погибли 118 человек. В Таиланде за этот же период времени в 10 терактах погибли 17 человек, в Израиле — пятеро в 10 терактах. Но при этом ни в Израиль, ни в Таиланд приезд российских туристов не запрещают, да и во «взрывоопасную» Турцию россиянам путь заказан, исходя из геополитических соображений, а вовсе не вопросов личной безопасности.

Читайте также

Больное сердце туриста

После фактического «закрытия» для российских туристов двух самых популярных стран — Египта и Турцией — многие страны выразили готовность заменить ближневосточные курорты. Это и Марокко с Тунисом, где давно развивается полюбившийся россиянам принцип «все включено», и более дорогие Греция с Испанией, и весьма экзотичные Киргизия и Кения. Они готовы и предлагать россиянам новые направления в пакетных турах, и даже субсидировать перелеты ради снижения цен.

Не стоит забывать и о «традиционных» российских курортах на Черном море, но здесь роста турпотока ждут без оптимизма: мест нет! Тем временем правительство вынашивает идею привлекать «лишних» туристов на курорты Северного Кавказа: как заявил замглавы Ростуризма Алексей Конюшков, они могут принимать ежегодно до 10 миллионов отдыхающих (даже раскрученный Крым в прошлом году принял 5 миллионов туристов). Это при том, что в 2013 году эта цифра составляла 1,2 млн. человек, а в прошлом — уже 2,8 миллиона.

Куда же конкретно смогут приезжать туристы?! Во-первых, конечно, речь идет о курортах Кавминвод, где планируют развивать новый для нашей страны вид туризма — медицинский. Для этого Минкавказа планирует создать Северо-Кавказский медицинский кластер, концепцию которого разрабатывает австрийская компания SOLVE Consulting Managementberatung GmbH.

Курирует амбициозный проект заместитель министра, бывший премьер-министр Чечни Одес Байсултанов. По его словам, общая стоимость кластера составит порядка 90−100 млрд. рублей, из которых 40 миллиардов — это докапитализация за счет федерального бюджета государственной «Корпорации развития Северного Кавказа» (она станет управляющей компанией кластера). На Кавминводах обещают построить санатории и многопрофильные клиники, а заодно инновациовационные предприятия, где будут выпускать лекарства, биодобавки и медицинские изделия.

Второй проект — это горнолыжные курорты. Сегодня на Северном Кавказе их построено пока лишь три: «Архыз» в Карачаево-Черкесии (главным инвестором выступает группа «Синара» Дмитрия Пумпянского), «Армхи» в Ингушетии (группа «Акрополь» сенатора Ахмеда Паланкоева) и «Эльбрус-Безенги» в Кабардино-Балкарии («Интеррос» Владимира Потанина), также строится комплекс «Ведучи» в Чечне (инвестор — Руслан Байсаров, совладелец «Стройгазконсалтинга» и «Тувинской энергетической промышленной корпорации»).

Также есть большие планы по развитию туризма в Южном Дагестане, о чем не раз говорил полпред президента Сергей Меликов. Для этого у республики есть все предпосылки — десятки километров пляжей, а также город-музей Дербент, старейший на территории России. Когда-то через него проходил Великий Шелковый путь, и ныне одноименный туристический проект намерены создать совместными усилиями Минкавказа и Ростуризм. Правда, что он будет из себя представлять, пока не совсем ясно.

Читайте также

Уничтожители «Донавиа»

Чем грандиознее планы чиновников по развитию туризма на Северном Кавказе, тем очевиднее, с какими проблемами придется им столкнуться в реалиях. Речь даже не о тотальной коррупции и терроризме (ну как будто бы всего этого нет в Египте и Турции, ан нет же, едет туда российский турист!)

Взять хотя бы отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры. Еще десять лет назад на Юге России было как минимум семь региональных авиаперевозчиков. В 2007 году в федеральный холдинг «ВИМ-авиа» Рашида и Светланы Мурсекаевой вошла ведущая республиканская авиакомпания Северной Осетии «Алания».

В 2012 году был ликвидирован сертификат эксплуатанта у ФГУП «Кавминводыавиа», из состава которого предварительно вывели два международных аэропорта — ставропольский и минераловодский. Предприятие признано банкротом.

В 2012 году «Авиационные линии Кубани», контролируемые «Базовым элементом» Олега Дерипаски, прекратили полеты, затем были признаны банкротом, а сейчас находятся в стадии ликвидации.

В 2013 году «Авиалинии Дагестана» были признаны банкротом, вскоре после ухода с поста президента республики Магомедсалама Магомедова, с которым у контролирующего авиакомпанию Сулеймана Керимова были прекрасные отношения. Затем обанкротилось ФГУП «Эльбрус-Авиа» из Кабардино-Балкарии. В конце концов на плаву осталась только чеченская «Грозный авиа», учредителями которого являются Минтранс республики и бизнесмен Руслан Мусайханов.

Фактически, до последнего времени весь Юг России был охвачен маршрутной сетью только одной авиакомпании — «Донавиа» (дочернее предприятие «Аэрофлота»), ставшей базовой в ключевых аэропортах региона. Однако 27 марта авиакомпания прекратила свою работу, став частью «России», также дочернего предприятия «Аэрофлота». Та же судьба постигла и Orenair, которую также присоединили к «Россию».

Фактически Юг России остался без своего авиаперевозчика: в аэропорту Ростова-на-Дону будут базироваться не более четырех бортов объединенной авиакомпании, а перспективы других портов (Краснодара, Сочи, Махачкалы, Минеральных Вод) вообще неизвестны. Вот вам и развитие туризма!

Популярное в сети
Цитаты
Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье