Туризм / Импортозамещение

Как в Сочи отучить персонал от хамства

Корреспондент «СП» знает, чего не хватает курортам, чтобы повысить качество обслуживания

  
3462
Как в Сочи отучить персонал от хамства
Фото: PA Photos/ ТАСС


Нахамили в ресторане. Прямо на берегу моря блюдо из вкусной форели было испорчено низким качеством не форели, а недобрым официантом, который работал в стиле «вас тут много, а я один». По цене блюдо из золотой рыбки «кусалось» и казалось бы за такие деньги кудесник подноса мог бы со мной обойтись и поласковей. Тем более я просидел за столиком битый час в ожидании пока форельку поджарят, что делали, видимо, на кедровых орехах, если судить по долготе ожидания блюда…
Не выдержал спросил официанта:
 — У вас тут в Сочи везде такое долгое обслуживание?
Молодой человек даже не смутился:
 — В Сочи не знаю! Я вообще из Ростовской области. Приехал на заработки…
Да, да, весной в Сочи начинает разворачиваться «летняя ресторанная сеть» и дефицит кадров заставляет местных рестораторов и отельеров набирать персонал из других городов страны. Естественно, люди едут подзаработать на курортном сезоне, а потом «хоть потоп». Самое неприятное, в этой тенденции то, что легенда о «хамовитости» и «наглости» сочинских услуг разлетается по всей стране, формируя не лучшее мнение о сочинцах, самом курорте и о том, что «Олимпиада их ничему не научила»…

Все-таки дождавшись своей, надо сказать очень вкусной форели перед выходом из этого заведения в самом центре Сочи я провел вкусный социологический опрос. Разузнал у насытившихся гостей ощущения от кухни и качестве обслуживания…
Джентльмен и дама после сытного обеда пережевывали зубочистки:
 — Блюда? Ничего шашлычок, славный! Вот и зубочистки есть…
 — А оценочку поставите?
Парочка испуганно переглянулась:
 — Это еще зачем?
 — Администрация присвоит заведению пять вилочек…

Читайте также


Звездные вилочки

Ранее в курортной жизни Сочи все заведения общественного питания были классифицированы. Чем-то такой ранжир напоминал котлеты и цыплят. Были курицы и котлеты высшей категории, цыплята первой-второй и не категорийные окорочка с «хлебным» бифштексом. Если с мадам курортный роман, то, конечно, Отелло из Биробиджана предпочитал отужинать в ресторане высшей категории, чтобы спустя пару часов именно по этой категории получить от дамы чувство глубокой признательности за волшебный вечер…
На рестораны высшей категории указывала табличка перед входом. Это означало, что если вино и принесут в открытой бутылке, продукт будет не разбавлен «Анапой» и наполнен именно тем, что расписано на этикетке иностранного производителя. Более того, на самом видном месте, а не в Уголке потребителя (у нас теперь клиента сразу загоняют в Уголок) висели красивые дипломы о победах в городских смотрах-конкурсах по качеству обслуживания гостей курорта и соответствии здешних котлет по-киевски стандартам Евросоюза.
Теперь я вот не знаю к какой-категории отнести «быстрое питание» на курорте. Эти вот столовки «закуси по пути» — это какой категорийный сегмент? А бутербургербик из серии «встали-поели» — это еда какой категории?
Надо понимать, что попадая на приморский курорт впервые, гость полностью в неведении. Он не знает, где находится какое-нибудь «приличное заведение» ресторанного питания и вынужден искать столик для романтического вечера с дамой по ходу своего прогулочного маршрута. Названия вывесок на курортных ресторанах на этом пути ни о чем не говорят. А если и говорят то, сразу в лоб: «кавказская, европейская, восточная кухня, шашлык, пельменная, суши-бар, пиццерия. Однако, суши-роллы-пиццы-пельмени и шашлык могут быть приготовлены на пять звезд, но легко сии блюда сварганить и просто напихав содержимое в булку. Цыпленка табака где-то зажарят по-царски с грецким орехом, а где-то просто прокрутят на гриле как дешевую курицу.
О качестве еды и уровне обслуживания вывеска заведений питания курортных городов юга не говорит. А надо бы!
 — Вот в одной из командировок на испанский курорт я специально изучал вопрос о том, как иностранному туристу понять уровень того или иного ресторана, — рассказывает сочинский профессор, долгое время работавший в вузе курортного дела и туризма Владимир Леонов. —  Обратил внимание на то, что на вывески разных заведений питания нанесены декоративные вилочки — две, три, пять. Стал, выяснять и узнал, что «вилочками» обозначено качество кухни, обслуживания, а так же уровень сервиса того или иного ресторанчика. Для меня, иностранца, это было очень удобно. Во всяком случае со своим командировочным бюджетом мимо «пяти вилочек» я проходил не оглядываясь…
 — А если бы зашли?
 — Во всяком случае, официант в таком заведении кроме испанского точно понимал бы английский и немецкий, а меню может быть подавали еще и с переводом на китайский. Пять вилочек — это высший уровень кухни и обслуживания. Все тамошние «не наши туристы» об этом знают…

Понятное гостеприимство
Я не буду голословным и чтобы вы поняли, что такое «пять вилочек» ресторана средиземноморского курорта приведу трофейную выписку из пятивилочного меню (перевод с испанского):

Оленина, запеченная в роме. (Горка обжаренного с овощами оленьего мяса в обрамлении помидоров и зеленых листьев салата, подогревается теплом горячего рома.

«Просто блеск». Вымоченная в молоке оленья корейка, обжаривается на сковороде и томится в малиновом соусе. Подается с ягодами брусники.

Тушеная дичь. Блюдо из отборной мякоти оленя или кабана, со специями, красным вином и овощами.

Техасский стейк. Достойный кусок говяжьего филе, замаринованный в американском виски и обжаренный на раскаленной поверхности. По вашему желанию мясо приготовят разной степени прожаренности.

«Морской сборник». Деликатесное жаркое из морепродуктов, нежный вкус которых дополнен сочными кусочками обжаренной свиной вырезки и душистыми грибами…

Думаю, теперь вам понятно, что такое «пять вилочек» на ресторанной вывеске.
Надо признать очевидное: при подготовке к зимней Олимпиаде Сочи совершил инфраструктурный прорыв, создал первую в России безбарьерную среду и законодательно провел обязательную классификацию отелей и мест размещения. На город и дальше продолжает снисходить манна небесная: Чемпионат мира по футболу, Всемирные хоровые игры, Международный фестиваль молодежи и студентов…

Понятно, что число гостей-иностранцев будет расти. По своей душевной простоте они не пристанут с вопросом к таксисту «где тут у вас ресторан с форелью на вертеле и куда сходить покушать филе индейки в соусе «самурай за ужином». Иностранцы, хлопая ресницами, будут зыркать по вывескам заведений общественного питания в поисках «вилочек» по карману и запросам новых подруг. Забугорные гости прошерстят поисковики в своих смартфонах, чтобы им разжевали меню сочинских ресторанов и уровень цен в них. Растолкуют: принимают ли там пластиковые карты их всемирного банка или надо иметь наличные тугрики в рублях. Понятно, что при походе в «три вилочки» может быть придется хранить в кармане наличные рублики, зато в пятивилочном ресторане вас гарантировано встретит швейцар, который примет на хранение в гардероб бейсболку с платиновым козырьком. В этом заведении официант обязан слегка говорить на английском, а меню обязаны составлять на нескольких языках. Просто «картинки блюд» — это три вилочки…

Понятно, что вход в такой ресторан будет приспособлен для обедов людей с ограниченными возможностями, которым помогут зайти и выйти из ресторана заботливый персонал. Естественно, «все такое» должно быть не только в флагманском Сочи. На других курортах юга России подобная система тоже требуется как воздух…

Наличие вилочек на вывеске четко сориентирует гостей курортов и, тем самым, станет еще одной зонкой в безбрежной зоне южного гостеприимства, которым наше море придется наполнять в связи отдалившимся от наших кошельков Средиземноморьем. Правда в погоне за опытом мировых курортов у нас случаются перегибы.

Например, в Сочи «как на курорте мирового уровня перед сезоном взялись за хозяев собак, предписав их владельцам ходить на выгул с гигиеническими пакетиками для отходов жизнедеятельности, это по задумке, продолжение совершенствования курортного гостеприимства. Однако, «усовершенствования в интересах гостя» надо все-таки начинать не с питомцев местных жителей.
Кстати, в пятивилочных ресторанах и для дорогих собачат должен быть предусмотрен отдельный «столик» и меню.

Читайте также


Вилочки, дельфинчики и шашечки
Сразу скажу: решения сверху о «вилочной» классификации сочинских ресторанов не будет! В Сочи еще классификация отелей не закончена. Так что те, кто напрягся, могут тихо расслабиться.

Как ни странно, инициатива о классификации учреждений питания и другой курортной сферы обслуживания туристов может исходить только с низов, с самого неприметного столика. Для ресторатаров южных курортов страны в этом есть прямой резон. Они перестанут шепотом рассказывать друг другу в рекламных целях о том, кто из великих у них ел-пил и за каким столиком сидели за ужином Алла Пугачева с Максимом Галкиным во время «Новой волны». Понятно, что трехвилочные ресторанчики они не посещали…
Классифицировать курортные рестораны для внутреннего пользования может сама администрация городов-курортов или профильные общественные организации, разработав для этого какое-нибудь Положение о Конкурсе учреждений питания. Они-то пусть и пройдутся по ресторанам накануне лета с добродушной комиссией и присвоят эти самые «вилочки-ложечки» хотя бы на один курортный сезон. Уверен, классификация ресторанов подтолкнет наших туристов к родным берегам. Более того, классифицировать стоит не только рестораны, столовки, но и таксомоторные компании, и еще важнее — экскурсионные бюро! Например, выбор таксомотора с пятью шашечками на борту будет означать, что водитель в транспортом средстве первого класса, а сама машина в идеальном состоянии и климат-системой, ее можно вызвать через смартфон с приложением и по ходу рассчитаться банковской картой. А экскурсионным бюро можно присваивать «классификационных дельфинчиков». Пятерка этих замечательных умных млекопитающих на логотипе экскурсбюро будет означать те самые «пять звезд» обслуживания…

Так вот целый дельфинарий получается.

В заключении признаюсь: я не новатор. Идея классифицировать все, что связано со сферой обслуживания на курортах не нова и имеет историю. Например, в советские времена тайные «бригады «курортников», наделенные властными полномочиями, регулярно бороздили все заведения, которые обслуживают туристов. На протяжении всего курортного сезона ни один директор не мог расслабиться, ибо были в таких бригадах принципиальные люди из народного контроля и товарищи по партийной линии. Итогом таких тайных проверок были либо вызовы на бюро горкома партии, либо Почетная грамота от того же горкома и звание «Предприятие высокой культуры обслуживания». В наше время всеобщих пиктограмм, как я уже проболтался, можно присваивать «вилочки», «шашечки», «чайнички» и «дельфинчиков» внутренней курортной классификации самых разных учреждений контактной сферы городов-курортов. По итогам «подготовки к сезону» награждать рестораны, курортные и экскурсионные бюро правом повесить табличку «Качество обслуживания проверено курортным отделом администрации. Рекомендовано».
Лично я не сомневаюсь, что такая «ориентация по звездам», роль которых в каждом отдельном случае выполнят самые разные символы поможет гостям южных курортов России сразу понять, что все меняется к лучшему не только на словах.

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье