18+
понедельник, 20 августа
Туризм / Импортозамещение

Последний день зимы на море

Наш корреспондент на февральском пляже изучал перспективы летнего сезона

  
1487
Последний день зимы на море
Фото: автора

Солнце проснулось. Жжет! Его лучи цепляются за нос и чувствуется, что он начинает краснеть. В преддверии настоящей весны на сочинском пляже кто-то с ненавистью снимает куртки. Кто-то кладет дубленки и шубы на вмиг потеплевшие камни…
Мужчина и вовсе раздевается до футболки и почти кричит:
 — Лето!!!
Бабушка в шубе поправляет товарища:
 — Какое лето! Погода только-только весенняя…
Мужчина обижается:
 — Бабуля, температура воздуха 19 градусов. Для нашего Новосибирска — это стопроцентное лето…
Сибиряки Николай и Карина Поддуновы «приехали в Сочи на пару дней встретить весну».
 — Не знаю, почему наши российские авиаперевозчики вводят свое летнее расписание только в мае. До Сочи из Сибири пришлось добираться через Москву, нет еще прямого рейса. Турцию-то закрыли! Думаю, с марта наши сибиряки полетели бы прямиком в Сочи. Мы летом точно сюда вернемся, а пока приехали на разведку.
 — И как разведка?
 — Плюс 19. Удалась!

Пляж в феврале

С потеплением на дороге к сочинскому морю возникли люди с летними сумками, в панамах и солнцезащитных очках. Совсем скоро закраснеют «сгоревшие» носы, а малышня наденет надувные круги и будет «такими надутыми» втискиваться в маршрутки.
Кто-то готовится к пляжному сезону. Кто-то уже начал купальный сезон накануне настоящей весны по причине слишком теплой морской воды летом. Да-да, есть товарищи, которые купаются в море исключительно при температуре воды до +11 градусов. После плюс одиннадцати любители плавания в холодной воде уходят на «пляжи» горных рек. Реки в горах всегда со снежной водой.

Плавно двигаюсь по пляжу. Ищу моржей. Понятно, что это будут люди либо из глубокой Сибири, либо с Крайнего Севера. Для этих закаленных товарищей зимне-весеннее море, все равно, что Обь в разгар лета.

Фото: автора
Фото: автора


Точно. Как в воду глядел. Другими пловцами оказались сочинцы, которые недавно переехали к морю из Воркуты.
Насмотревшись на мужественных и морозоустойчивых людей на берегу моря, и я решил открыть купальный сезон. Подобрался к волнам. Окунул в воду ладони и гордо подняв капли над головой вылил глоток ледяного моря на свою любимую лысину:
Подошел маленький мальчик и спросил:
 — Дяденька вы морж?
Я еще раз окунул ладошки в волны и неистово умылся, извергая боевой крик настоящего моржа:
 — Да, я морж!!!
Загорающие на пляже при температуре +20 градусов с испугом посмотрели. Даже не знаю, что обо мне подумали.

Борьбы курортов

Словом, в приморских городах Юга России наступает март. В Сочи начали готовить сани весной, призвав на субботники к берегу моря рожденных Олимпиадой волонтеров. Летний сезон в Сочи сулит очень много интересного. Глава курортного города Анатолий Пахомов, строит высокие планы на летнее будущее и дает замечательные прогнозы на сезон 2016. По всем ранним весенним признакам курорт будет полностью загружен. А еще мэр делает акцент на то, что Сочи теперь и «курорт семейного отдыха для любого кошелька». Понятно, что местные власти планируют увеличить «базу размещения» для кошельков потоньше. И, как знать, может быть в процессе возникнет идея «курортных хостелов», которые и так есть, но на легальное положение пока не переходят, опасаясь неадекватного налогового бремени и не дотягивая до статуса «мини-отель»…

Фото: автора

Тем не менее, согласно официальной статистике на сегодняшний день на курорте Сочи могут в одно время отдыхать 200 тысяч гостей, которые обозначаются в отчетах как «организованные туристы». В 2016-м году в «статистику» планируют втянуть и частный сектор, с которым взялся работать один из туроператоров. Напомню, в прошлом году сочинский курорт принял на отдых 6 миллионов «организованных» туристов. С потерей Турции и Египта ожидается еще больший туристический наплыв.

Понятно, что эти занимательные цифры для Сочи будут достигнуты. Однако реальность такова, что наши курортные города пляжного туризма вместо того, чтобы объединить усилия в интересах туристов и на фоне безвременно отчаливших с рынка Турции и Египта, вдруг начали борьбу друг с другом перетягивая канат через Керченский пролив…
Даже рекламные компании черноморские курорты родины на это лето взялись проводить сразу две и на одном телеканале, тратя «на привлечение отдыхающих» в два раза больше денег. Так и хочется спросить, а не проще ли было в период кризиса сплотиться и объединиться в одну «курортную марку», ну, скажем, «Черноморские курорты России» и зазывать туристов сразу на все наши черноморские берега? Да и цены на отдых можно было бы согласовывать, делая их такими, чтобы не только «как можно больше заработать в сезон», а выполнить главную задачу лета-2016 — импортозаместить как можно большему числу наших сограждан Турцию-Египет в «турецко-египетской» ценовой категории. Наверное, эту цель, не кривя душой, можно назвать даже политической задачей. Осталось ее только включить в повестку дня…

Читайте также

Автобусный след «Кометы»

Ничуть не сомневаюсь: для того, чтобы объединиться в деле единой курортной политики и соединить черноморские регионы родины в одно «золотое пляжно-курортное кольцо», вернее, линию с золотым экономическим потенциалом, нашим курортам не требуется каких-то гигантских затрат и усилий. Как теперь принято говорить нужна лишь политическая воля, чтобы реализовать этот очевидный экономический смысл. С мартовского пляжа Сочи хорошо видны резервы и перспективы на этом курортном направлении! Взять, к примеру, канувшие в воду и лету небольшие пассажирские морские перевозки между портом Сочи и вернувшимся в родную гавань полуостровом Крым. В былые времена в Севастополь, Ялту и Керчь из Сочи ходили быстроходные «Кометы» на подводных крыльях. Ну вот так и хочется выделить жирным шрифтом тезис — в связи с известными событиями в мире реанимация этой морской линии становится даже не экономической задачей, а стопроцентным вопросом государственной важности! Стоит ли ждать, пока триумфально завершится строительство грандиозного автомобильного моста между Кубанью и Крымом? Интегрировать республику в общее курортное пространство России надо было еще вчера. Тут-то прямо на поверхности и лежит идея возобновления рейсов «Комет» на подводных крыльях вдоль российского берега Черного моря…

Фото: автора

Однако, теперь «Комет» нет. А ведь в отличие от круизных лайнеров, судостроение которых в каком-то дветысячи надцатом году обязуется освоить отечественная промышленность в лице Объединенной судостроительной корпорации, наши имеющиеся верфи способны гораздо быстрее наладить производство своих пассажирских морских судов на подводных крыльях. Недавно мы видели мы, как наши катера стреляют с акватории Каспия, не думаю, что верфи на которых они производятся, не способны строить «Кометы» по программе импортозамещения. Пора бы начать стапеллить эту «малую авиацию» судоходства. А пока такой флот будет строиться, уверен, нет абсолютно никакой загвоздки и в том, чтобы допустить к рейсам у наших берегов морские «Кометы» тех же китайских товарищей. Вне сомнения, они мигом раздобудут такие суда, даже если им придется временно сократить выпуск японских смартфонов…
Но и это еще не все! Золотое курортное кольцо этим летом можно замкнуть автобусным маршрутом. …

Читайте также

С пляжа бегу на весенний сочинский автовокзал. Кто-то уже наотдыхался по-зимнему в Красной Поляне и возвращается домой, кто-то продлевает отпуск и переезжает из Сочи на побережье Абхазии. А кто-то «короче в Крым».
 — Мы всей семьей сами придумали маршрут для будущего отпуска, — рассказывает гость из башкирского города Туймазы Сергей Цыбизов. — Сначала на поезде приехали в Адлер, пять дней провели в Красной Поляне, дальше перебрались на автобусе в Абхазию и недельку подышали свежим морским воздухом…
 — А теперь куда путь держите?
 — Теперь переезжаем в Крым еще на недельку, а уж из Севастополя вернемся домой. Такой вот мы придумали автобусный круиз. По курортам, как по Европе и, познакомившись с маршрутом, летом его повторим.
Я вспомнил пляж. Вот и еще один «предсезонный разведчик»
Спросил у водителя «крымского» автобуса, который отказался представиться «по причине врожденной скромности»:
 — Как вы думаете: реально ли организовать автобусные круизы по курортам Черноморского побережья России и Абхазии?
 — Автомобильные круизы? Имеете в виду, как «по Европе»? Чтобы автобус круизил по городам вместе с туристами?..
 — Примерно так.
 — Не знаю. Не считал, сколько будет стоить путешествие, если прикрепить автобус к туристам. В принципе, мне то что, будут люди и по курортам повезу…
 — А условия в автобусе позволяют такие поездки?
 — В принципе, да. Автобус комфортный, по всем европейским меркам…


Понятно, что «курортные круизы» на автобусах вдоль моря пока никто не совершает. Однако, как я понял на сочинском автовокзале, некоторые отпускники разработали сами по себе такие путешествия на отпуск. Не случайно ведь, Сергей Цыбизов придумал для своей семьи летний «автобусный автостоп» по черноморским курортам. Позагорает в Сочи, переедет в Абхазию. Накупается в Гаграх, двинет в Крым. Причем, по маршруту он еще мог бы задержаться в Небуге и Анапе по паре дней, если бы вместе с ним был «круизный автобус». Получилось бы, конечно, путешествие не по Золотому кольцу, но по золотой курортной линии. Кстати, чисто туристские круизные автобусы могли бы ходить с курортниками в обоих направлениях! Из Крыма в Сочи и из Сочи в Крым, связав одной курортно-туристско-экскурсионной линией два региона России. Да и Абхазию…
Понятно, что я далек от мысли продвигать такую идею среди туристических компаний, автобусных парков и частных перевозчиков Черноморского побережья. Однако, точно знаю, что во многих городах Средней России такие путешествия вдоль Черного моря «со своим автобусом» все равно практикуют. Людей возят к морю компании, которые давно скумекали, что на сегодняшний день автомобильный транспорт стал самым экономичным видом путешествий. Поезд-то не может останавливаться, на пару дней на стоянке у отеля и ждать пока пассажиры назагораются, накупаются, посетят экскурсии и перепробуют все «шашлыки-башлыки»…
Словом, на сочинском автовокзале я лишний раз убедился в необходимости возвращения морской «Кометы». К слову, вопрос о «Кометах» прорабатывается с 2014 года. Ведь они могут напрямую ходить в Крым не только из Сочи, но и из Ростова, других городов юга. О чем мы уже писали.

Читайте также

Объединение отдыха

Солнце на весеннем сочинском пляже пригревает. Естественно, на берегу весеннего Черного моря осенило простыми мыслями. Если говорить без лишних эмоций и по делу, то все Черноморское побережья России и Абхазия, с точки зрения развития курортного бизнеса и пляжного туризма, представляет собой цельный природно-рекреационный комплекс, где курортные города, связанные в одну цепочку побережьем Черного моря, как бы дополняют друг друга. Сухум, Пицунда, Гагра, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, а теперь и Крым — это все звенья одной курортной цепи. Лично я не знаю, сколько пройдет времени, но само географическое положение этих курортных городов и регионов рано или поздно заставит специалистов и власти объединить усилия, чтобы представлять в туристском мире сей уникальный по своему месторасположению и климатическим условиям регион Черноморского побережья. Наверное, это будет очень обоснованный и экономически оправданный ход в конкурентной борьбе бывших советских курортов с «оллинклюзивными» берегами других стран…
Создание черноморского курортного комплекса Крым-Краснодарский край, а может и Абхазия, с согласованной политикой в сфере пляжного отдыха заменит терпеливому «руссо туристо» недружественные берега и избавит качество отдыха от курса доллара.
Впрочем, этим летом наши люди в большинстве своем и так вынуждено вернутся на родные курорты. Так что самое время развить нашу пляжно-туристскую отрасль до настоящего комфортного уровня. В глубине туристической России просто вселенский потенциал для импортозамещения.

Читайте также

На улицы и пляжи южных курортов пришла весна. Именно в это время года на черноморских пляжах юга России море просыпаются от зимней спячки в ожидании туристов. Если помните, на пляже я уже был и от вашего имени встретил весну, до лета остается совсем немного…

Популярное в сети
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье