18+
понедельник, 11 декабря
Туризм

Авиакатастрофами год начинаем и заканчиваем

Безопасность авиационных перевозок на Юге оставляет желать лучшего

  
732
Авиакатастрофами год начинаем и заканчиваем
Фото: Антон Подгайко/ТАСС

С начала прошлого года только на Юге России произошло десять катастроф гражданских, легкомоторных самолетов. Погибли 7 человек и как минимум 10 получили ранения. Почему-то эти новости широкого внимания не привлекают, хотя свидетельствуют о том, что малая авиация на Юге сегодня в жутком состоянии. Самолеты летают без сертификатов, пилоты не имеют лицензий, а порой и вовсе садятся за штурвал подшофе. Новый год тоже начался с новой авиакатастрофы. На этот раз разбился вертолет в Ростовской области, в Аксайском районе. Двое человек госпитализированы. И кажется, что конца и края этим авиакатастрофам не видно. И не понятно, что делать с планами правительства по развитию малой авиации для туристов.

Туркластеру обещали аэродром

Ассоциация туроператоров России прогнозирует резкий рост внутреннего турпотока на фоне сокращения выездного. По словам исполнительного директора ассоциации Майи Ломидзе, на новогодние праздники число отправляющихся за границу россиян сократится на 30%. По некоторым направлениям сокращение составит 90% (например, в Доминиканскую Республику). Причем такого падения не было даже во время экономических кризисов 1998 и 2008 годов. Сказался запрет на посещение двух самых популярных туристических направлений — Турции и Египта, а также резкое подорожание иностранных туров (скажем, путешествие в Италию, Грецию, Испанию стало на четверть дороже).

Пиковым днем для аэропортов, считает Ломидзе, может стать второе января, когда в заграничные путешествия отправятся россияне, отпраздновавшие Новый год дома. А вот для тех, кто выбирает отдых дома, самые ходовые направления — это курорты Краснодарского края и Крыма.

По мнению Ломидзе, в стране есть огромный отложенный спрос и на другие направления, но реализовать его сложно из-за дороговизны и сложности логистики. Взрыв спроса возможен, уверена эксперт, если будут введены специальные цены на перевозку организованных групп и также программы бюджетного софинансирования поддержки туроператоров.

Еще один механизм — это развитие малой авиации. Например, госкомпания «Курорты Северного Кавказа» хотела создать на СКФО собственную авиакомпанию, что позволило бы туристам на легкомоторных самолетах малой вместимости быстро перемещаться между разными объектами туркластера. Планировалось построить несколько аэродромов, в частности, на западной окраине Дербента (он бы мог обеспечивать поток отдыхающих в Юждаге) и близ станицы Зеленчукской (для туристов, которые едут на горнолыжные курорты Архыз и Домбай).

Такую же идею вынашивал и губернатор Ставрополья Валерий Зеренков: он хотел создать региональную авиакомпанию, которая бы базировалась в международном аэропорту «Шпаковское». Регулярными вертолетными (Ми-8) и самолетными (Ан-2) рейсами должны были связать отдаленные уголки Ставрополья. Только на востоке края должны были появиться три взлетно-посадочные полосы для малой авиации (в Нефтекумске, Степном и Арзгире).

Самолеты падают на кладбища, дачи и церкви

Планы развития малой авиации могут столкнуться с серьезным ограничением — это крайне небезопасный вид транспорта. Достаточно сказать, что только с начала года на Юге России произошло десять катастроф легкомоторных самолетов, в которых погибли 7 человек и как минимум 11 получили ранения.

Череда трагедий началась с 23 февраля, когда близ хутора Дугино (Азовский район Ростовской области) упал легкомоторный самолет RV-8 Cetus. Погибли пилот и пассажир. Проверка Ространснадзора и транспортной прокуратуры установила, что самолет не был зарегистрирован и не имел сертификата летной годности, у пилота не было разрешения на использование воздушного пространства.

10 мая легкомоторный самолет «Ан-2» («кукурузник») совершил жесткую посадку на кладбище близ Азова (Ростовская область). В полете отказал двигатель, а уже на земле самолет загорелся. К счастью, никто не пострадал.

18 мая «Ан-2» рухнул в посёлке Санамер близ Ессентуков (Ставропольский край). Самолет совершил жесткую посадку: снес ограждение храма святых Иоакима и Анны и винтом задел стену церкви. Как выяснилось, экскурсионный самолет не был официально зарегистрирован, чтобы уклониться от уплаты налогов. Он получил сотрясение мозга, а его пассажир — легкие травмы. Как установил Межгосударственный авиационный комитет (МАК), пилот самолета был пьян.

Спустя две недели, 30 мая, произошло крушение самолета Cessna над аэродромом «Хуторская» (Ставрополь), где базируется краевое отделение ДОСААФ. Во время экскурсионного полета самолет упал недалеко от дачного товарищества, и первую помощь пилоту и пассажиру оказали дачники. Две главные версии катастрофы — это ошибка пилота и техническая неисправность самолета.

На следующий день, 31 мая, самолет зацепил крылом дерево и упал в Волгоградской области, в районе города Волжский. Не пострадали ни пилот, ни пассажиры. Однако в одном украинском интернет-издании жесткая посадка судна обросла огромным количеством слухов: якобы, пилот направил падающий самолет в толпу людей, погибли десятки человек (даже фото и видео к «новости» прилагались). Волгоградское управление МЧС оперативно опровергло слухи, но они еще несколько недель продолжали «гулять» по украинской блогосфере.

7 июня самолет Zodiac CH-650 загорелся в воздухе и рухнул в районе станицы Незлобная (Георгиевский район Ставропольского края). Еще до приезда «скорой помощи» пилот — хозяин воздушного судна скончался от травм.

15 июня в Тацинском районе (Ростовская область) упал самолет «Ан-2», пилот и один из пассажиров остались целы, а вот у второго пассажира, 14-летнего подростка, — тяжелая травма позвоночника.

17 июня в Икрянском районе (Астраханская область) разбился легкомоторный самолет «Бекас», пилот был госпитализирован с сотрясением мозга.

5 сентября самолет «М-12» упал в лесном массиве около поселка Восточный (Белореченский район Краснодарского края). На борту находились трое — пилот и два пассажира, с ранениями они были доставлены в больницу. По предварительной версии, самолет обслуживался и эксплуатировался с нарушениями.

Губернаторская проверка или кампанейщина?

После серии авиационных происшествий губернатор Владимир Владимиров потребовал от вице-премьера, курирующего общественную безопасность, Юрия Скворцова, провести проверку всех аэроклубов Ставрополья. Даже если проверка и состоялась, то ощутимых результатов не принесла.

13 декабря близ станицы Суворовская (Предгорный район Ставропольского края) рухнул шестиместный самолет «Beach Bonanza A36PC», погибли четыре человека — пилот, его 15-летний сын и двое пассажиров, все из Оренбургской области. Их тела родственники забрали в родной Бузулук.

Проверка проводится Минераловодской транспортной прокуратурой и управлением Ространснадзора по СКФО. Комиссию сформировал и Межгосударственный авиационный комитет. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). По предварительной информации, самолет не имел разрешения на полет.

И снова губернатор стучал кулаком по столу: ужесточить правила полетов легкомоторных самолетов на Ставрополье и требования к аэродромам. Видимо, в очередной раз побурлят чиновники — а потом снова все вернется на круги своя, то есть в состояние болота.

Популярное в сети
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье