18+
четверг, 21 сентября
Туризм

Авиационная лихорадка и кому она выгодна

Как отразится на Юге России запрет на полеты в Египет

  
1995
Авиационная лихорадка и кому она выгодна
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Туристический и авиационный рынок России ждет очередной спад, прогнозируют эксперты. Основная причина — это запрет на пассажирские полеты в Египет. Хотя, возможно, от запрета выиграют внутренние курорты. И в первую очередь Сочи, где на Новый год уже забронировано 80% отелей, а всего планируют принять 200 тысяч отдыхающих — на 20% больше прошлогодних цифр.

Boeing как средство мести

Российскую авиационную отрасль продолжает лихорадить уже несколько месяцев. Началось все с финансовых проблем у второго по величине перевозчика в стране «Трансаэро», о чем «СП-Юг» уже подробно рассказывал в статье «От Сочи до Боржоми».

Поначалу купить авиакомпанию захотел крупнейший конкурент — «Аэрофлот», затем «Сибирь». Но, похоже, что правительство России все же приняло окончательное решение бизнес «Трансаэро» не спасать.

С 26 октября у авиакомпании отозван сертификат эксплуатанта, а 15 декабря прекращают действовать все ранее купленные билеты на ее рейсы. К этому времени все прочие авиакомпании обещают перевезти всех пассажиров «Трансаэро». Популярные направления уже сейчас живо распределяются между конкурентами, в частности, «Аэрофлоту» Минтранс щедро передал сразу 56 международных маршрутов (из 141).

Между тем, даже деловая пресса, живо следящая за событиями вокруг «Трансаэро», уже вовсю сравнивает происходящее с рейдерским захватом чужого бизнеса. Пусть и убыточного, но который вполне можно было возродить. Попыткой защиты от этого захвата (а то и откровенной местью) назвали приостановление Международным авиационным комитетом (МАК) ранее выданных сертификатов на самолеты Boeing 737.

Штука в том, что председатель МАК — Татьяна Анодина, мать Александра Плешакова, крупнейшего акционера «Трансаэро», который сегодня семимильными шагами идет к ликвидации. Именно «Трансаэро» и была основным эксплуатантом бортов Boieng 737 в России (47 бортов). Но после того как авиакомпании запретили летать, они так и стоят мертвым грузом. А из действующих перевозчиков самый внушительный парк Boieng 737 — у «Аэрофлота» (12 бортов) и его дочерних компаний, лоукостера «Победа» (12) и «Оренбургских авиалиний» (16). Ну и на что это похоже, как ни попытку отомстить чужому бизнесу за крах собственного?!

Всего же на различные модификации Boeing 737 приходится четверть парка самолетов иностранного производства в России. Взвесив все «за» и «против», Росавиация отказалась приостанавливать их полеты. А следом МАК отозвал свое «запретительное» письмо.

Турецкие мечты… и мышеловки

Неожиданные проблемы начались у авиакомпании Pegasus Airlines. Это турецкий лоукостер, который осуществляет чартерные и регулярные авиаперевозки по Европе и Турции. Последние дни он радовал пассажиров заразительно низкими ценами: скажем, билет из Москвы в Стамбул и обратно для взрослого обошелся бы всего в сто баксов — по нынешнему курсу 6200 рублей. Причем продажа билетов была открыта аж до марта будущего года!

Естественно, обрадованные дешевизной туристы принялись скупать резко подешевевшие билеты, не понимая, что попали в расставленную бизнесменами ловушку. Дело в том, что у Pegasus Airlines на одном из самых популярных направлений перелетов «Минеральные Воды — Стамбул» было лишь временное разрешение, и с 8 ноября оно прекратило свое действие.

С этого дня на зимний сезон 2015−2016 годов на данное направление Росавиацией назначен уже российский перевозчик — «Таймыр» (бренд NordStar). Новый международный рейс Y7 4445 будет выполняться дважды в неделю (по средам и воскресеньям), билет будет стоить от 48 евро в одну сторону. Таким образом, за путешествие, скажем, семьи из двух взрослых и двух детей придется заплатить около 32 тысяч рублей.

Ну а Pegasus Airlines, выходит, продавал билеты на перевозки заведомо зная, что разрешения у него на полеты не будет. И сегодня пассажиры, которые захотят сдать билеты, будут вынуждены оплачивать крупные штрафы. Либо обращаться в суды к турецкой авиакомпании. Каким образом Росавиация и Роспотребнадзор прошляпили такую махинацию, можно только догадываться.

Кстати, Pegasus Airlines продолжает сегодня летать из Стамбула в Краснодар (разрешение, выданное авиакомпании, продолжает действовать без ограничений), а с октября открылись прямые перелеты NordStar в Стамбул из Махачкалы и Грозного. Так что NordStar заметно потеснит с рынка авиационных перевозок Turkish Airlines, которые сегодня продолжают работать с международным аэропортом Ставрополя.

70 тысяч эвакуировать, 100 тысячам вернуть деньги

Конечно, наибольшее внимание туристов сегодня приковано не к турецкому, а к египетскому направлению, на которое приходится почти 20% всех иностранных поездок россиян. 31 октября на Синайском полуострове разбился авиалайнер компании «Когалымавиа» (бренд Metrojet), вылетевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург.

Сегодня едва ли не основная версия (по крайней мере, на Западе) — это теракт, который совершили боевики-исламисты, заложившие бомбу в багажный отсек. Боевики запрещенного в России «Исламского государства» уже поспешили взять на себя ответственность за теракт.

Похоже, что именно эта версия стала доминирующей и в России. Поэтому вчера Владимир Путин по рекомендации Национального антитеррористического комитета (НАК) принял решение запретить пассажирское авиационное сообщение между нашей страной и Египтом. Со вчерашнего вечера самолеты из России вылетают туда пустыми, чтобы забрать туристов — а их, по данным Ростуризма, в Египте сейчас не менее 70 тысяч (ноябрь здесь считается пиковым месяцем для пляжного отдыха).

Египетские власти категорически отрицают версию теракта, ясное дело, заботясь об интересах не безопасности туристов, а прибыльности туристического бизнеса (он дает 13% ВВП страны). Тем более, что полеты своих авиакомпаний в аэропорт Шарм-эль-Шейха, который давно «славился» слабой системой безопасности, приостановили Великобритания, Германия, Франция, Ирландия и Нидерланды.

Читайте также

Для эвакуации российских туристов уже создан оперативный штаб, который возглавил вице-премьер Аркадий Дворкович. Известно, что вывозить будут вывозить туристов будут с минимальной ручной кладью, а багаж доставят отдельными самолетами.

Пока еще открытыми остаются несколько вопросов: как долго продлится запрет, как граждане будут оформлять возвраты средств за уже купленные туры и кто возместит авиакомпаниям убытки.

Читайте также

Вопросы непраздные, учитывая, что до Нового года, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), оплачены туры в Египет как минимум у 100 тысяч россиян. Если туристическим компаниям придется одномоментно возвращать им средства, это приведет к тотальному краху рынка.

Впрочем, есть и те сегменты бизнеса, которые окажутся в выигрыше — это операторы, работающие на внутренний туризм. Ждут дополнительного наплыва туристов и так второй год не знающие дефицита Сочи и Крым. Решение «закрыть Египет» всю ночь бурно обсуждали в социальных сетях. И большинство путешественников считают, что адекватной замены заморскому отдыху в России предложить пока не могут.

Главные претензии к сочинским красотам — это неадекватно высокие цены и низкий уровень сервиса (в сравнении с египетскими или турецкими курортами, конечно). А собственный кошелек, да еще во время кризиса, для большинства россиян важнее патриотизма. Тем более, что отсутствие реальной конкуренции, похоже, еще больше подстегнет рост цен в Сочи.

Кстати, здесь, похоже, уже начали готовиться к новым «рекордам» грядущего туристического сезона. Администрация Сочи объявила, что с середины декабря запускает прямое автобусное сообщение по маршруту «Аэропорт — Красная Поляна» для горнолыжников. Взрослому поездка в одну сторону обойдется в 400 рублей, а ребенку — в 200.

А вот что происходит в аэропортах Юга сегодня. Отменены все рейсы в аэропорту Краснодара, а также в аэропорту Минвод.

Популярное в сети
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье