Туризм

Авиационная лихорадка и кому она выгодна

Как отразится на Юге России запрет на полеты в Египет

  
2000
Авиационная лихорадка и кому она выгодна
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Туристический и авиационный рынок России ждет очередной спад, прогнозируют эксперты. Основная причина — это запрет на пассажирские полеты в Египет. Хотя, возможно, от запрета выиграют внутренние курорты. И в первую очередь Сочи, где на Новый год уже забронировано 80% отелей, а всего планируют принять 200 тысяч отдыхающих — на 20% больше прошлогодних цифр.

Boeing как средство мести

Российскую авиационную отрасль продолжает лихорадить уже несколько месяцев. Началось все с финансовых проблем у второго по величине перевозчика в стране «Трансаэро», о чем «СП-Юг» уже подробно рассказывал в статье «От Сочи до Боржоми».

Поначалу купить авиакомпанию захотел крупнейший конкурент — «Аэрофлот», затем «Сибирь». Но, похоже, что правительство России все же приняло окончательное решение бизнес «Трансаэро» не спасать.

С 26 октября у авиакомпании отозван сертификат эксплуатанта, а 15 декабря прекращают действовать все ранее купленные билеты на ее рейсы. К этому времени все прочие авиакомпании обещают перевезти всех пассажиров «Трансаэро». Популярные направления уже сейчас живо распределяются между конкурентами, в частности, «Аэрофлоту» Минтранс щедро передал сразу 56 международных маршрутов (из 141).

Между тем, даже деловая пресса, живо следящая за событиями вокруг «Трансаэро», уже вовсю сравнивает происходящее с рейдерским захватом чужого бизнеса. Пусть и убыточного, но который вполне можно было возродить. Попыткой защиты от этого захвата (а то и откровенной местью) назвали приостановление Международным авиационным комитетом (МАК) ранее выданных сертификатов на самолеты Boeing 737.

Штука в том, что председатель МАК — Татьяна Анодина, мать Александра Плешакова, крупнейшего акционера «Трансаэро», который сегодня семимильными шагами идет к ликвидации. Именно «Трансаэро» и была основным эксплуатантом бортов Boieng 737 в России (47 бортов). Но после того как авиакомпании запретили летать, они так и стоят мертвым грузом. А из действующих перевозчиков самый внушительный парк Boieng 737 — у «Аэрофлота» (12 бортов) и его дочерних компаний, лоукостера «Победа» (12) и «Оренбургских авиалиний» (16). Ну и на что это похоже, как ни попытку отомстить чужому бизнесу за крах собственного?!

Всего же на различные модификации Boeing 737 приходится четверть парка самолетов иностранного производства в России. Взвесив все «за» и «против», Росавиация отказалась приостанавливать их полеты. А следом МАК отозвал свое «запретительное» письмо.

Турецкие мечты… и мышеловки

Неожиданные проблемы начались у авиакомпании Pegasus Airlines. Это турецкий лоукостер, который осуществляет чартерные и регулярные авиаперевозки по Европе и Турции. Последние дни он радовал пассажиров заразительно низкими ценами: скажем, билет из Москвы в Стамбул и обратно для взрослого обошелся бы всего в сто баксов — по нынешнему курсу 6200 рублей. Причем продажа билетов была открыта аж до марта будущего года!

Естественно, обрадованные дешевизной туристы принялись скупать резко подешевевшие билеты, не понимая, что попали в расставленную бизнесменами ловушку. Дело в том, что у Pegasus Airlines на одном из самых популярных направлений перелетов «Минеральные Воды — Стамбул» было лишь временное разрешение, и с 8 ноября оно прекратило свое действие.

С этого дня на зимний сезон 2015−2016 годов на данное направление Росавиацией назначен уже российский перевозчик — «Таймыр» (бренд NordStar). Новый международный рейс Y7 4445 будет выполняться дважды в неделю (по средам и воскресеньям), билет будет стоить от 48 евро в одну сторону. Таким образом, за путешествие, скажем, семьи из двух взрослых и двух детей придется заплатить около 32 тысяч рублей.

Ну а Pegasus Airlines, выходит, продавал билеты на перевозки заведомо зная, что разрешения у него на полеты не будет. И сегодня пассажиры, которые захотят сдать билеты, будут вынуждены оплачивать крупные штрафы. Либо обращаться в суды к турецкой авиакомпании. Каким образом Росавиация и Роспотребнадзор прошляпили такую махинацию, можно только догадываться.

Кстати, Pegasus Airlines продолжает сегодня летать из Стамбула в Краснодар (разрешение, выданное авиакомпании, продолжает действовать без ограничений), а с октября открылись прямые перелеты NordStar в Стамбул из Махачкалы и Грозного. Так что NordStar заметно потеснит с рынка авиационных перевозок Turkish Airlines, которые сегодня продолжают работать с международным аэропортом Ставрополя.

70 тысяч эвакуировать, 100 тысячам вернуть деньги

Конечно, наибольшее внимание туристов сегодня приковано не к турецкому, а к египетскому направлению, на которое приходится почти 20% всех иностранных поездок россиян. 31 октября на Синайском полуострове разбился авиалайнер компании «Когалымавиа» (бренд Metrojet), вылетевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург.

Сегодня едва ли не основная версия (по крайней мере, на Западе) — это теракт, который совершили боевики-исламисты, заложившие бомбу в багажный отсек. Боевики запрещенного в России «Исламского государства» уже поспешили взять на себя ответственность за теракт.

Похоже, что именно эта версия стала доминирующей и в России. Поэтому вчера Владимир Путин по рекомендации Национального антитеррористического комитета (НАК) принял решение запретить пассажирское авиационное сообщение между нашей страной и Египтом. Со вчерашнего вечера самолеты из России вылетают туда пустыми, чтобы забрать туристов — а их, по данным Ростуризма, в Египте сейчас не менее 70 тысяч (ноябрь здесь считается пиковым месяцем для пляжного отдыха).

Египетские власти категорически отрицают версию теракта, ясное дело, заботясь об интересах не безопасности туристов, а прибыльности туристического бизнеса (он дает 13% ВВП страны). Тем более, что полеты своих авиакомпаний в аэропорт Шарм-эль-Шейха, который давно «славился» слабой системой безопасности, приостановили Великобритания, Германия, Франция, Ирландия и Нидерланды.

Читайте также

Для эвакуации российских туристов уже создан оперативный штаб, который возглавил вице-премьер Аркадий Дворкович. Известно, что вывозить будут вывозить туристов будут с минимальной ручной кладью, а багаж доставят отдельными самолетами.

Пока еще открытыми остаются несколько вопросов: как долго продлится запрет, как граждане будут оформлять возвраты средств за уже купленные туры и кто возместит авиакомпаниям убытки.

Читайте также

Вопросы непраздные, учитывая, что до Нового года, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), оплачены туры в Египет как минимум у 100 тысяч россиян. Если туристическим компаниям придется одномоментно возвращать им средства, это приведет к тотальному краху рынка.

Впрочем, есть и те сегменты бизнеса, которые окажутся в выигрыше — это операторы, работающие на внутренний туризм. Ждут дополнительного наплыва туристов и так второй год не знающие дефицита Сочи и Крым. Решение «закрыть Египет» всю ночь бурно обсуждали в социальных сетях. И большинство путешественников считают, что адекватной замены заморскому отдыху в России предложить пока не могут.

Главные претензии к сочинским красотам — это неадекватно высокие цены и низкий уровень сервиса (в сравнении с египетскими или турецкими курортами, конечно). А собственный кошелек, да еще во время кризиса, для большинства россиян важнее патриотизма. Тем более, что отсутствие реальной конкуренции, похоже, еще больше подстегнет рост цен в Сочи.

Кстати, здесь, похоже, уже начали готовиться к новым «рекордам» грядущего туристического сезона. Администрация Сочи объявила, что с середины декабря запускает прямое автобусное сообщение по маршруту «Аэропорт — Красная Поляна» для горнолыжников. Взрослому поездка в одну сторону обойдется в 400 рублей, а ребенку — в 200.

А вот что происходит в аэропортах Юга сегодня. Отменены все рейсы в аэропорту Краснодара, а также в аэропорту Минвод.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье