Спорт

Куда уходят сочинские миллиарды

Кто будет проводить Formula-1 в России в 2017 году, до сих пор непонятно

  
146
Куда уходят сочинские миллиарды
Фото: Zuma/TASS

Власти Краснодарского края упорно пытаются отказаться от проведения Гран-при России по «королевским гонкам». Несмотря на зрительский ажиотаж, это мероприятие по-прежнему остается убыточным для краевого бюджета. Государственный долг региона за последние три года (с момента проведения Олимпиады, а затем и автогонок) вырос почти вдвое. И это, похоже, не предел.

Нерентабельный праздник

Сочи приняло в третий раз Гран-при России по автогонкам Formula-1: победу на «Королевских гонках» одержал пилот команды Mercedes Нико Росберг. На счету Росберга пилота на Гран-при России так называемый «большой шлем» — поул-позиция по итогам квалификации, быстрейший круг в гонке и лидирование со старта до финиша.

С десятого места был вынужден стартовать Льюис Хэмилтон, трехкратный чемпион мира из команды Mercedes, но в итоге в упорнейшей борьбе с Росбергом он поднялся в турнирной таблице до второго места. Впрочем, главной звездой гонок оказался все же не Нико Росберг, а двое российских пилотов.

Да-да, вы не ослышались, пилотов уже двое. К давно известному Даниилу Квяту, который уже два года выступает за команду Red Bull Racing, добавился Сергей Сироткин — он накануне Гран-при подписал контракт с тест-пилота команды Renault Sport. Квят закончил гонку крайне неудачно: он уже на втором повороте столкнулся с Себастьяном Феттелем, получил штраф и финишировал 15-м.

Вполне возможно, что уже к будущему Гран-при Сироткин сможет подойти в ранге полноценной спортивной «звезды». А в том, что «королевские гонки» состоятся в Сочи и в будущем мае, сомнений нет: президент Владимир Путин перед началом турнира встретился с исполнительным директором Formula One Group Берни Эккслоуном. В этом году интерес зрителей к соревнованиям был рекордным — на трибуны «Сочи автодрома» было продано более 60 тысяч билетов.

Кстати, во время гоночного уикенда в 2014 году «Сочи автодром» посетили почти 160 тысяч зрителей, в прошлом году — 150 тысяч. По данным проведенного тогда агентством «РБК» социологического опроса, почти 20% зрителей пришли на трибуны, чтобы посмотреть на выступление Даниила Квята (в этом году была открыта его «именная» трибуна), а почти 10% среди причин, побудивших их приехать на гонку, отметили невысокие цены на билеты.

Любителей автоспорта вряд ли интересовали события, которые разворачивались за кулисами «королевских гонок». Речь идет о том, что еще с конца прошлого года власти Краснодарского края пытаются выяснить, кто же должен оплачивать проведение дорогостоящего мероприятия, которое за три года так и не стало для них рентабельным.

Читайте также

Кто виноват в «потере» промоутера?!

«СП-Юг» уже рассказывал в ноябре прошлого года о заявлении вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галася: по его словам, правительство региона отказывается субсидировать организацию автогонок Formula-1 в Сочи. Кроме того, председатель краевого заксобрания Владимир Бекетов обратился с письмом к премьер-министру Дмитрию Медведеву фактически вернуть в бюджет края 13 млрд рублей, потраченных на возведение «Сочи автодрома». Также спикер законодательного собрания хочет возместить краевому бюджету 8,6 миллиарда, которые были выделены на проведение Гран-при России в 2014 и 2015 годах. Эти средства оформлялись в виде кредитов из федерального бюджета, и Бекетов просит их просто списать.

Тем не менее, в нынешнем году на организацию соревнования из регионального бюджета была выделены 100 млн. рублей. Однако с условием, что это последний транш — со следующего года власти Кубани финансировать Formula-1 больше не намерены. Да и не просто не намерены, таких денег в бюджете просто нет! Кроме того, власти Краснодарского края хотят, чтобы «Сочи автодром» взяло на баланс Минспорта России, которое бы отныне и занималось проведением соревнований.

«СП-Юг» удалось выяснить, что в октябре 2011 года департаментом имущественных отношений Краснодарского края было учреждено акционерное общество «Формула Сочи», основной задачей которого было проведение гонок. В уставный капитал общества вошли 40 млн рублей.

Фактически деятельность общества была прекращена в феврале 2013 года, а в августе 2014 года распоряжением губернатора Александра Ткачева начата процедура ликвидации компании «Формула Сочи», председателем ликвидационной комиссии назначен Александр Павлов. А в декабре 2014 года «Формула Сочи» обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о банкротстве, поскольку у нее имелась задолженность перед кредиторами в сумме 5,7 млн рублей. В числе должников был, в частности, бывшие генеральные директора компании Сергей Бондаренко и Александр Богданов.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края потребовал взыскать с двух бывших директоров компании, а также бывшего управляющего делами «Формулы Сочи» Алексея Белоусова почти 2,5 млн рублей в виде убытков от деятельности компании. Так, в исковом заявлении департамент указывает, что госкомпания с момента создания так и не приобрела законных юридических прав на продвижение, организацию и проведение.

При этом, однако, топ-менеджеры госкомпании тратили деньги на представительские расходы: в частности, на зарубежные командировки (например, в Абу-Даби, где также имеется гоночная трасса). Ответчики в суде заявляли, что «Формула Сочи» не смогла получить права на продвижение бренда «королевских гонок» из-за финансовых проблем. И арбитражный суд отказал в удовлетворении иска департамента.

Читайте также

Автогонки как имиджевый проект

В мае 2015 года арбитраж признал «Формулу Сочи» банкротом, здесь началось конкурсное производство, которое не закончено по сию пору (в феврале срок производства по ходатайству конкурсного управляющего был продлен). Имущественные активы должника, денежные средства и его дебиторская задолженность оценены в 1,4 млн. рублей, которых не хватит на покрытие всех долгов.

Похожая история и с застройщиком трассы, которым выступило также учрежденное в 2006 году Департаментом имущественных отношений Краснодарского края акционерное общество «Центр передачи технологий строительного комплекса «Омега». «Омега» построила гоночную трассу и объекты инфраструктуры (трибуны, тим-билдинг и пит-билдинг). «Центр «Омега» был наделен правами национального промоутера Гран-при России (международным промоутером всех «королевских гонок» является Formula One Group).

Причины отказа властей Кубани от проведения затратных автогонок очевидны — это растущий государственный долг. По данным Минфина Краснодарского края, на первое апреля 2016 года он составляет 145,2 млрд рублей (это самая большая сумма среди всех регионов России, даже больше чем в Москве), причем в апреле 2015 года он составлял 136,3 миллиарда, в апреле 2014 года — 124,2 миллиарда, а в апреле 2013 года — 75,8 миллиарда.

Таким образом, за три года долговые обязательства Кубани выросли практически вдвое, причем самый серьезный рост пришелся именно на период олимпийского строительства, которое частично финансировалось из бюджета региона. За этот же период объем банковских кредитов вырос почти на 40 миллиардов, приблизившись сегодня к 60 миллиардам.

Разумеется, их необходимо обслуживать, что требует отвлечения огромных средств ежегодно, которые бы можно было потратить, скажем, на строительство социальных объектов. Естественно, в таких условиях команда Вениамина Кондратьева и ищет различные способы, каким образом можно было бы уменьшить бюджетную задолженность.

Однако, почти наверняка, проведению Formula-1 в нашей стране ничего не угрожает — ведь проект это скорее не экономический или спортивный, а политический. Его главная задача- сохранить позитивный российский имидж.

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье