Общество

Газетно-книжная блокада

Российская пресса застряла на пути в Крым

  
72
Газетно-книжная блокада

В начале сентября в Москве в очередной раз обсуждались сложности с процессом «имплементации» крымского полуострова в российские реалии. Оказывается, они возникли даже там, где, казалось, их быть не должно. Прошло уже полгода после развода с «незалежной», а в киосках крымских городов ассортимент российской прессы если и расширился, то не очень сильно. А ведь местное население не просто помнит, что значит читать, и любит это дело, но еще и предпочитает чтение качественное.

Не то, не так и не за те деньги

С переходом Крыма под юрисдикцию России значительная часть его жителей связывала не только надежды судьбоносного порядка, но и ожидания таких сравнительно небольших радостей, как возможность получать недоступную ранее российскую прессу. Это и знаменитые «бренды», памятные многим с детства, скажем, «Известия», «Неделя», «Советский спорт», и новые издания, вызывавшие интерес либо при помощи Интернета, либо попадая на полуостров с неофициальной оказией. Предвкушение радости, однако, по неизвестным причинам затягивалось. После появления на прилавках киосков примерно в мае «Комсомольской правды» и «Российской газеты» дальнейший существенный прогресс в этом плане как-то притормозился.

Разобраться в чем дело попытались еще в середине лета. С 13 по 16 июля в Алуште прошла медиаконференция на тему «Перспективы развития системы распространения прессы в Крыму». Особое внимание было уделено именно «задачам по организации помощи крымским коллегам со стороны издательского сообщества, формированию приемлемых для жителей полуострова условий для приобретения издаваемой в России периодики». Определились и с помехами продвижению российских СМИ в новый регион. Названы были, во-первых, напасти, свойственные всему отечественному рынку: сокращение сетей киосков по продаже прессы, вмешательство местных администраций в ассортиментную политику продавцов периодики, отсутствие поддержки осуществляемых дистрибьюторами мер по распространению газет и журналов, несовершенство законодательства в области СМИ. А также, местный послеукраинский «колорит»: низкая покупательская способность населения, «отсутствие навыка приобретать и читать российские издания», нехватка киоскёров. За всеми этими изобретательными формулировками, однако, отчетливо маячила стратегическая «беда» — слишком большие сложности с доставкой, что и ведет к накрутке цен.

По сути те же очевидные выводы были повторены и в сентябре на состоявшейся в Москве бизнес-встрече «Российская пресса в Крыму: перспективы развития». Правда здесь разговор был уже значительно более конкретный. На встрече была обнародована информация о том, что на сегодняшний день заключены контракты на поставку изданий из России со всеми крупнейшими распространителями на полуострове: «Союзпечать» (основная розничная сеть Севастополя), «КрымТоргПресс» (150 торговых точек и 90 магазинов ритейла) и «КрымСоюзпечать» (300 киосков во всех населенных пунктах). И вообще процесс приобщения крымчан к российской прессе, как оказалось, все же набирает обороты. Например, если в апреле, когда все только начиналось, было реализовано 23,6 тыс. экземпляров продукции то уже в мае — 117,2 тыс.экз., в июне — 298,9 тыс.экз., в июле — 385,7 тыс.экз. Если в апреле тот же «Пресс-Логистик» отгружал в Крым всего 149 наименований, то к августу количество продаваемых здесь названий увеличилось до 568.

Вновь сетовали на прижимистость крымчан, не желающих тратить свою очень скромную трудовую копеечку на невесть что и предпочитающих проверенные и знакомые местные издания, а то и вообще — книжку почитать.

Ближайшая цель — «ежедневки»

В общем, процесс приобщения крымчан к средствам массовой информации России ход все же набирает. Ассортимент ширится, хотя и не всегда за счет именно тех изданий, что ищет покупатель. Не совсем уж, кстати, незнакомый с общероссийскими газетами и журналами. А главные дискуссии продолжают вестись о путях снижения цены и способах стимулировать к этому издателей, боящихся убытков. Хотя тем, кто находится «на передовой» этой газетно-книжной «войны», магистральный путь в общем-то ясен — облегчение доставки и активный переход к печатанию своих изданий на самой территории Крыма.

— Можно ли сказать, что основная проблема в том, что издатели просто боятся, что их продукция не разойдется и потому не испытывают особого желания выходить на местный рынок? — вопрос к директору севастопольской «Союзпечати» Любови Сергеевне Жидовецкой.

— Я бы так не формулировала. Просто некоторые нашли пути печататься в Крыму и тем самым проблемы для них снимаются. Это — «Комсомолка», «Российская газета», «Известия». И в будущем, я думаю, многие придут к тому, что печататься надо здесь, поскольку это дешевле. Вы ж поймите, где бы газета ни печаталась, она должна дойти до Краснодара. Поставщик наш находится в Симферополе, и он забирает прессу из Краснодара, везет ее по Крыму и нам. Мы, например, платим за доставку от Керчи до Севастополя. Если раньше мы вообще не платили, нам все доставляли сюда на конечную базу, то теперь мы доставку оплачиваем. Естественно, все газеты выросли в цене.

— Как вы отбираете, что завозить, что — нет?

— Мы все, что есть интересного у логистика, берем. Понемногу, конечно, поскольку сами иногда не знаем — пойдет оно или нет. Но мы пробуем все, что можем. Мы с тем же «Пресс-логистик» оговариваем все названия. Не ждем, что они нам привезут, а, естественно, говорим, что хотел бы увидеть именно наш покупатель. Наши сотрудники ведут постоянный, как сейчас говорят, мониторинг. Вплоть до того, что хорошо идет в каждом конкретном киоске города. И заказываем у логистика именно нужное нам количество экземпляров конкретного названия.

— У севастопольцев есть какие-то особые предпочтения?

В Севастополе, да и в общем-то, наверное, по всему Крыму, читающее население — это, преимущественно, люди, которым уже под пятьдесят и выше. Остальные возрастные категории ориентируются в основном на интернет. Поэтому мы соответственно и стараемся учитывать наличие таких различающихся между собой аудиторий. А для этого пробуем практически все варианты. И с дешевыми изданиями, и с дорогими. Пусть даже потом приходится очень много списывать. Поверьте, база списания иногда, что называется, «до потолка».

— Какие перспективы?

— Перспектива одна — работать. Во всяком случае, если, например, мне сообщают, что там-то и там-то спрашивают такое-то издание, мы тут же стараемся навести все справки и постараться это издание получать. Скажем, спортивная пресса у нас уже присутствует, людям она очень интересна. Правда пока, в основном, еженедельники. Хотя даже у продвинутой интернет-молодежи есть желание читать ежедневные спортивные издания. Но как в нынешней ситуации вы себе представляете поступления таких газет? Да они пока до нас доберутся, всю актуальность давным-давно потеряют. Вы эти новости уже несколько раз прочитаете в интернете и увидите по телевидению. В этом главная беда таких газет и, особенно, спортивных. Хотя и не только их. Поэтому пока вопрос с доставкой не решится, получать такие издания, чтобы успешно их продавать, мы не можем.

После интервью еще раз прошелся по севастопольским киоскам. Нашел даже «Новую газету», «Огонек» и «Коммерсант». Не то, чтобы именно их наличие говорило о значительных успехах в деле распространения российской прессы в Крыму. Я-то как раз предпочел бы несколько иные издания. Надеюсь, что мониторинг спроса будет вестись с учетом интересов всех групп и слоев горожан и с обязательно с учетом их пристрастия не только к правдивым газетам и журналам, но и уникальной по нынешним временам любви к хорошим умным книгам.

Фото: РИА Новости/ Михаил Воскресенский.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье