Общество

Придет ли метро на смену трамваю

В Ростове пытаются избавиться от электротранспорта

  
191
Придет ли метро на смену трамваю

В последние годы транспортная проблема в Ростове-на-Дону стоит очень остро. Пробки, нехватка общественного транспорта, перегруженность маршруток, превратившихся в основное средство передвижения для ростовчан, не имеющих собственных автомобилей. Целые районы по-прежнему остаются лишенными полноценного транспортного обеспечения. На этом фоне продолжаются разговоры о возможном строительстве в городе метрополитена, хотя почти все ростовчане понимают, что это или очередная фантазия, или очень далекая перспектива. При этом в городе хорошо развита трамвайная сеть, но почему-то городские власти всерьез ее не воспринимают. А наоборот, хотят избавиться от трамваев. А ведь это отличный вид транспорта, экологически чистый и экономичный, способный перевозить значительное количество пассажиров и при правильной организации транспортных потоков независимый от автомобильных пробок.

Со времен «конки»

Первый самоходный трамвай в Ростове был пущен 2 января 1902 года. Если учесть существовавшую с 1887 года «конку», то общая история трамвайного транспорта в городе насчитывает почти 130 лет. В середине ХХ века трамвайные пути связывали самые разные концы города, а общая протяженность колеи составляла 110 километров. На узких улочках городского центра и старой Нахичевани, еще в большей степени — на крутых спусках Ленгородка и Олимпиадовки трамвай оказывался незаменимым видом транспорта. Многие районы обслуживались только трамваем, как например Западный жилой поселок или тот же Ленгородок. К 1998 году в городе насчитывалось 18 трамвайных маршрутов. Наибольшую значимость среди них имели те, что ходили в труднодоступные в транспортном отношении районы, «тупики» города, где не было развязок автобусного транспорта — Новое поселение, Западный жилой поселок, завод «Красный Аксай», Мясокомбинат.

Отменили девять маршрутов

В конце девяностых, городская администрация, то ли под влиянием «автобусного лобби», связанного с бензиновым бизнесом, то ли по каким-то иным соображениям, пришла к выводу о необходимости значительного сокращения количества трамваев и протяженности трамвайной колеи. В 1998 году было отменено сразу девять трамвайных маршрутов. Началось разрушение трамвайного пути на таких ключевых участках: Северный жилой массив и поселок Северный (ветка от ул. Орбитальной до ул. Текучева по пр. Нагибина), Чкаловский поселок (ветка по ул. Фурмановская, Казахская, Белорусская), Нижняя Нахичевань (ветка по 39 линии — от ул. Ереванской до завода «Красный Аксай»), Западный поселок (ветка по пр. Стачки — от пл. 5-го Донского корпуса до пл. Мичурина).

Вместе с рельсами уничтожался и подвижной состав, отправленный на металлолом. Закрылись два из четырех трамвайных депо — Октябрьское и Кировское. Через некоторое время после отмены первых девяти маршрутов, отменили еще три. В результате, к началу 2000-х годов в городе осталось всего семь трамвайных маршрутов. Следующий удар по ростовскому трамваю последовал в 2003 году, когда были демонтированы рельсы по пр. Буденновский — от ул. М. Горького до ул. Текучева. После этого трамвая лишились жители Нового поселения. Это объяснялось якобы нерентабельностью этого транспорта, ходившего в микрорайон. Однако прошло более 10 лет, но транспортная проблема Нового поселения остается нерешенной.

— Раньше я спокойно выходил на Приволжский, где конечная. Это от моего дома минуты три ходьбы. И доезжал куда надо — Центральный рынок, в цирк с детьми, на Театральную площадь. Сегодня выехать из района невозможно. В центр ходит единственная маршрутка № 9, всегда забитая и редкая. Да и то, она идет только до Центрального рынка. А как попасть без пересадок на Ворошиловский, на Театральную площадь, на Карла Маркса? —  жалуется житель микрорайона Олег Филиппович.

Есть ли у трамвая будущее?

К 2014 году в Ростове-на-Дону осталось всего четыре трамвайных маршрута и два депо — в Нахичевани и Ленгородке. Первый трамвай ходит от вокзала на Нахичевань и обслуживает нижнюю часть центра города. Четвертый маршрут — Мясокомбинат, где по-прежнему нет иных видов транспорта. Десятый трамвай ходит от вокзала на Сельмаш. Седьмой — наиболее востребованный — обслуживает Ленгородок, Олимпиадовку и Западный поселок, где других видов общественного транспорта практически нет, а крутизна дорог на Ленгородке не позволяет пустить по ним автобусы.

Когда на ростовских информационных порталах проходят новости, связанные с трамваем, очень многие комментаторы бурно выражают свое негодование по поводу этого вида транспорта. Обвиняют его и в медлительности, и в нерентабельности, и в создании пробок. Да только многие ростовчане постепенно начинают предпочитать трамвай автобусу и даже маршруткам. Ведь на нем, даже при нынешней организации движения, все же есть шанс добраться без пробок из одного района города в другой. Для населения целых микрорайонов трамвай вообще остается единственным видом транспорта.

Городским властям все же не мешало бы задуматься о развитии этого прекрасного и традиционного для Ростова вида транспорта. В современных условиях трамвай вполне может обрести второе дыхание. Конечно, с учетом обновления вагонного парка, ремонта путей, прокладки новых рельсовых путей в труднодоступные районы города, где сложно проехать автобусу или маршрутке. И тогда, если модернизировать трамвай и трамвайные пути, повысить скорость, построить колею в окраинные районы, тогда можно будет обойтись и без фантазий о метрополитене.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье