18+
воскресенье, 18 ноября
Общество

Придет ли метро на смену трамваю

В Ростове пытаются избавиться от электротранспорта

  
191
Придет ли метро на смену трамваю

В последние годы транспортная проблема в Ростове-на-Дону стоит очень остро. Пробки, нехватка общественного транспорта, перегруженность маршруток, превратившихся в основное средство передвижения для ростовчан, не имеющих собственных автомобилей. Целые районы по-прежнему остаются лишенными полноценного транспортного обеспечения. На этом фоне продолжаются разговоры о возможном строительстве в городе метрополитена, хотя почти все ростовчане понимают, что это или очередная фантазия, или очень далекая перспектива. При этом в городе хорошо развита трамвайная сеть, но почему-то городские власти всерьез ее не воспринимают. А наоборот, хотят избавиться от трамваев. А ведь это отличный вид транспорта, экологически чистый и экономичный, способный перевозить значительное количество пассажиров и при правильной организации транспортных потоков независимый от автомобильных пробок.

Со времен «конки»

Первый самоходный трамвай в Ростове был пущен 2 января 1902 года. Если учесть существовавшую с 1887 года «конку», то общая история трамвайного транспорта в городе насчитывает почти 130 лет. В середине ХХ века трамвайные пути связывали самые разные концы города, а общая протяженность колеи составляла 110 километров. На узких улочках городского центра и старой Нахичевани, еще в большей степени — на крутых спусках Ленгородка и Олимпиадовки трамвай оказывался незаменимым видом транспорта. Многие районы обслуживались только трамваем, как например Западный жилой поселок или тот же Ленгородок. К 1998 году в городе насчитывалось 18 трамвайных маршрутов. Наибольшую значимость среди них имели те, что ходили в труднодоступные в транспортном отношении районы, «тупики» города, где не было развязок автобусного транспорта — Новое поселение, Западный жилой поселок, завод «Красный Аксай», Мясокомбинат.

Отменили девять маршрутов

В конце девяностых, городская администрация, то ли под влиянием «автобусного лобби», связанного с бензиновым бизнесом, то ли по каким-то иным соображениям, пришла к выводу о необходимости значительного сокращения количества трамваев и протяженности трамвайной колеи. В 1998 году было отменено сразу девять трамвайных маршрутов. Началось разрушение трамвайного пути на таких ключевых участках: Северный жилой массив и поселок Северный (ветка от ул. Орбитальной до ул. Текучева по пр. Нагибина), Чкаловский поселок (ветка по ул. Фурмановская, Казахская, Белорусская), Нижняя Нахичевань (ветка по 39 линии — от ул. Ереванской до завода «Красный Аксай»), Западный поселок (ветка по пр. Стачки — от пл. 5-го Донского корпуса до пл. Мичурина).

Вместе с рельсами уничтожался и подвижной состав, отправленный на металлолом. Закрылись два из четырех трамвайных депо — Октябрьское и Кировское. Через некоторое время после отмены первых девяти маршрутов, отменили еще три. В результате, к началу 2000-х годов в городе осталось всего семь трамвайных маршрутов. Следующий удар по ростовскому трамваю последовал в 2003 году, когда были демонтированы рельсы по пр. Буденновский — от ул. М. Горького до ул. Текучева. После этого трамвая лишились жители Нового поселения. Это объяснялось якобы нерентабельностью этого транспорта, ходившего в микрорайон. Однако прошло более 10 лет, но транспортная проблема Нового поселения остается нерешенной.

— Раньше я спокойно выходил на Приволжский, где конечная. Это от моего дома минуты три ходьбы. И доезжал куда надо — Центральный рынок, в цирк с детьми, на Театральную площадь. Сегодня выехать из района невозможно. В центр ходит единственная маршрутка № 9, всегда забитая и редкая. Да и то, она идет только до Центрального рынка. А как попасть без пересадок на Ворошиловский, на Театральную площадь, на Карла Маркса? —  жалуется житель микрорайона Олег Филиппович.

Есть ли у трамвая будущее?

К 2014 году в Ростове-на-Дону осталось всего четыре трамвайных маршрута и два депо — в Нахичевани и Ленгородке. Первый трамвай ходит от вокзала на Нахичевань и обслуживает нижнюю часть центра города. Четвертый маршрут — Мясокомбинат, где по-прежнему нет иных видов транспорта. Десятый трамвай ходит от вокзала на Сельмаш. Седьмой — наиболее востребованный — обслуживает Ленгородок, Олимпиадовку и Западный поселок, где других видов общественного транспорта практически нет, а крутизна дорог на Ленгородке не позволяет пустить по ним автобусы.

Когда на ростовских информационных порталах проходят новости, связанные с трамваем, очень многие комментаторы бурно выражают свое негодование по поводу этого вида транспорта. Обвиняют его и в медлительности, и в нерентабельности, и в создании пробок. Да только многие ростовчане постепенно начинают предпочитать трамвай автобусу и даже маршруткам. Ведь на нем, даже при нынешней организации движения, все же есть шанс добраться без пробок из одного района города в другой. Для населения целых микрорайонов трамвай вообще остается единственным видом транспорта.

Городским властям все же не мешало бы задуматься о развитии этого прекрасного и традиционного для Ростова вида транспорта. В современных условиях трамвай вполне может обрести второе дыхание. Конечно, с учетом обновления вагонного парка, ремонта путей, прокладки новых рельсовых путей в труднодоступные районы города, где сложно проехать автобусу или маршрутке. И тогда, если модернизировать трамвай и трамвайные пути, повысить скорость, построить колею в окраинные районы, тогда можно будет обойтись и без фантазий о метрополитене.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе.

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье