18+
вторник, 16 октября
Общество

Русскую деревню возродят семейные кланы?

Сельское хозяйство в Ростовской области развивают национальные диаспоры

  
4599
Русскую деревню возродят семейные кланы?

В Ростовской области корейцы выращивают овощи и фрукты, чеченцы занимаются овцеводством. Многонациональность российского населения растет, а вместе с ней повышается и роль национальных диаспор в отечественном бизнесе. Ученые давно нашли термин, обозначающий предпринимательскую активность национальных меньшинств — «этнический бизнес».

Коренное население уезжает в города

Этническое предпринимательство в том или ином виде существует практически во всех странах мира, а Россия, как многонациональная страна — не исключение. В Южном Федеральном округе, в силу его географического положения и национального состава населения, роль этнического бизнеса в региональной экономике особенно заметна. Этнические предприниматели в Ростовской области и в Краснодарском крае занимаются, в основном оптово-розничной торговлей, бытовым обслуживанием населения, организацией общественного питания. В этих сферах бизнеса преобладают, в первую очередь, представители закавказских народов — азербайджанцы и армяне, в меньшей степени — грузины, а также представители некоторых народов Северного Кавказа.

— У нас в крови торговля, — рассказывает выходец из Армении Арарат Каракьян. — Мой дед занимался торговлей в Москве, мой отец переехал в Ростов и тоже занялся торговлей. Сейчас у нас семейный бизнес. Моя семья выращивает зелень и овощи, мы с братом торгуем.

В основном представители разных этнических групп в Южном Федеральном округе занимаются сельским хозяйством. И климатические условия на Юге России позволяют выращивать овощи, фрукты, арбузы и дыни, а так же скот. В то же время, на сельском хозяйстве региона сказались и общие последствия экономического кризиса 1990-х гг., так тенденция к сокращению сельского населения. Коренные жители уезжают в большие города за лучшей долей, зато представители других национальностей, которые не боятся работы, селятся в заброшенных деревнях. На первом месте по численности корейцы. Они живут в Ростовской области с послевоенных лет. Преимущественно их поселения находятся в дельте Дона — Аксайском, Азовском районах. Они большие трудяги, выращивают овощи, арбузы и дыни. И, конечно, занимаются производством и продажей знаменитых корейских салатов. Турки-месхетинцы так же занимаются выращиванием овощей и фруктов, а еще животноводством. На территории Ростовской области они оказались в конце 1980-х гг., после вынужденного переселения из Узбекской ССР. Наиболее компактно турки-месхетинцы проживают в Азовском, Багаевском, Волгодонском, Дубовском, Мартыновском районах. Если у корейцев самая знаменитая продукция — лук, то у месхетинцев — помидоры. Чеченцы и представители народов Дагестана (даргинцы, аварцы и т. д.) в основном живут на востоке Ростовской области — в Дубовском, Зимовниковском, Сальском, Ремонтненском районах. Успешно занимаются овцеводством.

Эти люди не боятся работы и живут очень дружно, целыми семьями и кланами. А так работать легче. Кто — то высаживает рассаду, кто — то занимается прополкой, кто-то урожай собирает, а женщины на рынке все это продают. В сезон корейцы или турки еще и работу дают другим людям, русским или так называемым «гастарбайтерам» из стран ближнего зарубежья.

Социологи уверены, что в ближайшей перспективе этнические предприниматели будут составлять до 60% отечественного малого и среднего бизнеса. Объясняется это просто, коренное население России считает занятие сельским хозяйством и рыночной торговлей не перспективным.

С другой стороны, этнический бизнес отличается высокой конкурентоспособностью. Во-первых, представители «мигрантских» диаспор, понимают, что лишь в сфере частного бизнеса они могут добиться существенного повышения своего социального статуса, улучшения материального положения. Это заставляет их работать с большей отдачей, привлекая всех членов семьи и ближайшего окружения. Во-вторых, этнический бизнес опирается на мощный ресурс солидарности и взаимопомощи диаспор. Это и кредитование (часто беспроцентное), и поддержка в конфликтных ситуациях с властями, и помощь в поиске поставщиков, сбытчиков. Однако, рост влияния этнического бизнеса на экономику, а значит и на общественную жизнь Юга России, с настороженностью воспринимаются представителями коренного населения. В особенности когда представители этнических групп селятся в сельской местности и начинают жить лучше местных. Ведь работают много, а соответственно и зарабатывают хорошо. Все это раздражает местных жителей. Хозяйственные споры и противоречия часто становятся причиной межнациональных конфликтов в селах, станицах и хуторах на российском Юге.

Теневая сторона

Стоит сказать и о такой важной проблеме, как вовлеченность многих этнических бизнесменов в коррупционные связи с отдельными работниками администраций, полиции, налоговых служб, а также о таком опасном явлении как этническая организованная преступность. Последняя, во многом, концентрируется вокруг этнического бизнеса, который является ее питательной в материальном отношении средой, а в некоторых случаях — и легальным прикрытием. Социолог Лариса Карачурина заявляет, что лишь 1/3 трудовых мигрантов в стране работают легально, то есть большинство приезжих сконцентрированы в теневой экономике — и это не только неоформленные официально строители, но и бизнесмены, предпочитающие теневой бизнес.

Анализ данных Федеральной миграционной службы свидетельствует о дальнейшем росте миграции из стран ближнего зарубежья в Россию. Поскольку миграция носит в большинстве своем характер трудовой, естественно, что рост количества мигрантов неизбежно будет приводить и к расширению этнического бизнеса, увеличению его присутствия в новых сферах деятельности.

На Юге России этнический бизнес давно стал объективной реальностью. Без него сложно представить региональные продуктовые и вещевые рынки, сельское хозяйство, индустрию общественного питания, отчасти — транспорт и строительство. Что же касается отдельных примеров правонарушений, конфликтных ситуаций с местным населением, связанных с деятельностью этнических предпринимателей, то здесь возникает гораздо больше вопросов к власти, пока еще не выработавшей эффективную программу контроля и взаимодействия с этническим бизнесом.

Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин.

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье