18+
воскресенье, 22 апреля
Общество

Русскую деревню возродят семейные кланы?

Сельское хозяйство в Ростовской области развивают национальные диаспоры

  
4598
Русскую деревню возродят семейные кланы?

В Ростовской области корейцы выращивают овощи и фрукты, чеченцы занимаются овцеводством. Многонациональность российского населения растет, а вместе с ней повышается и роль национальных диаспор в отечественном бизнесе. Ученые давно нашли термин, обозначающий предпринимательскую активность национальных меньшинств — «этнический бизнес».

Коренное население уезжает в города

Этническое предпринимательство в том или ином виде существует практически во всех странах мира, а Россия, как многонациональная страна — не исключение. В Южном Федеральном округе, в силу его географического положения и национального состава населения, роль этнического бизнеса в региональной экономике особенно заметна. Этнические предприниматели в Ростовской области и в Краснодарском крае занимаются, в основном оптово-розничной торговлей, бытовым обслуживанием населения, организацией общественного питания. В этих сферах бизнеса преобладают, в первую очередь, представители закавказских народов — азербайджанцы и армяне, в меньшей степени — грузины, а также представители некоторых народов Северного Кавказа.

— У нас в крови торговля, — рассказывает выходец из Армении Арарат Каракьян. — Мой дед занимался торговлей в Москве, мой отец переехал в Ростов и тоже занялся торговлей. Сейчас у нас семейный бизнес. Моя семья выращивает зелень и овощи, мы с братом торгуем.

В основном представители разных этнических групп в Южном Федеральном округе занимаются сельским хозяйством. И климатические условия на Юге России позволяют выращивать овощи, фрукты, арбузы и дыни, а так же скот. В то же время, на сельском хозяйстве региона сказались и общие последствия экономического кризиса 1990-х гг., так тенденция к сокращению сельского населения. Коренные жители уезжают в большие города за лучшей долей, зато представители других национальностей, которые не боятся работы, селятся в заброшенных деревнях. На первом месте по численности корейцы. Они живут в Ростовской области с послевоенных лет. Преимущественно их поселения находятся в дельте Дона — Аксайском, Азовском районах. Они большие трудяги, выращивают овощи, арбузы и дыни. И, конечно, занимаются производством и продажей знаменитых корейских салатов. Турки-месхетинцы так же занимаются выращиванием овощей и фруктов, а еще животноводством. На территории Ростовской области они оказались в конце 1980-х гг., после вынужденного переселения из Узбекской ССР. Наиболее компактно турки-месхетинцы проживают в Азовском, Багаевском, Волгодонском, Дубовском, Мартыновском районах. Если у корейцев самая знаменитая продукция — лук, то у месхетинцев — помидоры. Чеченцы и представители народов Дагестана (даргинцы, аварцы и т. д.) в основном живут на востоке Ростовской области — в Дубовском, Зимовниковском, Сальском, Ремонтненском районах. Успешно занимаются овцеводством.

Эти люди не боятся работы и живут очень дружно, целыми семьями и кланами. А так работать легче. Кто — то высаживает рассаду, кто — то занимается прополкой, кто-то урожай собирает, а женщины на рынке все это продают. В сезон корейцы или турки еще и работу дают другим людям, русским или так называемым «гастарбайтерам» из стран ближнего зарубежья.

Социологи уверены, что в ближайшей перспективе этнические предприниматели будут составлять до 60% отечественного малого и среднего бизнеса. Объясняется это просто, коренное население России считает занятие сельским хозяйством и рыночной торговлей не перспективным.

С другой стороны, этнический бизнес отличается высокой конкурентоспособностью. Во-первых, представители «мигрантских» диаспор, понимают, что лишь в сфере частного бизнеса они могут добиться существенного повышения своего социального статуса, улучшения материального положения. Это заставляет их работать с большей отдачей, привлекая всех членов семьи и ближайшего окружения. Во-вторых, этнический бизнес опирается на мощный ресурс солидарности и взаимопомощи диаспор. Это и кредитование (часто беспроцентное), и поддержка в конфликтных ситуациях с властями, и помощь в поиске поставщиков, сбытчиков. Однако, рост влияния этнического бизнеса на экономику, а значит и на общественную жизнь Юга России, с настороженностью воспринимаются представителями коренного населения. В особенности когда представители этнических групп селятся в сельской местности и начинают жить лучше местных. Ведь работают много, а соответственно и зарабатывают хорошо. Все это раздражает местных жителей. Хозяйственные споры и противоречия часто становятся причиной межнациональных конфликтов в селах, станицах и хуторах на российском Юге.

Теневая сторона

Стоит сказать и о такой важной проблеме, как вовлеченность многих этнических бизнесменов в коррупционные связи с отдельными работниками администраций, полиции, налоговых служб, а также о таком опасном явлении как этническая организованная преступность. Последняя, во многом, концентрируется вокруг этнического бизнеса, который является ее питательной в материальном отношении средой, а в некоторых случаях — и легальным прикрытием. Социолог Лариса Карачурина заявляет, что лишь 1/3 трудовых мигрантов в стране работают легально, то есть большинство приезжих сконцентрированы в теневой экономике — и это не только неоформленные официально строители, но и бизнесмены, предпочитающие теневой бизнес.

Анализ данных Федеральной миграционной службы свидетельствует о дальнейшем росте миграции из стран ближнего зарубежья в Россию. Поскольку миграция носит в большинстве своем характер трудовой, естественно, что рост количества мигрантов неизбежно будет приводить и к расширению этнического бизнеса, увеличению его присутствия в новых сферах деятельности.

На Юге России этнический бизнес давно стал объективной реальностью. Без него сложно представить региональные продуктовые и вещевые рынки, сельское хозяйство, индустрию общественного питания, отчасти — транспорт и строительство. Что же касается отдельных примеров правонарушений, конфликтных ситуаций с местным населением, связанных с деятельностью этнических предпринимателей, то здесь возникает гораздо больше вопросов к власти, пока еще не выработавшей эффективную программу контроля и взаимодействия с этническим бизнесом.

Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье