Общество

Модели в полете

Радиоуправляемый вертолет — не игрушка, а настоящий летательный аппарат в миниатюре

  
200
Модели в полете

Судя по данным интернет-магазинов, вертолет на радиоуправлении — заветная мечта многих мужчин. Правда воплотить ее в жизнь часто мешают цены и стереотипы — не каждый решится потратить на «игрушку» солидную часть семейного бюджета. Но обладатели радиомоделей уверены, что игрушками здесь и не пахнет, ведь это самая настоящая техника, только в миниатюре.

Вертолеты и самолеты на радиоуправлении отличаются от настоящих только размерами. Обладатель радиомодели может выполнить любую фигуру высшего пилотажа, «последним писком» которого стал ЗD пилотаж. На такие финты не способен еще ни один настоящий самолет или вертолет — перегрузки для пилота и машины будут слишком высоки. Зато управляемая с земли техника эффектно зависает на месте, летает вверх ногами, боком, и даже задом наперед — как будто вертолет схватила невидимая рука и машет им в из стороны в сторону. В краснодарское небо ежедневно поднимаются самые разные модели: от помещающихся в бардачке машины, до занимающих весь багажник. К примеру, на аэродроме в поселке Энем при хорошей погоде на выходных часто собирается целая эскадрилья. Но чтобы налетаться от души и даже вспотеть от волнения, вполне достаточно площадки без линий передач или стадиона в любой день недели.

— Хорошие модели самолетов и стоят соответственно — от 10 до 25 тысяч рублей, а пульт управления — от 5 до 20 тысяч рублей, — рассказал корреспонденту «СП-Юг» радиомоделист со стажем Владимир Сотников. — У вертолетов более сложная конструкция, потому стоят они в два — три раза дороже. Зато им подвластны фигуры высшего и ЗD пилотажа, особенно, если вертолет протюнигован и к примеру, деревянные винтовые лопасти заменены на карбоновые. Одна из прелестей моделизма и заключается в том, что любые детали, узлы и агрегаты заменяются или тюнингуются — это вам не игрушка, которая после первой же поломки отправится в мусорку. Профессионалы по несколько лет выступают на соревнованиях с одним и тем же самолетом, стоимость которого после настройки и тюнинга может возрасти раза в три. Поэтому в нашей компании редко можно встретить школьников и даже студентов — в основном это мужчины лет за тридцать, которые после аварийной посадки починят любимый самолет и через неделю приедут на летное поле снова.

Штурвал и панель приборов радиопилоту заменяет пульт с антенной, двумя джойстиками и множеством кнопок. Радиосигналы посылаются на сервоприводы, которые уже приводят в действие двигатель, руль высоты, руль поворота, элероны, закрылки и даже шасси. «Радиолюбители» со стажем выпиливают деревянную подставку под пульт и вешают его на шею — так управлять самолетом сподручней. А на конец антенны привязывают ленту — указатель ветра, на который делают поправки, чтобы модель не потеряла статус управляемой.

Радиоуправляемая техника может летать на скоростях близких к 300 км/ч, поэтому хорошая управляемость стоит на первом месте. В советское время на авиамодели клеили бирки: «Этот самолет принадлежит такому-то, просьба вернуть за вознаграждение». Сейчас вознаграждения не падают с неба — совершенство аппаратуры дает уверенность, что самолет не скроется за горизонтом как дикая птица. На особо дорогие вертолеты даже ставится бортовой компьютер с автопилотом, который аккуратно посадит самолет, если радиосигнал вдруг прервется. Радиус действия пульта — до километра, но мало кому удается рулить вслепую, и дальше 200−300 метров модель от себя не отпускают.

Размер авиамодели важен не только с точки зрения престижа — чем больше самолет, тем меньше он сносится ветром и более устойчив в полете. Часто их делают из пенопласта, ведь он не такой хрупкий, как кажется: даже крыло истребителя Су-26 изнутри пенопластовое. Но выше ценится бальзовое дерево, которое после сушки становится легче пробки и прочнее пенопласта. Бальса широко применяется в строительстве и моделей, и настоящих самолетов.

На самолеты часто ставят двигатели внутреннего сгорания, которые рычат, оставляя в небе белые полосы из выхлопной трубы. Гордость владельцев таких моделей — это красивый «копийный» звук и солидная мощность 2-х или 4-х тактных двигателей. Зато перед взлетом их надо запускать стартером в ручную, а в закопченный от выхлопной гари бак заливать топливо на основе метанола, по 180 руб. за литр. Самые большие самолеты экономичнее — их мощные двигатели, как на мопедах или скутерах, работают на 95-м бензине. В последнее время стали выпускать модели с креплениями под оба типа двигателей, а порой в небе появляются мини-самолеты даже на реактивной тяге.

Ну а на вертолеты обычно ставят экологически чистые и более экономные «электрички», которые при полете издают едва слышное жужжание. Их владельцам надо один раз потратится на зарядное устройство и «заправлять» модель бесплатно от розетки или автомобильного аккумулятора. В отличие от топливных моделей, «электролеты» оснащены контроллерами для большей надежности. Пилот может как угодно запрограммировать этот бортовой компьютер, чтобы он корректировал работу двигателей в любом режиме полета — от размеренного планирования до захватывающего дух высшего пилотажа.

Соревнования радиомоделистов в России регулярно проходят под эгидой Федерации авиамодельного спорта. Но никто не мешает устроить свои собственные состязания — по воздушному бою, или же на продолжительность, дальность полета и точность посадки, к примеру, в центр 15-ти сантиметрового круга. Также проходят чемпионаты по «копийным» моделям, чей внешний вид должен быть максимально похожим на оригинал. На первом этапе судьи оценивают внешность модели, а на втором — ее полет, в ходе которого нужно показать те же фигуры пилотажа, что выполняет настоящая техника. Даже вооружению уделяется внимание — выстрелы из пушек и пулеметов имитируют при помощи динамиков на корпусе радиомодели. Порой такие соревнования превращаются в зрелищный спектакль — бомбардировщики сбрасывают бомбы, транспортники высаживают десант, а на атакуемой позиции взрывается пиротехника.

Двигатели самолета с двухметровым размахом крыльев запускаются одним касанием пальцев. Вот он начинает свой разбег, подпрыгивая на кочках, и вскоре отрывается от земли. Пилот, сопровождая взглядом набирающий высоту самолет, гордо поднимает подбородок. Как заправский музыкант, не глядя на клавиши, он играючи управляется с джойстиками и тумблерами. На те полчаса, что модель выписывает вензеля в небе, ее пилот замирает, запрокинув голову вверх, ногами на земле, а мыслями в воздухе. Спрашивать «огоньку» или «как дела» бесполезно — сейчас он не слышит ничего, кроме звука двигателя.

Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье