Общество

Дорогу велосипедисту!

В Краснодаре хотят создать масштабную велоинфраструктуру, пока не получается

  
175
Дорогу велосипедисту!

За это лето Краснодар пробился в тройку лидеров среди городов России по темпам развития велоинфраструктуры. Настолько пристальным вниманием властей и общественности к проблемам любителей двухколесного транспорта сегодня могут похвастаться только такие мегаполисы как Уфа и Москва. К концу этого года чиновники пообещали () краснодарцам построить более 40 километров велодорожек. А в перспективе — создать масштабную велоинфраструктуру, которая проникнет в каждый уголок города. Но многие владельцы двухколесного транспорта скептично оценивают эти заявления, указывая на серьезные камни преткновения для организации полноценного велосообщения.

В различных городах мира с автомобильными пробками борются по-разному: строят новые дороги и развязки, запрещают въезжать в центр мегаполисов, взвинчивают пошлины на автомобили. Но в цивилизованных странах хорошо приживается один и тот же метод — популяризация велосипедного транспорта. Ведь таким образом можно разгрузить дорожный трафик, улучшить экологию, а заодно и подтянуть в спортивном плане горожан. В столице Великобритании даже недавно появился памятник мэру Лондона и заядлому райдеру Борису Джонсону. Он и сам на работу ездит на велосипеде, и горожанам дает покататься от души: в городе насчитывается более 6 тысяч велосипедов, которые регулярно сдаются в аренду. Эта сеть, которую британцы называют Boris bikes — «велосипеды Бориса», сейчас одна из самых развитых в Европе. И если такую огромную популярность велосообщение получило в неизбалованной погожими деньками Англии, то представьте, какие перспективы открываются перед южными городами России. Теплый климат свободно позволяет краснодарцам ездить по городу на велосипеде семь — восемь месяцев в году. Но, несмотря на очевидные плюсы, горожане не торопятся массово пересаживаться на двухколесный транспорт. Что же заставляет людей часами томиться в пробках, вместо того, чтобы колесить с ветерком? Все просто — райдерам в Краснодаре сложно ездить и негде парковаться.

К счастью, недавно городские власти всерьез озадачились этой проблемой, очень кстати оказались нововведения в ПДД и дорожных ГОСТах, облегчившие обустройство вело-пешеходных дорожек. «Разминаться» чиновники начали с создания прогулочных веломаршрутов. Не обошлось без казусов — на центральной улице города — Красной сначала нарисовали велоразметку прямо по центру проезжей части. По замыслу чиновников, для прогулок на выходных это был оптимальный вариант, учитывая узкие тротуары. Но краснодарцы, привыкшие гулять по бульвару широкими рядами, в штыки приняли такое нововведение, особенно с учетом того, что за ходьбу по велодорожке пешеходов еще и собирались штрафовать на 500 рублей. В итоге «возмутительную разметку» для райдеров пришлось стирать, а взамен делать велопешеходную зону по краям тротуаров.

Примечательно, что в процесс разработки велосообщения власти активно привлекают заядлых райдеров. Вело-активисты взаимодействуют с городскими властями, предлагая варианты планировки и совершая обходы будущих маршрутов. К примеру, таким образом, в парке 30-летия Победы, Городском саду, Чистяковской роще и Солнечном острове были намечены прогулочные дорожки, на которых будут учиться езде дети и отдыхать пользователи велопрокатов. Везде маршруты будут кольцевыми — по периметру парков, чтобы не мешать народным гуляниям на центральных аллеях. Но если в парках еще хватает места для прогулочных велодорожек, то для полноценных транспортных маршрутов место находят с большим скрипом. Делиться пространством с райдерами не хотят ни пешеходы, ни автомобилисты.

— От тех велодорожек, что есть на сегодняшний день, толку мало, они подходят только для прогулок по центру на выходных, — рассказал корреспонденту «СП-Юг» спортивный обозреватель Федор Пономарев. —  А добираться из спальных районов на работу по-прежнему приходится с приключениями. Не знаю почему, но именно на обочинах дорог кладут самый ужасный асфальт. С учетом планировки нашего города место для велодорожек нужно выбирать комбинированно — где есть возможность, то на автодорогах. А там, где действительно широкие тротуары, то в пешеходной зоне. Но прежде чем затевать этот масштабный проект, властям нужно разобраться с хаотичной парковкой автомобилей. По будням все тротуары и обочины центра города заставлены машинами. Ни велосипедистам проехать, ни родителям с колясками пройти.

Действительно, в ситуации, когда пешеходы вынуждены протискиваться между припаркованными авто, дорожки окажутся бесполезными — их заставят машинами и на тротуарах, и на обочинах. Городским властям нужно комплексно подходить к решению транспортной проблемы, чтобы велодорожки стали финальным аккордом всесторонне развитой инфраструктуры города.

— На велосипеде я езжу только в горах, что как ни парадоксально, гораздо безопаснее, чем по городу, — рассказал корреспонденту «СП-Юг» руководитель туристического агентства Артем Ковалев. — В Краснодаре водители гоняют так, что чувствуешь себя хоть как-то защищенным только внутри автомобиля. Поэтому если прокладывать велодорожки, то только по тротуарам. Когда их нарисуют на дорогах, получится та же история, что и с выделенными для общественного транспорта полосами — неадекватные автовладельцы и по ним будут ездить. А в идеале, это конечно должна быть отдельная зона и от пешеходов, и от автомобилей, как в Европе. У нас ее вполне можно обустроить, если потеснить чахлые газончики вдоль дорог и проложить защищенные бордюрами веломаршруты.

Против райдеров на дорогах выступает большинство автомобилистов, указывая на крайне низкий уровень знания ими ПДД, что постоянно провоцирует возникновение аварий. Взять хотя бы «зебры» — по ним положено передвигаться, спешившись с «железного коня», чтобы при повороте водитель мог пересечь «зебру» ориентируясь только на скорость и траекторию пешеходов. Большинство райдеров этим пренебрегают и продолжают ехать по пешеходному переходу. Некоторые влезают в скоростной поток прямо на середину дороги. И почти никто не обозначает сигналами свои маневры — поворот, перестроение в другой ряд или торможение.

Получается, что сегодня основная проблема райдеров — это не только слабо развитая инфраструктура, но и недостаток собственной культуры дорожного движения. Очевидно, что в мгновение ока в Краснодаре не появятся выделенные велосипедные дорожки «как в Европе». Так что первое время райдерам придется уважать автомобилистов и подстраиваться под пешеходов даже во время езды по специально нарисованной разметке. Как пишет в своем блоге общественный активист и администратор краснодарского велосообщества Константин Трудик, «вторгаясь в чужие владения велосипедной общественности Краснодара нужно показать себя с лучшей стороны, чтобы все остались довольными». А когда проект обретет народную поддержку, то городским властям будет легче принять решение о строительстве полноценных велополос на автодорогах.

В общественных дискуссиях было сломано немало копий, но в итоге этим летом мэрия выпустила постановление администрации «О мерах по развитию велосипедного движения». Теперь во время реконструкции дорог и строительства новых жилых центров обязательно будут отводить место под велосипедные парковки и дорожки. Создавать велоинфраструктуру чиновники планируют поэтапно. Планируется, что велодорожки соединят центр Краснодара со спальными микрорайонами и станицей Елизаветинская. В итоге люди смогут ездить на работу не только на общественном транспорте. Для того, чтобы взять на вооружение максимальное количество полезных идей, мэрия опубликовала на своем сайте проект создания велодорожек. Каждый желающий может предложить свои изменения в этот проект при помощи формы обратной связи.

Фото автора.

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье