18+
воскресенье, 21 октября
Общество

Южный маршрут

Транспортную систему Юга России ждет коллапс

  
870
Южный маршрут

Транспорт Юга России ежегодно перевозит десятки миллионов пассажиров и сотни млн. тонн грузов. Сейчас Юг поставляет до 20% продовольствия потребляемого в России. При импортозамещении продовольствия эта цифра вырастет. Но то, что хорошо для хлеборобов Ставрополья, овощеводов Краснодара и скотоводов Дагестана не хорошо для транспортной системы Юга.

Транспортная система южных регионов Российской Федерации имеет исключительное значение. Но в рамках экономики Юга транспорт выступает одним из наиболее уязвимых мест.

Доля транспортной отрасли в экономике Юга России составляет порядка 9%. Транспортная инфраструктура южных регионов наиболее развита в сравнении с другими регионами страны. Плотность железнодорожных путей в три раза выше средних по России, но в два раза ниже показателей центра страны.

Юг расположен на пересечении важнейших транспортных путей, между двумя континентами. Южные регионы обладают развитой, но достаточно устаревшей транспортной инфраструктурой.

Особой проблемой выступает проблема транспортной связности Крыма с Россией. С одной стороны необходимо строительство моста через Керченский пролив, с другой необходимы мероприятия по компенсации возникшей нагрузки.

Объем инвестиций в транспортную систему Юга России исключительно велик. Только на модернизацию транспортной системы Крыма планируется потратить свыше 100 млрд. рублей.

Строительство моста через Керченский пролив и транспортной развязки оценивается в 247 млрд. рублей. Правда, окончательный проект, на середину августа, так и не утвержден.

Более того, постройка Керченского моста транспортную обстановку на Юге только ухудшит. Ориентация хозяйства и туристического сектора Крыма на Россию резко увеличит объем грузопотока. Поток людей и грузов из Крыма критически увеличит нагрузку на сухопутный сегмент транспортной системы.

Представим, что вместо 1,4 млн. российских туристов в 2013 году в Крым приедет 5 млн. россиян. А грузопоток из Крыма так же возрастет в три раза?

Вместо затора на Керченской переправе мы получим пробки на федеральной трассе «Юг». Краснодар будет забит автомобилями и грузовыми фурами.

Количество российских туристов к 2020 году планируется не менее 10 млн. в год. Конечно, к этому времени станет возможен сухопутный транзит через Украину, некоторое число туристов будет добираться до Крыма поездом — через Перекоп. А остальные? Даже если поток туристов выдержит Керченский мост и Керченский транспортный узел, то встанут Ростовский и Краснодарский транспортные узлы.

К подобному транспортному коллапсу готовиться нужно уже сейчас.

Поэтому необходимо развитие не только автомобильного и железнодорожного транспорта, но и авиационного и морского. Авиационный транспорт высокоэффективен, но дорог. Однако альтернативы мощной авиакомпании с российскими самолетами нет. Перевозить туристов по воздуху минуя сухопутные транспортные пробки, наиболее простой и эффективный путь решения проблемы.

Возить туристов на северо-запад и восток России из Крыма и Краснодарского края кроме самолетов больше нечем. Да и российский турист привык к комфорту, для него важна скорость передвижения и качество обслуживания.

Масштабный федеральный проект решения проблем связи Центра и Юга — строительство высокоскоростной магистрали.

В июне 2014 правительством РФ утвержден проект высокоскоростной магистрали Москва — Адлер.

Но такая магистраль, по пассажирскому сегменту, лишь вариант замены самолета. Сложно сказать, как будет организованно движение Москва-Адлер. Например, эксплуатация «Сапсанов» по маршруту Москва — Петербург вызвала системный кризис летних пригородных перевозок.

В ближайшее время нужна реконструкция железнодорожных направлений Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск, Сызрань-Волгоград-Новороссийск, Волгоград-Астрахань-Самур, Кочетовка — Саратов — Верхний Баскунчак.

Необходима модернизация Северо-Кавказской железной дороги. Если начнутся перебои на Северо-Кавказской железной дороге, то это отразиться на Юго-Восточной железной дороге, на центре страны.

Если реконструкции не произойдет, то уже в краткосрочной перспективе дорожная сеть Ростовской области, Краснодарского края будет критически перегружена. Летом федеральная трасса Дон встанет в одной пробке до Воронежа. Нехватка кемпингов и придорожных кафе заставит водителей съезжать в леса, питаться продуктами из магазинов. Как следствие заваленные мусором обочины дорог и эпидемия летних лесных пожаров. Огромное количество автомобильных аварий, солнечных ударов, покусов клещей и пищевых отравлений. А это означает перегрузку больниц и медпунктов придорожных городов и сел. В итоге мы получим перманентный инфраструктурный коллапс южнее Москвы и севернее Адлера на весь курортный сезон.

Средств на эстакады, объездные дороги и развязки не много. Федеральный бюджет не бездонный. Многие местные бюджеты дотационные. Платные дороги, в лучшем случае, окупят свое содержание.

Выход один — эффективно использовать то, что есть. Точечные федеральные инвестиции в сочетании с частными должны быть ориентированы на решение ключевых проблем.

Необходимо увеличивать скорость движения, уменьшать интервалы движения, т.е. модернизировать систему правления коммуникациями на Юге страны. Фактически единственный выход — рационализировать работу ключевых для российского Юга транспортных узлов — Краснодарского и Ростовского.

Часть нагрузки может оттянуть Сочинский транспортный узел, модернизированный для Олимпиады — 2014, но его возможности ограничены и он обслуживает туристический кластер Сочи-Адлер.

Министерство транспорта видит решение транспортных проблем Юга в создании логистических центров, которые могли бы стать инструментом регулирования транспортных потоков.

Как видим, единого рецепта нет. Одним махом все проблемы не решить. Только всеобъемлющий подход способен начать решение транспортных проблем Юг, как современных, так и будущих.

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье