18+
четверг, 13 декабря
Общество

Холодный душ для должников

В Краснодаре полсотни домов лишили горячей воды из-за долгов ТСЖ и управляющих компаний

  
681
Холодный душ для должников

Холодный душ в разгар знойного лета это, конечно, приятно. Но только в том случае, когда есть выбор — прохладный или горячий. У жителей краснодарских многоэтажек такого выбора нет. Без горячей воды остались и злостные должники, и добросовестные плательщики «коммуналки». Корреспондент «СП-Юг» решил выяснить, на каком основании перекрываются вентили с водой и что нужно сделать, чтобы вернуть людям элементарные удобства.

На сегодняшний день в краевом центре 35 многоэтажек полностью отключили от горячей воды. Еще в двенадцати многоквартирных домах напор существенно ограничен, из-за чего горячая вода перестала доходить до квартир верхних этажей. Все эти манипуляции провел крупнейший в крае поставщик горячей воды и тепла — ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» (АТЭК). Прибегать к таким крайним мерам монополисту приходится из-за миллиардного долга, который почти целиком лежит на плечах управляющих компаний и ТСЖ. Сейчас подготовка к зиме идет полным ходом, а на ремонт труб и модернизацию котельных нужны средства. Вот и приходится грести вместе с должниками «под одну гребенку» и добросовестных жителей, которые оплатили услуги ЖКХ.

— Горячая вода и отопление — это самые дорогостоящие ресурсы ЖКХ, — рассказала корреспонденту «СП-Юг» начальник отдела сбыта тепловой энергии АТЭК Марина Усова. — В целом по Кубани за поставленную энергию нам должны более 900 миллионов рублей. В Краснодаре 38 управляющих компаний и ТСЖ задолжали 39 миллионов рублей. При этом сумма долга каждого управленца более чем полмиллиона рублей. С должниками мы поступаем по отработанной схеме — если не оплачены услуги поставщику теплоэнергии за три месяца, то сначала посылаем первое уведомление, в котором предупреждаем о необходимости погасить долги в течение месяца. Затем отправляем второе и последнее предупреждение, на четвертые сутки после которого ограничиваем объем поставок горячей воды в жилые дома. По часам ограничений нет, только по силе напора, в силу чего вода на верхние этажи не поступает. Бывает и так, что вода может дойти только до третьего этажа. Если же и после этого УК или ТСЖ не рассчитывается с долгами, то через месяц горячая вода отключается полностью.

Таким образом, сейчас большинство краснодарцев осталось без воды из-за долгов за апрель, май и июнь этого года. Что же делать людям в этой ситуации? Когда АТЭК идет на такие крайние меры, как отключение, то обычно требует стопроцентной оплаты долга. Но если требуемой суммы на счету управляющих компаний и ТСЖ нет, то их руководители могут договориться с поставщиком о реструктуризации задолженности. В день подписания такого соглашения все ограничения с дома снимаются, а подача воды возобновляется.

— Отключая и ограничивая жильцам горячую воду, мы действуем в рамках российского законодательства, — поясняет Марина Усова. — Эти меры регламентированы Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также постановлением от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ.

Мы решили узнать, что думают об этой проблеме руководители управляющих компаний — крупнейших должников из «черного списка» АТЭК. Оказалось, что монополист и сам «не без греха». Входящая в первую десятку должников компания «ЮРСК-СЕРВИС» даже рассчитывает отстоять интересы жильцов в суде и законно не платить поставщику энергии несколько миллионов рублей.

— Проблема в том, что уже вторую зиму подряд у нас страшно замерзают дома, а АТЭК ничего не хочет с этим делать, — поделился с корреспондентом «СП-Юг» заместитель гендиректора ООО «Управляющая компания ЮРСК-СЕРВИС» Денис Дугин. — Едва на улице пять градусов мороза, то в квартирах столбик термометра падает до 13 градусов тепла. Фактически нам не хватает одной трети теплоэнергии. Ввиду полного равнодушия поставщика к нашей проблеме мы решили бороться за тепло, уменьшив размер оплаты за энергию. Так поступить нам позволяют Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…», а также от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг». Все остальные платежи за горячую воду и т. д. мы ведем «копейка в копейку». А задолженность перед АТЭК по теплоснабжению за два отопительных сезона мы не признаем и сейчас добиваемся правды в суде.

По словам Дениса Дугина, в целом система наказания жильцов-должников не сбалансирована. «Занять» у своей управляющей компании или ТСЖ гораздо легче, чем в банке. Ведь ежемесячная пеня за неуплату «коммуналки» просто мизерная — всего доли процента от задолженности. Так и копятся задолженности месяцами и даже годами. А чем больше долг, тем тяжелее его взыскать добровольно. Поэтому, чтобы не доводить ситуацию до крайности, после которой следует отключение воды или же света, грамотные управленцы держат на контроле всех своих жильцов и не ждут, когда их долги станут неподъемными. В этом помогают и телефонные звонки и беседы с глазу на глаз.

Если же уговоры не помогают и долги накопились уже за три месяца, то можно прибегнуть к беспроигрышному методу — отключить канализацию в квартире каждого отдельно взятого должника. Этот метод уже успешно применяет водоканал в Сочи. С чердака через канализационную трубу с помощью зонда устанавливается заглушка на сток из квартиры. Снять ее своими силами жильцы не смогут, при этом вся канализация в доме продолжает работать как обычно. Единственный аспект — о таком необычном отключении должника нужно предупредить как минимум за месяц.

Нередко возникает ситуация, когда жители полностью оплачивают услуги ЖКХ, но вот АТЭК денег за поставки тепла все равно не видит. Люди узнают, что у их дома образовался долг, только когда отключат воду. Недобросовестные управленцы, мало того, что не платят по своим счетам, так еще и срывают со стен подъездов предупреждения от АТЭК об отключениях. В таком случае жильцы могут отстоять свои права и обратиться в прокуратуру и государственную жилищную инспекцию с требованием проверить правомерность действий поставщика, а также финансовую деятельность своих управленцев. Сейчас, по словам Марины Усовой, в адрес контролирующих органов и АТЭК каждый день поступает порядка 20 — 30 таких жалоб.

Конечно, жильцы не обязаны терпеть из года в год такие проблемы, всегда можно взять и поменять управляющую компанию. Ведь сегодня только в Краснодаре существует почти 80 УК и большинство из них считаются добросовестными. Кроме того, любой владелец жилья может вообще избавиться от посредников. Для этого надо заключить прямой договор с каждым поставщиком коммунальных услуг и оплачивать им потребленные ресурсы напрямую. Сегодня только в Краснодаре с АТЭК заключено около 8 тысяч таких договоров. Кроме того, отключить от воды своего непосредственного абонента тепловики уже не могут — долги с жильцов им приходится взыскивать только через суд.

Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин.

Популярное в сети
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье