Общество

Клавиши раздора

Духовенство требует убрать германский орган из Пицундского храма

  
943
Клавиши раздора

В абхазском обществе разгорелась острая дискуссия по поводу дальнейшей судьбы древнего собора в городе Пицунда. Проблема в действующем органе — уникальном клавишно-духовом музыкальном инструменте, который установили в храме около сорока лет назад.

Споры вспыхнули после того, как с конце июля и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором говорилось о том, что орган из Пицундского храма нужно перенести, но прежде нужно построить концертный органный зал, сообщает Апсныпресс.

Бганба отметил, что практическая реализация распоряжения не предполагается в ближайшее время — потому как нужны бюджетные средства на проектно-сметные и строительные работы. Также не решен вопрос о выделении земельного участка. На это потребуется несколько лет.

— В свете общественного внимания к проблеме есть возможность и время для проведения общественных обсуждений, и в конечном итоге вопрос о судьбе органа будет решен исходя из мнения жителей Пицунды, представителей духовенства, творческой интеллигенции и специалистов, — заявил Валерий Бганба.

Пицундскому храму хотят вернуть его главное предназначение. Абхазы считают его главным собором автокефальной Абхазской православной церкви. Как известно, после революции службы в храме были прекращены. Долгое время он использовался как хозяйственное помещение.

В 70-е годы здесь установили орган — и тем самым спасли храм от окончательного разрушения. Сейчас помещение храма используется и для церковных служб и для проведения органных концертов. Тогда почему в Абхазии, у которой не хватает средств даже на каждодневные нужды, готовы отдать большие деньги на строительство концертного зала?

Логику и.о. президента, понять трудно. Скорее всего, это попытка отложить конкретное решение в долгий ящик. Хотя противники переноса органа убеждены, что администрация республики пошла на поводу духовенства, которое не раз поднимало вопрос по переносу органа из храма и передачу здания в полное владение епархии.

Представители абхазского общества, не разобравшись, начали писать в соцсетях о том, что орган хотят демонтировать. Руслан Барциц — известный абхазский историк и археолог, много лет возглавлявший Пицундский историко-культурный заповедник. Авторитетный ученый считает, что никакой проблемы на самом деле нет и во всем опять виновата «горячая абхазская кровь». По его словам, ни о каком демонтаже музыкального инструмента до введения в действие будущего концертного зала речи не идет.

На самом деле Валерий Бганба поручил администрации Гагрского района выделить в установленном законодательством порядке земельный участок под строительство концертного зала. Практическая реализация этого распоряжения пока не предполагается. И главное — неизвестно, где власти возьмут деньги на проведение работ. Пока старый орган будет звучать в храме.

Точная дата возведения Пицундского храма не установлена, она варьируется в отрезке от VI до XI веков. Построен во имя апостола Андрея Первозванного, в период русско-турецкой войны 1877−1878 гг. разграблен. В советское время был взят под охрану государства, но для церковных служб не использовался.

Ходит молва, что специалисты из ГДР установили орган в недействующем храме для потехи своих же курортников. Каждое лето в 70−80-е годы пансионаты курорта Пицунда на 90% заполнялись отдыхающими из ГДР.

Органные концерты в то время были обязательным пунктом в программе отдыха отпускников, причем независимо от их происхождения. Экскурсоводы без устали повторяли — «4,5 тысячи трубок, 59 регистров, три мануала и клавиатура для ног, вес — 20 тонн, высота 11 метров». Кто-то, слушая орган, просто засыпал, кто-то скучал, кто-то наслаждался музыкой.

Во время грузино-абхазского конфликта орган удалось сохранить. В начала 2000-х годов возобновились концерты. В 2001-м в храме проводится первый международный фестиваль классической музыки, организованный оперной певицей, народной артисткой России Хиблой Герзмава. В Пицундском соборе выступали оперная дива Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и другие артисты.

— Пицундский храм получил международную известность именно как органный зал, — говорят сторонники сохранения музыкального «статус кво».

Однако все тот же историк Руслан Барциц утверждал, что проведение в храме концертов разрушает памятник архитектуры. Вот почему вопрос строительства в Пицунде неподалеку от храма отдельного здания, где разместились бы органный зал и музыкальная школа, обсуждался на разных уровнях еще с конца 80-х годов. Однако тогда Абхазия была в составе Советского Союза и очень хорошо финансировалась из бюджета. Теперь республика может рассчитывать только на финансовую помощь из России, своих собственных средств она почти не зарабатывает.

Фото: ИТАР-ТАСС.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье