18+
понедельник, 16 июля
Общество

Сочи это вам не Монако

Олимпийская инфраструктура пока не стала магнитом по притяжению туристов на курорт

  
728
Сочи это вам не Монако

Как вернуть вложенные в Олимпиаду миллиарды и остаться с прибылью — эта тема стала главной для обсуждения на встрече министров туризма зарубежных стран «Роль мега-событий в устойчивом развитии туризма», которая прошла в Сочи.

На курорте сейчас, судя по выступлению мэра Анатолия Пахомова, просто туристическая Мекка. На самом деле — тяжелые потуги по развитию событийного туризма, судя по пестрым названиям разнопрофильных форумов. Но они пока не в силах дать стопроцентную загрузку более чем 40 новым отелям, в том числе 12 брендовым. 60 тысяч мест в объектах размещения, включающих санатории, требуют, если можно так выразиться, ежедневной Олимпиады с ее количеством гостей и участников. Как во время летнего сезона, так и зимнего, чтобы задействовать четыре горнолыжных курорта.

— У нас есть чем поделиться, и есть чему поучиться, — заявил мэр Сочи министрам туризма.

Это точно. По словам Ионг-Шим До, председателя совета директоров Фонда ST-EP Всемирной туристской организации (Корея), «когда сочинская заявка на Зимнюю Олимпиаду победила, весь мир удивился: ведь это летний курорт».

Сейчас у Сочи есть в запасе несколько крупных событий, которые просто априори должны в лучшую сторону повлиять на рост турпотока и, как следствие, дать импульс развитию экономики и средства в бюджет. Проведение Формулы 1, хоть и дорогой проект — взнос участника — 30 млн евро плюс сопутствующие расходы по созданию инфраструктуры, однако вполне окупаемый, ведь на него приезжают десятки тысяч зрителей. Так происходит в Сан-Марино, Монако, Будапеште.

— Формула 1 очень выгодна для региона в доходном плане, — свидетельствует Мауро Майяни, начальник международного департамента министерства туризма Сан-Марино. — Для нас это означает 200 тысяч ночевок туристов с использованием сопутствующих услуг и 30−50 млн евро дохода.

Вполне возможно, Сочи последует по тем же путям развития, что и Монако, где доходы от туризма базируются на трех основных «китах». Кроме вышеупомянутых королевских гонок, это еще и казино (если все же откроют сочинскую игорную зону), и отели-дворцы. Тем более что последних у нас в избытке в Имеретинке и Красной Поляне. Впрочем, и дворцов — бывших ледовых — тоже, в одном из них в случае успеха и планируется устроить игорную зону.

По мнению Инны Шалыто, главы комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, в Сочи необходимо так выстроить туристическую политику, чтобы задействовать все виды туризма в комплексе, нивелировать фактор сезонности и прийти к последовательной востребованности построенной инфраструктуры. Для проведения саммита Большой Восьмерки в 2006 году в городе, по ее словам, для приема столь высоких персон она отсутствовала. Реставрировали Константиновский дворец, создали консульскую деревню, построили пятизвездочные отели мирового уровня. С этого времени провели 600 событий VIP-уровня, в результате которых годовой прирост туристов в 2007—2008-м составил 10−11% (до этого — 6,6%). Санкт-Петербург еще не насыщен гостиницами и отелями, они продолжают появляться, однако прошлогодний саммит G20 проходил в том же Константиновском дворце. Если не брать в расчет познавательный, только в рамках событийного выпускники со всей страны едут на те же традиционные «Алые паруса», художники — на форум современного искусства Manifesta, музыканты — на ежегодный фестиваль электронной музыки Sensation, с 2008 года прописавшийся в Санкт-Петербурге.

Своей исторической привлекательностью славится Московская область.

— У нас 5664 объекта культурного наследия, — рассказал Олег Рожнов, министр культуры Московской области. — Мы восстановили 320 усадеб, работают 83 государственных и порядка 50 частных музеев.

Одних только москвичей в качестве туристов приезжает 5 млн в год, не говоря об иногородних. Вокруг региона — 8 субъектов федераций, через него идет серьезный транзит, и это в том числе позволяет развивать туристическую отрасль.

Через Сочи тоже протянулась федеральная трасса М-27, она же — Курортный проспект, есть теперь еще и его Дублер. А устоявшийся список достопримечательностей не мешало бы пополнить новыми пунктами. Ведь при строительстве так называемого олимпийского храма обнаружили остатки древнего, датируемого X веком. А недавно оползень в районе Мацесты обнажил древний культурный пласт, предположительно торговую базу времен Византии. Есть у нас и дольмены. Это и многое другое могло бы найти собственных почитателей среди туристов. Подобно тому, как посещению башни на горе Большой Ахун кто-то предпочтет конную прогулку.

Можно развивать в Сочи и зеленый туризм. По словам Марьян Хрибар, гендиректора министерства экономического развития и технологий Словении, именно экологический туризм — главная особенность страны. Она занимает второе место среди зеленых дестинаций Европы.

— Мы остаемся верны сохранению своих зеленых ресурсов, — подчеркнула она.

Аналогичная политика Черногории вкупе с соответствующим брендом «Дикая красота» образует 20%-ный вклад туризма в ВВП страны.

Если бы в Сочи на самом деле были основательные планы по постолимпийскому использованию инфраструктуры, может быть, и построено было все иначе, как, например, к Универсиаде в Казани.

— При планировании и расположении объектов мы учитывали и необходимость местных жителей в них, теперь все они задействованы, — говорит Сергей Иванов, председатель госкомитета по туризму республики Татарстан. — А также то, что на их базе пройдет чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году, чемпионат мира по футболу в 2018-м. А 18 спортивных объектов мы передали казанским вузам.

Полгода потребовалось казанцам, чтобы вовлечь все объекты Универсиады в туротрасль. Положительный эффект, помимо роста доходов, выразился также в уменьшении безработицы в три раза.

Мировой опыт свидетельствует, что об этом нужно думать за несколько лет до устраиваемых в стране мега-событий. Для Сочи, по всей видимости, больше актуальна пословица «лучше поздно, чем никогда».

— Мега-событие — двигатель, но только его проведение не даст экономического эффекта в развитии как туристической, так и других отраслей региона, — подчеркнул Армандо Перес, председатель комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, Италия). — В основе лежит видение, как будет потом использоваться инфраструктура.

— Важно не только провести мега-событие, засветиться на мировом уровне, — добавляет бельгийский издатель журнала по брендингу и публичной дипломатии Роберт Говерс. — Необходимо сохранить идентичность, которую от вас ожидают, на будущее.

И в мире есть отрицательные тому примеры, такие, как Олимпиада 2004 года в Афинах, где половина спортивных объектов заброшена. Несмотря на благие намерения по перепрофилированию и дальнейшему использованию.

Ясно также, что в новых реалиях Сочи необходим ребрендинг. Как Кремль — устаревший образ Москвы, а разводящиеся мосты — Санкт-Петербурга, на брендах «Курорты Краснодарского края» и «Теплый прием» далеко не уедешь.

В Венгрии, например, после ребрендинга в 2000 году музыкального фестиваля Balaton, по информации Виктории Хорват, заместителя госсекретаря по планированию и взаимодействию министерства национальной экономики, количество его посетителей увеличилось вдвое. Его ориентировали не только на традиционных туристов из Германии, но и на Австрию, Чехию, попутно улучшив сопутствующие направления: «разноклассовое» размещение, алкогольную карту, VIP-услуги и т. д. В Сочи же, несмотря на претензии на звание курорта мирового уровня, до сих пор и российского туриста не всегда удается заманить, не говоря уж об иностранных.

По мнению участников встречи, образ страны, региона и его бренд — это не одно и то же. Так, например, Азербайджан в мире воспринимается, по словам Абульфаса Гараева, министра культуры и туризма страны, в качестве производителя нефти и газа.

— А мы новыми событиями создаем новый прекрасный ее образ, это означает, в том числе и быстрый скачок в экономическом развитии.

Баку, по его признанию, неожиданно для себя стал площадкой для Евровидения в 2012 году, быстро сориентировался и стал использовать инфраструктуру для множества международных событий, эксплуатируя, в том числе, яркий национальный колорит.

В необходимости ребрендинга для Кореи уверен и Ионг-Шим До.

— Корея сейчас проецирует очень запутанный образ для не видевших ее. Зимние Игры-2018 в Пьончанге будут способствовать созданию, как ее нового образа, так и нового бренда страны.

По его словам, после такого мега-события, как Олимпиада в Сеуле в 1981 году, на душу населения стало приходиться 1846 долларов в ВВП (в 1960 — 155 долларов).

— Бренд влияет на посещаемость туристского региона, — подчеркнул Предраг Йелусич, госсекретарь по туризму министерство устойчивого развития и туризма Черногории. — И окружающая обстановка тоже. Например, когда на Балканах, в Югославии было неспокойно, у нас наблюдался значительный спад турпотока, хоть к нам те события отношения не имели.

И в Сочи туристы забыли дорогу в предыдущие годы: стройки и глухие пробки отпугнули. Теперь вроде все становится на свои места, понастроили много чего, осталось только привлечь туристов. Но как?

А вот это осталось под вопросом. Да и способы заманивания туристов не особо заинтересовали мэра. Потому что вскоре после своего доклада с конференции он уехал.

Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье