18+
суббота, 16 декабря
Общество

Сочи это вам не Монако

Олимпийская инфраструктура пока не стала магнитом по притяжению туристов на курорт

  
728
Сочи это вам не Монако

Как вернуть вложенные в Олимпиаду миллиарды и остаться с прибылью — эта тема стала главной для обсуждения на встрече министров туризма зарубежных стран «Роль мега-событий в устойчивом развитии туризма», которая прошла в Сочи.

На курорте сейчас, судя по выступлению мэра Анатолия Пахомова, просто туристическая Мекка. На самом деле — тяжелые потуги по развитию событийного туризма, судя по пестрым названиям разнопрофильных форумов. Но они пока не в силах дать стопроцентную загрузку более чем 40 новым отелям, в том числе 12 брендовым. 60 тысяч мест в объектах размещения, включающих санатории, требуют, если можно так выразиться, ежедневной Олимпиады с ее количеством гостей и участников. Как во время летнего сезона, так и зимнего, чтобы задействовать четыре горнолыжных курорта.

— У нас есть чем поделиться, и есть чему поучиться, — заявил мэр Сочи министрам туризма.

Это точно. По словам Ионг-Шим До, председателя совета директоров Фонда ST-EP Всемирной туристской организации (Корея), «когда сочинская заявка на Зимнюю Олимпиаду победила, весь мир удивился: ведь это летний курорт».

Сейчас у Сочи есть в запасе несколько крупных событий, которые просто априори должны в лучшую сторону повлиять на рост турпотока и, как следствие, дать импульс развитию экономики и средства в бюджет. Проведение Формулы 1, хоть и дорогой проект — взнос участника — 30 млн евро плюс сопутствующие расходы по созданию инфраструктуры, однако вполне окупаемый, ведь на него приезжают десятки тысяч зрителей. Так происходит в Сан-Марино, Монако, Будапеште.

— Формула 1 очень выгодна для региона в доходном плане, — свидетельствует Мауро Майяни, начальник международного департамента министерства туризма Сан-Марино. — Для нас это означает 200 тысяч ночевок туристов с использованием сопутствующих услуг и 30−50 млн евро дохода.

Вполне возможно, Сочи последует по тем же путям развития, что и Монако, где доходы от туризма базируются на трех основных «китах». Кроме вышеупомянутых королевских гонок, это еще и казино (если все же откроют сочинскую игорную зону), и отели-дворцы. Тем более что последних у нас в избытке в Имеретинке и Красной Поляне. Впрочем, и дворцов — бывших ледовых — тоже, в одном из них в случае успеха и планируется устроить игорную зону.

По мнению Инны Шалыто, главы комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, в Сочи необходимо так выстроить туристическую политику, чтобы задействовать все виды туризма в комплексе, нивелировать фактор сезонности и прийти к последовательной востребованности построенной инфраструктуры. Для проведения саммита Большой Восьмерки в 2006 году в городе, по ее словам, для приема столь высоких персон она отсутствовала. Реставрировали Константиновский дворец, создали консульскую деревню, построили пятизвездочные отели мирового уровня. С этого времени провели 600 событий VIP-уровня, в результате которых годовой прирост туристов в 2007—2008-м составил 10−11% (до этого — 6,6%). Санкт-Петербург еще не насыщен гостиницами и отелями, они продолжают появляться, однако прошлогодний саммит G20 проходил в том же Константиновском дворце. Если не брать в расчет познавательный, только в рамках событийного выпускники со всей страны едут на те же традиционные «Алые паруса», художники — на форум современного искусства Manifesta, музыканты — на ежегодный фестиваль электронной музыки Sensation, с 2008 года прописавшийся в Санкт-Петербурге.

Своей исторической привлекательностью славится Московская область.

— У нас 5664 объекта культурного наследия, — рассказал Олег Рожнов, министр культуры Московской области. — Мы восстановили 320 усадеб, работают 83 государственных и порядка 50 частных музеев.

Одних только москвичей в качестве туристов приезжает 5 млн в год, не говоря об иногородних. Вокруг региона — 8 субъектов федераций, через него идет серьезный транзит, и это в том числе позволяет развивать туристическую отрасль.

Через Сочи тоже протянулась федеральная трасса М-27, она же — Курортный проспект, есть теперь еще и его Дублер. А устоявшийся список достопримечательностей не мешало бы пополнить новыми пунктами. Ведь при строительстве так называемого олимпийского храма обнаружили остатки древнего, датируемого X веком. А недавно оползень в районе Мацесты обнажил древний культурный пласт, предположительно торговую базу времен Византии. Есть у нас и дольмены. Это и многое другое могло бы найти собственных почитателей среди туристов. Подобно тому, как посещению башни на горе Большой Ахун кто-то предпочтет конную прогулку.

Можно развивать в Сочи и зеленый туризм. По словам Марьян Хрибар, гендиректора министерства экономического развития и технологий Словении, именно экологический туризм — главная особенность страны. Она занимает второе место среди зеленых дестинаций Европы.

— Мы остаемся верны сохранению своих зеленых ресурсов, — подчеркнула она.

Аналогичная политика Черногории вкупе с соответствующим брендом «Дикая красота» образует 20%-ный вклад туризма в ВВП страны.

Если бы в Сочи на самом деле были основательные планы по постолимпийскому использованию инфраструктуры, может быть, и построено было все иначе, как, например, к Универсиаде в Казани.

— При планировании и расположении объектов мы учитывали и необходимость местных жителей в них, теперь все они задействованы, — говорит Сергей Иванов, председатель госкомитета по туризму республики Татарстан. — А также то, что на их базе пройдет чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году, чемпионат мира по футболу в 2018-м. А 18 спортивных объектов мы передали казанским вузам.

Полгода потребовалось казанцам, чтобы вовлечь все объекты Универсиады в туротрасль. Положительный эффект, помимо роста доходов, выразился также в уменьшении безработицы в три раза.

Мировой опыт свидетельствует, что об этом нужно думать за несколько лет до устраиваемых в стране мега-событий. Для Сочи, по всей видимости, больше актуальна пословица «лучше поздно, чем никогда».

— Мега-событие — двигатель, но только его проведение не даст экономического эффекта в развитии как туристической, так и других отраслей региона, — подчеркнул Армандо Перес, председатель комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, Италия). — В основе лежит видение, как будет потом использоваться инфраструктура.

— Важно не только провести мега-событие, засветиться на мировом уровне, — добавляет бельгийский издатель журнала по брендингу и публичной дипломатии Роберт Говерс. — Необходимо сохранить идентичность, которую от вас ожидают, на будущее.

И в мире есть отрицательные тому примеры, такие, как Олимпиада 2004 года в Афинах, где половина спортивных объектов заброшена. Несмотря на благие намерения по перепрофилированию и дальнейшему использованию.

Ясно также, что в новых реалиях Сочи необходим ребрендинг. Как Кремль — устаревший образ Москвы, а разводящиеся мосты — Санкт-Петербурга, на брендах «Курорты Краснодарского края» и «Теплый прием» далеко не уедешь.

В Венгрии, например, после ребрендинга в 2000 году музыкального фестиваля Balaton, по информации Виктории Хорват, заместителя госсекретаря по планированию и взаимодействию министерства национальной экономики, количество его посетителей увеличилось вдвое. Его ориентировали не только на традиционных туристов из Германии, но и на Австрию, Чехию, попутно улучшив сопутствующие направления: «разноклассовое» размещение, алкогольную карту, VIP-услуги и т. д. В Сочи же, несмотря на претензии на звание курорта мирового уровня, до сих пор и российского туриста не всегда удается заманить, не говоря уж об иностранных.

По мнению участников встречи, образ страны, региона и его бренд — это не одно и то же. Так, например, Азербайджан в мире воспринимается, по словам Абульфаса Гараева, министра культуры и туризма страны, в качестве производителя нефти и газа.

— А мы новыми событиями создаем новый прекрасный ее образ, это означает, в том числе и быстрый скачок в экономическом развитии.

Баку, по его признанию, неожиданно для себя стал площадкой для Евровидения в 2012 году, быстро сориентировался и стал использовать инфраструктуру для множества международных событий, эксплуатируя, в том числе, яркий национальный колорит.

В необходимости ребрендинга для Кореи уверен и Ионг-Шим До.

— Корея сейчас проецирует очень запутанный образ для не видевших ее. Зимние Игры-2018 в Пьончанге будут способствовать созданию, как ее нового образа, так и нового бренда страны.

По его словам, после такого мега-события, как Олимпиада в Сеуле в 1981 году, на душу населения стало приходиться 1846 долларов в ВВП (в 1960 — 155 долларов).

— Бренд влияет на посещаемость туристского региона, — подчеркнул Предраг Йелусич, госсекретарь по туризму министерство устойчивого развития и туризма Черногории. — И окружающая обстановка тоже. Например, когда на Балканах, в Югославии было неспокойно, у нас наблюдался значительный спад турпотока, хоть к нам те события отношения не имели.

И в Сочи туристы забыли дорогу в предыдущие годы: стройки и глухие пробки отпугнули. Теперь вроде все становится на свои места, понастроили много чего, осталось только привлечь туристов. Но как?

А вот это осталось под вопросом. Да и способы заманивания туристов не особо заинтересовали мэра. Потому что вскоре после своего доклада с конференции он уехал.

Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.

Популярное в сети
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье