18+
суббота, 21 октября
Общество

Сочи: курортный сезон забуксовал

Из-за отсутствия спроса пяти- и четырехзвездочные отели вынуждены снижать цены до уровня дешевых гостиниц

  
2206
Сочи: курортный сезон забуксовал

Столь ожидаемый курортный сезон 2014 года взял медленный старт. Большого ажиотажа в Сочи пока не наблюдается, а некоторые гостиницы и санатории начитают понижать цены. Но достаточно ли этого, чтобы туристическая инфраструктура, которая осталась после Олимпиады заработала в полную силу? Что же необходимо предпринять для привлечения как можно большего количества отдыхающих в Сочи? Этот вопрос обсудили на заседании «Ротари клуба Сочи». К дискуссии были приглашены известные в городе эксперты в области туризма: руководитель санаторно-курортного комплекса «Знание» Дмитрий Богданов, директор компании «Ривьера-Сочи» Бэлла Тарасова и руководитель туристического объединения «Планета Сочи» Элла Акиншина. Разговор получился откровенным.

Генеральный директор санаторно-курортного комплекса «Знание» Дмитрий Богданов убежден, что этот сезон для экономики города окажется очень непростым. У некоторых предприятий, в частности у СКК «Знание», который загружен до ноября, есть поводы для оптимизма, но в целом поток туристов по сравнению с прошлым годом вырастит незначительно, прогнозирует Богданов.

— Слой «икры», который достанется городу в этом году, будет размазан тонким слоем по всем предприятиям Сочи. У нас появилось больше не только объектов размещения, но и объектов показа. Какой-то поток будет оттянут в Имеретинку и в те санатории и гостиницы, которые перед Олимпиадой закрывались на реконструкцию. Поедут ли гости в сочинский «Диснейленд» — Европарк? Конечно, поедут! А это значит, что они меньше денег потратят в центре города, — сказал Дмитрий Богданов.

Кроме того, гости курорта нынче более чем экономные. Отмечается повышенный спрос на предложения с полным пансионом. Таким образом, количество денег на каждое отдельное предприятие становится меньше, а затраты на ЖКХ, услуги поставщиков и зарплаты только растут, констатировал эксперт. По мнению Богданова, до конца года некоторые компании могут разориться, а этот сезон может стать предвестником глобальных потрясений в экономике города. Региональные и муниципальные власти сейчас вплотную занялись проблемой наполняемости курорта, но, по ряду объективных причин, это скорей всего, не повлияет на общую ситуацию.

— Первое — это транспортная проблема. Еженедельно из Ростова в Египет летает 36 рейсов, сколько летит в Сочи? Ноль. Из Москвы в Турцию в месяц отправляется 540 000 кресел. У нас же на порядок меньше. По другим регионам такая же ситуация. К нам просто не доберется то количество туристов, которые хотели бы приехать и которое способен вместить курорт, — отметил Богданов.

Директор туристической компании «Ривьера-Сочи» Бэлла Тарасова отметила увеличение количества поездов в Сочи. При этом прирост пассажиропотока оказался незначительным. Прибавка составляет около 5% по сравнению с прошлым годом. Однако если учесть, что в минувшем сезоне значительная доля билетов приходилась на «олимпийских» строителей, такой показатель можно считать хорошим знаком. Впрочем, по железной дороге, как правило, едут туристы, рассчитывающие на экономичный отдых.

— В этом году в первую очередь продаются путевки в санатории, пансионаты и отели, работающие по системе «все включено». Люди хотят четко знать окончательную стоимость поездки, — говорит Бэлла Тарасова.

По оценке отельеров, номерной фонд города сейчас составляет около 100 000 номеров. Из них около 30% это гостевые дома и квартиры, которые сдаются внаем и не попадают в официальную статистику. Мини-отелям, которые за последние пять лет привыкли к фактически круглогодичной загрузке за счет долгосрочных контрактов со строительными компаниями, этим летом придется непросто. Особенно в Адлерском районе и в Красной поляне, где конкуренция резко выросла. Например, четырехзвездочный отель Mercure Rosa Khutor уже предлагает номера по 1500 рублей. В целом, в горном кластере количество номеров выросло в десять раз — с 1 000 до 10 000. И если зимний сезон еще потенциально способен привлечь богатых горнолыжников, как заполнять эти номера летом, похоже, никто пока не понимает.

Раньше к началу июня туристические компании уже продавали места на весь летний сезон. Сейчас же такой глубины продаж не наблюдается, путевки продаются максимум на месяц вперед. «Такого не было никогда», — говорят эксперты и отмечают еще одну негативную тенденцию последнего времени — стабильное падение загрузки в августе, самом «хлебном» для туристической отрасли месяце. По их мнению, это связанно с тем, что клиенты стали более разборчивые и научились выбирать специальные предложения по минимальной цене.

А вот на рынке делового туризма Сочи сейчас настоящий бум. Потому что всем ведомствам и компаниям была дана четкая рекомендация сверху — все деловые конференции и совещания проводить в Сочи. За счет этого хорошо поддерживается не только гостиничный бизнес, но и ресторанный. Люди приезжают на 3−4 дня с хорошими бюджетами. Впрочем, эта ситуация может очень быстро поменяться, ведь теперь стоит новая задача — перевести этот поток в Крым.

По замыслу чиновников событийный туризм должен стать своего рода локомотивом загрузки новых объектов. То есть каждый месяц в Сочи будет проходить какое-либо крупное событие федерального или даже международного уровня. Также, до конца этого года владелец аэропорта, компания «Базэл-Аэро» намерена ввести так называемый режим «открытого неба». Иностранные компании смогут брать пассажиров и грузы для дальнейшей перевозки в третьи страны. А это значит, что аэропорт может стать интересным пунктом для транзитных перевозок, что в перспективе способно радикально расширит число городов, из которых можно напрямую долететь до Сочи, снизит стоимость поездки и время в пути. Еще одним важным шагом со стороны администрации Краснодарского края стало выделение средств на рекламу Сочи.

По мнению отельеров, необходимо выстраивать четкую концепцию продвижения курорта и не пытаться соревноваться с Крымом с помощью снижения цены. Проблема в сложившимся стереотипе «Сочи — дорогой курорт», но в городе есть вполне демократичные предложения. А значит необходимо продвигать Сочи, именно как курорт, который доступен для всех. Похоже, что власти прислушались к такой точке зрения. Сейчас администрация Краснодарского края экстренно предпринимает действия для исправления «дорогого» имиджа города. В мае был заключен контракт на производство рекламного ролика про Сочи под лозунгом «Свой для каждого». К концу июня реклама должна быть запущенная по пяти федеральным телеканалам. При выборе концепции ролика власти посоветовались с туристическим сообществом.

Переживания администрации Краснодарского края вполне понятны, не чужой же бизнес она так пиарит. Сама является собственником огромного курортного комплекса «Бархатные сезоны» на 18 000 номеров. Кроме того, на попечении бюджета края остались и другие олимпийские объекты. Каждый день простоя всего это имущества приносит огромные убытки. И в этих условиях, чаяния туристической отрасли очевидно должны стать еще ближе региональным властям, чем это было до масштабных преобразований. Эксперты считают, что должна создаваться отдельная структура — бюро по продвижению курортов Краснодарского края. Такой опыт давно использует Швейцария. У них на создание такого бюро государство потратило порядка 40 млн евро. А затем структура поддерживается за счет частного бизнеса, специального отельного налога. Это такое государственно-частное партнерство.

Есть в Сочи свой проект по привлечению туристов, и как отмечают специалисты, вполне удачный.

«5 причин приехать в Сочи» организован местным туристическим сообществом вместе с администрацией города. В период с 16 по 18 мая в отелях и здравницах Сочи бесплатно отдохнули сотрудники туристических компаний, журналисты, блогеры и пиарщики из разных регионов страны. Гостям представили программы по пяти направлениям: пляжный отдых, деловой туризм, лечебный, горный отдых и осмотр достопримечательностей курорта. До международного уровня, конечно, еще далеко, но за «внутреннего» туриста Сочи вполне способен побороться.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Артур Лебедев.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье