18+
пятница, 22 сентября
Общество

Игорь Васильев: Кубань никогда не была украинской

«Правый сектор» положил глаз на Краснодарский край

  
12362
Игорь Васильев: Кубань никогда не была украинской

Среди геополитических планов киевского «Правого сектора» — присоединение к Украине… современной территории Краснодарского края. Об этом, как сообщают СМИ, заявил лидер движения Дмитрий Ярош, а в минувшие выходные в Черкассах прошел импровизированный «референдум» о присоединении Кубани к Украине.

О том, что связывает Украину и Кубань, сохранили ли запорожскую идентичность кубанские казаки и почему украинский национализм не найдет поддержки в Краснодаре, «Свободной Прессе — Юг» рассказал писатель и историк Игорь Васильев, автор недавно вышедшей монографии «Украинский национализм, украинизация и украинское культурное движение на Кубани во второй половине XIX — начале XXI веков».

«СП — Юг»: — Игорь, на ваш взгляд, имеет ли Украина исторические права на Кубань, современную территорию Краснодарского края? Прошел «референдум» в Черкассах, на некоторых картах времен гражданской войны Кубанская область отнесена к Украине, а Ярош, передают СМИ, заявил о возвращении «исконных» земель — Курской, Воронежской, Белгородской областей и Кубани…

— Референдум о присоединении Кубани в Черкассах? Звучит комично. На перечисленных Ярошем землях действительно селились украинцы. Но ни в какие украинские государственные образования и этнические автономии эти земли никогда не входили. Тем более, везде на этих землях в большом количестве жили не только украинцы. Но и русские, представители других этносов. На том же основании Россия может претендовать на американский Лос-Анджелес — в нем живет немало этнических русских и представителей других коренных народов нашей страны, например, осетин. А карты времен гражданской войны имеют исключительно пропагандистский характер.

Кстати, лидер украинских националистов Симон Петлюра недолгое время жил на Кубани. Где печатал пропагандистские листовки и помогал выдающемуся историку Федору Щербине в подготовке «Истории Кубанского казачьего войска». Петлюра вскоре был вынужден уехать с Кубани, благодаря чему и смог сделать политическую карьеру. На Кубани его идеи были совершенно непопулярны. Даже самые радикальные кубанские самостийники — украинофилы времен гражданской войны рассматривали Украину только как союзника Кубани. О каком-то «присоединении» и речи не было!

В 1920 — начале 1930-х годов большевики проводили на Кубани насильственную украинизацию. Прежде всего, чтобы покончить с «антисоветской» казачьей идентичностью. Образование, делопроизводство, пропаганду и культурную деятельность массово и принудительно переводили на украинский язык. Украинцам давали специальные этнические преференции при получении образования и служебном росте. Несмотря на это, украинизация бойкотировалось большинством населения. Власти вынуждены были ее свернуть.

«СП — Юг»: — Известно, что украинские националисты в прошлом, особенно в начале XX века, не раз пытались «раскачать» вопрос самостийности на Кубани. У них это не вышло. Почему?

— Потому что большинство кубанских малороссов были казаками. А казаки очень остро чувствовали себя верноподданными Российской империи. Кубанские казаки никогда не отделяли себя от «большого» русского народа, в который включали и великороссов, и украинцев, и белорусов. К тому же самосознание кубанских казаков стало к началу прошлого века особым субэтническим вариантом великорусского самосознания. А украинский национализм априори подразумевал русофобию и неприятие российской государственности. Что для казаков было неприемлемым.

«СП — Юг»: — Хорошо. Если говорить о сегодняшнем дне, кубанское казачество ощущает себя больше потомками украинских запорожцев, или все-таки частью России? Когда и как в кубанском казачестве произошло это изменение идентификации?

— Кубанское казачество ощущает себя, несомненно, частью России. Изменение казачьей идентификации произошло в конце XIX — первой четверти XX веков. Тогда сформировался кубанский казачий субэтнос русского народа. На основе объединения как украинской, так и русских групп казаков, элементов их культуры.

«СП — Юг»: — В Краснодарском крае многочисленная украинская диаспора. Но об ее деятельности практически ничего не слышно. Почему?

— Есть украинское население. А диаспоры, как реально объединяющей людей сетевой структуры, практически нет. Нет разветвленных неформальных социальных связей между украинцами Кубани. Практически отсутствует солидарность по этническому признаку.

Украинские организации, такие, как товарищество «Кубань — Украина» и другие, объединяют узкий круг любителей украинской культуры и украиноведения. Но безразличны широким массам населения: украинского, русского и прочих народов. Они привлекают внимание таких же, как они украинских культурных активистов, членов «украинофильской субкультуры» из других регионов России и самой Украины. Украинство в современной России не является полноценной этнической идентичностью. Скорее это субкультура, построенная на основе культурных и эстетических приоритетов.

«СП — Юг»: — Украинские националисты утверждают, что кубанская балачка ровным счетом то же, что украинская мова. Можно ли говорить о балачке, как о нечто цельном — своеобразном осколке украинского языка?

— Кубанская балачка — диалект русского языка. Так как ее носители по своему самосознанию — русские. Украинские говоры были только частью изначального языкового материала, из которых «строилась» балачка. Не меньшее значение в ее появлении сыграли и южнорусские говоры. Тем более, что балачка непрерывно трансформировалась в сторону все большей русификации.

Единой балачки во временном отношении никогда не было. Она варьировалась и в зависимости от территорий. В западных районах Кубани была ближе к украинским говорам. Восточнее — ближе к русским.

«СП — Юг»: — Расскажите о том, как развивалось украинское культурное движение на Кубани? Было ли у него время расцвета? Насколько сегодня украинская культура, прежде всего народная, входит в быт кубанцев?

— Украинское культурное движение включало и включает в себя не только русофобствующих украинофилов, но и широкий круг людей разных национальностей, увлеченных красивой и самобытной культурой украинцев. И прежде всего — народной культурой.

Украинская песня всегда была популярна на Кубани. Остается таковой и по сей день. На рубеже XIX — XX веков в Кубанской области был весьма популярен украинский театр, особенно украинская оперетта. В которой, естественно, значительная роль отводилась украинской народной песни и танцу. Позже, особенно со второй половины прошлого века, популярность театра резко упала.

А вот расцвета украинской литературы на Кубани никогда и не было. К украинской книге, за исключением творчества Тараса Шевченко, интерес проявляла узкая субкультура любителей. Творчество же Тараса Григорьевича выигрывало близостью к народным мотивам.

Справка «СП — Юг»

Игорь Васильев — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор», главный редактор журнала «Аса».

Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров.

Популярное в сети
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье