Общество

Из России в Россию

Репортаж «СП-Юг» о том, как и чем живет сегодня Крым

  
3023
Из России в Россию

С прошлого лета, когда в порту Кавказ приходилось стоять в многочасовых очередях, ничего не изменилось. Все та же вереница автомобилей, ожидающих парома, который должен перевезти в Крым. Но тогда я понимал: на другом берегу Керченского пролива — другая страна. А сейчас по обоим берегам — наша. Однако попасть на полуостров все так же непросто.

Зимой или ранней весной, конечно, переправиться в Крым всегда проще, чем в разгар курортного сезона. Во всяком случае, еще недавно, до судьбоносного референдума, очередей в порту Кавказ фактически, не было. Теперь легко застрять в лучшем случае на 12 часов. Снова ужесточен пограничный и таможенный контроль. Несмотря на то, что официальной границы между Краснодарским краем и Крымом нет, таможенники тщательно осматривают каждую машину, проверяют документы. Все — как на обычной государственной границе. Да еще строгие люди в форме задают много вопросов: «Что везете? Зачем направляетесь в Крым»?

Паром на Керчь небольшой, вмещает не больше десятка легковых и двух грузовых автомобилей. Переправа недолгая — всего полчаса. И вот он — крымский берег. Тут пассажиров никто не досматривает.

Симферополь производит не самое лучшее впечатление. Пыльный, серый городок с разбитыми дорогами и обветшалыми домами. Повсюду множество уличных пунктов обмена валюты. И еще — плакатов с предложениями сделать моментальную фотографию на российский паспорт. Сейчас этот вид услуг самый популярный в Крыму.

Основные улицы столицы полуострова завешаны рекламными билбордами, растяжками и прочей пророссийской агитацией, которую готовили к референдуму, прошедшему 16 марта. Теперь надписи про референдум, естественно, заклеивают как устаревшие. Остаются плакаты с лозунгами «Крым — Россия» или «Вместе с Россией». На всех административных и некоторых частных зданиях развиваются российские триколоры.

Центр города круглые сутки патрулируют военные с автоматами, но без знаков различия. А основные административные здания круглосуточно охраняет народная дружина — простые граждане Крыма, считающие своим долгом оберегать покой республики. Ребята открытые и простые. Называют себя патриотами Крыма. Искренне радуются объединению и уверены, что сейчас- то они заживут счастливой и богатой жизнью.

К слову: уровень жизни в Симферополе крайне низок. Основная масса населения города — пенсионеры, которые по здешним меркам теперь неплохо живут. Пенсии временно получают все тех же украинских размеров, но российскими рублями. Однако оказалось, что на этом можно немного заработать. Предприимчивые старики тут же обменивают «рублевую» пенсию на привычную им украинскую валюту. Благодаря этому их доход вырастает на четверть.

Каким образом? Арифметика тут такая. В начале 2014 года средний размер украинской пенсии был 1397 гривен. Или 5308 рублей (по курсу 3,8 рубля за гривну). Такие деньги пока выдает пожилым людям в Крыму Пенсионный фонд России (первое увеличение пенсий на полуострове произойдет уже в мае). Крымские обменные пункты в Симферополе рубли принимают по курсу 2,9−3,1 рубля за гривну. Таким образом, при обмене на гривны по курсу «три к одному», пенсия составит уже 1769 гривен. Получается дополнительный заработок в виде четырехсот гривен.

В итоге в банках — очереди. Гривны здесь заканчиваются быстрее, чем рубли.

Во всех магазинах Крыма принимают и ту, и другую валюту. Но покупать за рубли невыгодно. На ценниках — гривны. Рубли принимают по все тому же фиксированному курсу — 3,8. Но многие продавцы не «заморачиваются» и «округляют» курс до 4 рублей за гривну. Товар получается ощутимо дороже.

Мало того. Некоторые до сих пор не перенастроили на рубли кассовые аппараты. Российской валютой в таких магазинах не расплатишься.

Но население такие трудности даже не расстраивают. И не такое переживали. Все понимают, что на первых порах некоторая неразбериха неизбежна. Народ действительно рад стать частью России, очень рассчитывает на скорое улучшение качества жизни. Оправдаются ли надежды?

— Мы реально жили в нищете, работы не было. От одного курортного сезона до другого. А сезон — всего четыре месяца, — рассказывали мне жители Симферополя. — Южный берег Крыма держится на курортниках. На севере Крыма татарское население выращивает фрукты и овощи для тех же курортников. Татары «держат» на Южном берегу основную часть общепита.

У паспортных столов, где оформляют российские паспорта, до сих пор толпы народу. Хотя, говорят, ажиотаж немного упал, первое время люди дежурили по ночам.

По словам местных жителей, теперь стало трудно уехать из Крыма на Украину. С 1 апреля существенно сократилось количество электричек на материк. Такое решение в одностороннем порядке приняла Крымская дирекция железнодорожных перевозок. Отменены пригородные поезда Мелитополь — Новоалексеевка-Мелитополь. Еще две электрички, прежде ходившие по маршруту Джанкой — Вадим — Джанкой, теперь катят по другим рельсам — Джанкой — Армянск — Джанкой. В результате люди, которые живут между станцией Новоалексеевка и станцией Соленое озеро вообще отныне не могут пользоваться электропоездами.

Сокращение количества электричек связано с организацией пограничного досмотра на новом российско-украинском рубеже между полуостровом и материком.

Движение пассажирских поездов между Крымом и Украиной пока не ограничено. Но спрос на их услуги большой, билеты нужно покупать заранее.

Аэропорт «Симферополь» пока регулярно принимает самолеты только из Москвы. Изредка «борта» летают в Сибирь и в Узбекистан.

Ведутся переговоры, чтобы вновь «запустить» сюда международные рейсы. Однако на сегодняшний день летать в Крым запрещено Европейской организации безопасности полетов.

Севастополь живет, главным образом, за счет Черноморского флота, а также — за счет торгового и рыбного портов. Последний был крупной организацией в советское время. Теперь от него почти ничего не осталось. Независимость Украины его добила.

Торговый еще кое-как работает, ведь металлолом из Днепропетровска экспортируют через Севастополь.

А вообще-то за счет морей и океанов живет до половины севастопольских семей. Уже десять лет у многих по два паспорта — российский заграничный и украинский. Остальные жители Крыма перебиваются как удастся. Многие уехали на заработки в Россию.

В общем, в российском теперь Крыму многое придется коренным образом менять. Скажем, ту же систему образования. Особо активная «украинизация» полуострова началась с приходом в президенты соседней страны Виктора Ющенко — в 2005 году. С тех пор уроки украинского в школах стали ежедневными, а русского языка — только по одному в неделю.

Но кое-что уже поменялось. Постепенно вводятся российские цены на газ и на бензин (а они в три раза ниже украинских).

Но слава Богу, в Крыму есть вещи, которые неизменны при любой власти. Чистого воздуха, лечебных грязей и минеральной воды на полуострове в избытке. Научимся все это с толком использовать и сказочный полуостров оживет.

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье