Общество

Разрешите припарковаться?

Парковки в Сочи превращаются в торговые центры, городской проект по созданию сети автостоянок, провален

  
1058
Разрешите припарковаться?

В городе Сочи негде оставить машину. Можно проехать несколько кварталов, прежде чем найдется хоть одно пустое место. В спальных районах идет целая война. Если поставил свой автомобиль на чужое место, могут и шины проколоть. Власти Сочи обещали сеть парковок, вместо этого на улицах работают эвакуаторы.

Во время Олимпиады уровень автомобилизации Сочи, по информации заместителя начальника ОГИБДД УВД по Сочи Эдуарда Санникова, вышел на первое место в России — 446,1 автомобиля на тысячу человек, после Москвы (337,8) и Санкт-Петербурга (340). Игры прошли, часть техники уехала восвояси, теперь мы все-таки уступаем самому автомобильному городу — Екатеринбургу (450), но легче от этого не становится.

С одной стороны, уровень автомобилизации — показатель благосостояния населения, и чем он выше, тем лучше народ живет. С другой, из-за его высоких показателей курортное назначение Сочи выглядит как в театре абсурда. А действия властей по обустройству парковок, работе эвакуаторов, введению паркоматов слабо влияют на ситуацию.

— Почему в том же Сухуми автомобили в центр города не пускают? Курортная зона с ограничениями въезда существует и в Пятигорске, — размышляет депутат Городского собрания Людмила Шестак.

В Сочи проезжая часть центральных улиц города — Советской, Островского, Воровского — давно стала автостоянками. Припаркованные к бордюру авто оставляют узкий коридор для проезда. В районе железнодорожного и автовокзала — всегда транспортный затор до Аредовского моста. В списке проблемных — улицы Роз, Конституции, переулок Зеленый и другие.

И вроде внешне, кажется, что — то делается для решения транспортных проблем Сочи. В соответствии с городским распоряжением «Об утверждении перечня многоуровневых паркингов и автостоянок» в Сочи должны были появиться 16 парковок. 11 из них в Центральном районе, столь же густонаселенном, как и застроенном. Всего перед Олимпиадой власти обещали создать на курорте 3386 парковочных мест. При необходимых 92 тысячах. В итоге бесплатных парковок — единицы, и они заполнены под завязку. Платные — на две трети пустуют. Согласно местному законодательству, стоимость парковки за 1 час — 50 рублей, 12 часов — 200, 24 часа — 500. Кажется, цена невысокая при альтернативе штрафа в 1,5 тысячи за незаконную парковку или эвакуатора — в несколько тысяч рублей. На деле цены на городских парковках разные. На улице Первомайской, например, они соответствуют, в районе бывшего кинотеатра «Спутник» (ООО «Интерком») час обходится в 100 рублей, полсуток — 200, сутки — 400. За 40 минут тоже возьмут 100.

— Если не можешь оплатить парковку, нечего и машину заводить, — категорически заявил мэр Сочи Анатолий Пахомов на одной из сессий Городского собрания, где решался этот вопрос.

Конечно, законопослушность населения оставляет желать лучшего, но власти, чтобы изменить стереотип «законы существуют, чтобы их нарушать», нужно и самой соответствовать.

Все в Сочи строится хаотично, без прикидок на будущее города и заботы об окружающих. В немалой степени этому поспособствовал Генеральный план города выпуска 2009 года без продуманной обоснованной стратегии развития. Его создавали под Игры, а не под развитие города.

Сложившаяся порочная практика точечной застройки жилой недвижимостью, доведенная в Сочи до квинтэссенции, обусловила появление в последние несколько лет великого множества высоток. Притом, что ограниченность городской территории для застройки обусловлена географически: это горный рельеф местности, «зажатость» Сочи: на юго-западе — море, с северо-востока — горная гряда, из-за чего просто некуда развиваться.

— Сочинский союз архитекторов давно предлагал ввести мораторий на строительство жилых домов в центре Сочи, — рассказывает президент Сочинской организации Союза архитекторов России Федор Афуксениди.

Строительство по-сочински — это когда архитектору заказывают высотку в зоне, в которой ее строительство запрещено, а потом заказчик проводит корректировку через правила застройки и землепользования. В результате, например, в зоне Ж-2 появляется квадратик или кружок зоны Ж-4, в которой строить можно. Ну, а узаконивание через суд 3-этажного дома на участке, предназначенном под индивидуальное жилищное строительство — пособие для матерого застройщика. В итоге появляются высотки без соответствующей инфраструктуры, в том числе без предусмотренных градостроительными документами парковок.

Из-за «дырок» в законах в виде отсутствия авторского надзора, архитектор не имеет права вмешиваться в строительство спроектированного им объекта. Например, несмотря на задекларированную в проектной документации ЗАО «Маркет» автопарковку на 199 мест на 4−6 этажах нового здания Центрального рынка в Сочи, оборудовали плоскостную на месте бывших торговых рядов.

— Исходя из действующего Градостроительного кодекса, участок под застройку должен выделяться в соответствии с утверждённым проектом планировки, в котором должна быть предусмотрена инфраструктура — социальная, транспортная, инженерная, — говорит вице-президент Сочинской организации Союза архитекторов России Рубен Кокосов.

— Высотный жилой комплекс на углу переулка Зеленого и улицы Роз вообще не имеет парковок, - говорит депутат Горсобрания Людмила Шестак. — Не предусмотрены они у реконструируемой гостиницы «Москва», теперь она называется «Сочи Плаза». На месте бывшего Поцелуевского универмага на Войкова построили высотное здание, а парковки не предусмотрели. Без автостоянки Макдональдс, Олимпийский университет на Орджоникидзе, отель «Хайят».

Огромный жилой дом, построенный на месте кинотеатра «Кубань», мало того, что не имеет парковки, еще и выходит за красную линию улицы Воровского.

Подлежит сносу по решению суда, завешенный баннерами, 7-этажный торговый центр на пересечении улиц Московской и Горького (напротив автовокзала), который тоже строился без учета парковок.

— И это все новые здания, появившиеся за последние несколько лет, - рассказывает Людмила Шестак. — Тенденция налицо: увеличение плотности застройки в центре и полное отсутствие при новых зданиях соответствующей инфраструктуры.

Кроме того, под строительство парковок отнимают землю у медицинских и детских учреждений. Например, жители улицы Конституции проводили серию пикетов против вырубки деревьев под многоярусную парковку на территории детского центра. В результате на этом месте открыт магазин «Магнит», а вовсе не стоянка.

— Для некоторых парковок выбрали муниципальную территорию незащищенных учреждений образования, — констатирует Людмила Шестак.

Из-за неудобного расположения — на пересечении улиц, мало используется парковка на улице Красноармейской, 30.

- Неудобно заезжать и выезжать, там большое движение, — утверждает Людмила Шестак. — Между тем можно было бы устроить перехватывающие парковки на территории бывшего хозяйственного рынка в районе хлебозавода, ресторана «Чешское пиво», возле Аредовского моста.

Ситуация с парковками патовая не только в Центральном районе города, но и в остальных. Что касается центра, то Людмила Шестак категорична в отношении высоток без инфраструктуры:

— Необходимо прекратить строить здесь вообще, того, что есть, уже достаточно. С преследованием коммерческих интересов, строительством высоток уничтожаются зеленые насаждения, незаконные парковки влекут за собой, в том числе образование заездных карманов на газонах. А высотные здания препятствуют проникновению воздушных масс в город, в итоге чего мы задыхаемся в пыли, бензине.

Мэр Сочи Анатолий Пахомов не раз резко высказывался против незаконного строительства в городе. Однако, по словам депутата Людмилы Шестак, его слова расходятся с делом. К депутату недавно обратились избиратели, обеспокоенные слухами о появлении новой высотки в центре.

— Как выяснилось, действительно, с 1 июля этого года — начало действия разрешения на строительство 16-этажного дома по ул. Парковой в районе гимназии № 8, оно подписано мэром Сочи, — показывает документы Шестак.

И снова при высотке не предусмотрены ни игровые площадки, ни парковки. Самое главное, что никаких перспектив в решении этих вопросов не намечается. Власти могут только повышать штрафы за брошенные на улицах автомобили, а вместо обещанных парковок появляются очередные торговые центры, к которым и подъехать невозможно. Такое впечатление, что в Сочи каждый предприниматель решает сам, что, где и когда строить. А простым обывателям, видимо придется послушать мэра и продать автомобили.

Фото РИА Новости/ Михаил Мокрушин

Популярное в сети
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье