Общество

Городской. Общественный. Твой

Как изменится транспортная логистика Сочи в постолимпийский период?

  
68
Городской. Общественный. Твой

Многие сочинцы за время проведения Игр привыкли к олимпийской транспортной логистике. Несмотря на то, что схему движения транспорта разрабатывали австрийцы, а не местные специалисты, некоторые маршруты в отдаленные районы и вовсе отменили, транспортного коллапса во время Игр не случилось. Что будет дальше?

К Олимпиаде в Сочи транспортную логистику пересмотрели полностью. На создание транспортной схемы города было потрачено порядка 600 миллиардов рублей. В городе построили около 400 километров дорог, 11 автомобильных развязок, 22 тоннеля, 200 километров железнодорожного полотна, 54 моста для поездов и электричек. За счет городского бюджета закупили около 400 автобусов.

Новую маршрутную сеть начали внедрять незадолго до Олимпиады. В связи, с чем повысилась стоимость проезда в общественном транспорте — до 19 рублей. На пригородных рейсах разница увеличилась в разы. Причем тарифы выросли только на муниципальных автобусах. На коммерческих рейсах они остались прежними. Так, по новым ценам из Сочи в Адлер можно добраться за 70 рублей, когда на старых маршрутках — всего за 45 рублей. Это возмутило сочинцев. Они недоумевали, почему горожане должны из собственных кошельков оплачивать покупку городских автобусов.

По сообщению городской администрации, повышение связано с обновлением подвижного состава Сочи. К закупленным ранее 108 автобусам олимпийская столица приобрела еще 355 новых комфортных машин. Во всех автобусах имеются электронные табло, кондиционеры, приспособления для маломобильных граждан и системы подсчета пассажиропотока.

Стоимость комфортного транспорта стала непосильной для городского бюджета, прохудившегося в связи с Олимпиадой. Пришлось брать кредит, часть которого решено погасить за счет повышения проезда для горожан. Довольно быстро стало понятно, что спросом новый общественный транспорт пользуется гораздо меньше, чем старые маршрутные такси, которые оказались дешевле. И вскоре после олимпийских нововведений муниципалитет перевел львиную долю частников в свое ведение. В результате чего количество маршруток сократилось, на смену им вышли автобусы большой и средней вместимости. Быстрые, комфортные, но с высокими ценами. Особенно это коснулось жителей отдаленных районов: Чайсовхоза, сел Красная Воля, Верхний Юрт, Красная Поляна. Теперь, например, из Кудепсты в Сочи стоимость проезда на муниципальном автобусе 52 рубля, а на коммерческой маршрутке всего 24 рубля. А до Красной Поляны и вовсе больше 200 рублей. Сколько же нужно зарабатывать, чтобы каждый день ездить на работу?

Новая маршрутная сеть, внедренная в городе к соревнованиям, осталась в Сочи в качестве постолимпийского наследия. Что с ней делать дальше, власти, по всей видимости, не знают. Говорят о какой-то новой оптимизации, о мониторинге пассажиропотока. Именно от него, по словам городских чиновников, зависит дальнейшая работа общественного транспорта. Количество людей пользующимися услугами муниципального транспорта станет определяющим фактором при оптимизации городской маршрутной сети. Чем чаще сочинцы будут пользоваться автобусами, тем больше их будет на улицах курорта. Теперь городские власти просят горожан как можно меньше пользоваться личными автомобилями.

— Мы при¬зы¬ва¬ем ис¬поль¬зо¬вать общес¬твен¬ный тран¬спорт. Мы соз¬да¬дим приори¬те¬ты, и бу¬дет воз¬мо¬жность в крат¬чай¬шее вре¬мя до¬ехать с ра¬бо¬ты домой и с до¬ма на ра¬бо¬ту, — заявил началь¬ник уп¬равле¬ния тран¬спор¬та и связи ад¬ми¬нис¬тра¬ции Со¬чи Алексей Смаглюк.

Власти уверены, что виновниками пробок всегда являются горожане. Они неправильно припарковывают свои автомобили, в результате — заторы улицах. Однако в городе совсем нет бесплатных парковок, обещанная мэром сеть многоуровневых стоянок в центре Сочи так и не появилась. Не каждый автовладелец может себе позволить оставлять машину на платной парковке на целый день.

— Мы планируем увеличить количество запрещенных мест парковки. Это поможет бороться с пробками. На центральных улицах Сочи: Роз, Островского, Воровского транспорт парковаться не должен, как не должен он парковаться и на улицах Ленина и Кирова в Адлере, потому что это создает пробки. И мы создали сеть парковок, — заявил мэр Сочи Анатолий Пахомов.

Что остается жителям и гостям города? Или платить деньги, причем не малые или же бросать машины, где придется. Например, в центре Адлера, стоянки даже у торговых центров платные.

После Игр жизнь в Сочи возвращается в прежнее русло. В ночь с 21 на 22 марта в городе был снят запрет на въезд в Сочи иногороднего транспорта. Машин на курорте сразу стало гораздо больше. Только за первые сутки пост Магри пересекли более семи тысяч автомобилей. Для большегрузного транспорта ограничения на въезд действуют до сих пор. Попасть в Сочи они смогут только ночью. Эту олимпийскую практику тоже хотят оставить в наследство. Продукты в магазины и на рынки завозить только по ночам.

Так же принято решение о сохранении на дорогах города выделенных полос для привилегированного транспорта во время Игр по ним могли ездить только аккредитованные автомобили и общественный транспорт. Теперь по ним будут передвигаться автобусы. Жители города считает, что это создаст дополнительные пробки и заставит водителей нарушать правила дорожного движения.

— Ведь даже во время Олимпийских игр на въезд в Курортный городок Адлера возникала большая пробка, из-за того, что нам не разрешалось выезжать на «олимпийские» кольца. Логистику продумали не правильно. Для аккредитованного транспорта выделили левую полосу, а остановки находятся на правой. Огромным автобусам приходилось перестраиваться в правый ряд перед остановками, что создавало дополнительно заторы и аварийные ситуации. Но, отдать правую полосу под общественный транспорт так же не получится, там множество выездов с второстепенных дорог, подъездов к банкам, магазинам, — рассказывает житель Сочи Виталий Васильев.

Получается в транспортной логистике Сочи совсем нет логики. До сих пор, не понятно, останутся ли в Сочи электропоезда «Ласточка». В период Олимпиады и Паралимпиады этот вид транспорта стал основным средством передвижения. Из Сочи в Адлер можно добраться за 40 минут. Чуть больше часа отнимала дорога до Красной Поляны. Совсем недавно это было невозможно, с учетом сочинских пробок.

— «Ласточка» настолько правильно вжились в городскую инфраструктуру. Были сомнения, и определенные скептические настроения высказывались, что не будут ими пользоваться активно, в городе это не принято, но на сегодняшний момент мы фиксируем, что люди с удовольствием пользовались этим видом транспорта", — рассказал первый заместитель главы города Сочи Анатолий Рыков.

Только надолго ли это дорогое удовольствие? Сейчас 26 пар «Ласточек» продолжают курсировать между Сочи, Адлером и Красной Поляной. Однако их работа должна приносить прибыль РЖД. Сохранить электрички на курорте и существующую стоимость проезда на них удастся при условии полной загруженности. Хотя понятно, что такого количества пассажиров, как во время Игр, в городе уже не будет. Обеспечить полную наполняемость поездов, скорее всего, не получится. Возможно, спасут ситуацию отдыхающие, которые приедут на курорт и будут активно пользоваться «Ласточкой», но ведь наплыв туристов обычно только в курортный сезон. Поэтому железнодорожники предупредили, что при больших убытках придется сократить число рейсов или вовсе вывести поезда из эксплуатации. Понятно, что маршрут на Красную Поляну будет пользоваться популярностью только зимой, во время горнолыжного сезона, в остальное время он не может приносить прибыли «РЖД». А это значит, что самую дорогую в мире совмещенную авто — железную дорогу строили только ради двух месяцев эксплуатации. А потом она будет ржаветь под субтропическими дождями.

Как, оказалось, ответить на вопрос как изменится транспортная логистика Сочи и будет ли развиваться, не может никто, даже те, кто должен за нее отвечать. Пока власти изучают пассажиропоток, горожанам нужно как-то передвигаться по городу. Прощай Олимпиада, здравствуйте пробки!

Фото: РИА Новости/Михаил Мокрушин

Популярное в сети
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье