Общество

Дорогой ты наш дублёр!

Для чего нужна олимпийская дорога на сваях?

  
606
Дорогой ты наш дублёр!

Уже понятно, что дорога-дублер Курортного проспекта не справился с основной задачей, возложенной на него. Он не разгрузил центр Сочи и не избавил город от пробок. Этого и следовало ожидать, ведь обход Сочи «обошел» не самые проблемные места. Курортный проспект, по которому можно попасть в центр Сочи, так и остался единственной дорогой. Так же как и дорога в Адлер, пробки там были даже во время Олимпийских игр. Тогда для чего был нужен дублер? Чтобы заработали олимпийские подрядчики? Или чтобы МОК перестал сомневаться в том, что в Сочи во время Игр будет обеспечен свободный проезд по дорогам? В любом случае — «прогиб» оказался очень дорогим — 5 миллиардов рублей за километр трассы.

Дублер Курортного проспекта строили в состоянии полного аврала. Работали круглосуточно. На пути строителей постоянно возникали какие-то преграды: то обвал сводов одного из тоннелей, то споры с местными жителями, которые не хотели отдавать свою землю под строительство. Несколько раз сроки сдачи Дублера переносили.

Сочинцы этой дороги не хотели. Митингами протеста, пикетами, акциями, обращениями в прокуратуру, собраниями, сборами подписей в защиту муниципальных улиц от строительства федеральной трассы были отмечены все три с лишним года возведения четырехполосной магистрали на сваях.

Он шагает, не разбирая дороги

Большая часть дублера проходит прямо под окнами жилых домов. Остановить эту олимпийскую стройку сочинцам не удалось. Хотя пытались не однократно. Потому что кто «платит деньги, тот и заказывает музыку». Заказчиком и инвестором Генерального плана города Сочи 2009 года «выпуска» впервые выступил не муниципалитет, а госкорпорация «Олимпстрой». Ему важно было, в первую очередь, обеспечить строительство олимпийских объектов, то есть ледовых дворцов, трамплинов, горнолыжных трасс, тренировочных арен, подъездов к ним и их инженерного обеспечения. Вопрос, как все эти сооружения будут увязываться с городом, был у «Олимпстроя» на последнем месте. Так же, как и логичность дублера Курортного проспекта.

— Принятый Генеральный план назвать действующим документом нельзя, так как в нем не доработано 52 пункта, на это нужны бюджетные средства, — отмечает председатель Общественного градостроительного совета Сочи Ольга Козинская.

Несмотря на недоработки, Генплан был принят на сессии Городского собрания 14 июля 2009 года. Он был разработан в рекордные сроки — менее чем за один год.

Строительство дублера, предусмотренного Генпланом, логично только на первый взгляд. С одной стороны — море, с другой — горы и территория Сочинского нацпарка, поэтому строить его было негде. Если же углубиться в вопрос, то все выглядит несколько иначе. В свое время архитектор Юрий Львов предлагал спроектировать вторую и третью очереди Дублера по территории Завода железобетонных изделий, это бы сохранило зеленые насаждения улицы Чайковского. Вместо этого он прошел по зеленой зоне, вдоль жилых кварталов по улице Новоселов и Чайковского.

Он дорог, но неудобен

Строительство и прокладка дублера потянули на 82,43 миллиарда, один километр трассы стоил пять миллиардов рублей. Дороговизну Росавтодор и его подразделение ФКУ ДСД «Черноморье» объясняют сейсмоопасностью и сложными инженерно-геологическими условиями территории, высокой плотностью городской застройки и масштабностью изъятия земель — 85,75 га. Подобная цена, сопоставимая со стоимостью самых дорогих в мире горных и подводных тоннелей, вызывает вопрос: если уж пришлось в него так много вложить, то насколько он разгрузит город от пробок? Сочинцы, высказывающие собственные суждения, говорят о том, что при строительстве дублера не учли потребности многих микрорайонов. Например, попасть с дублера на Светлану невозможно. С сочинцами согласна и Ольга Козинская.

— Съезды с дублера на улицы не учитывают интенсивность движения транспорта, которое увеличивается прямо пропорционально растущему объему строительства зданий, — говорит она. — Все строения, магазины, жилые дома, которые находятся в историческом центре, останутся под эстакадами дороги-дублёра. Кто и куда будет ездить по дублёру, где даже не предусмотрены съезды?- солидарен с ней ветеран ВОВ, в советское время заместитель начальника Сочинского горисполкома Борис Баликоев.

По данным делового еженедельника «Компания», сочинский дублер стал третьим по дороговизне транспортным объектом России после четвертого транспортного кольца в Москве протяженностью 3,8 км и стоимостью 66,06 млрд. рублей (стоимость 1 км — 17,39 млрд. рублей), и 50-километровой совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер-Альпика-Сервис — 266,4 млрд. рублей (5,33 млрд. за км)

В Сочи повторили также неудачный опыт Москвы, где третье транспортное кольцо стоимостью в 60 млрд. рублей не решило проблем с пробками из-за неудачной конфигурации и узких съездов.

Он смял редкие растения и частные дома

Строительство дублера потребовало изъятия земель. Причем информация о соотношении частных домов и зданий, принадлежавшим юридическим лицам, противоречива, но исходила она от одного и того же лица.

— Это, пожалуй, самый благополучный проект в части того, что мы минимально затронули интересы жителей. Большая часть сноса домов коснулась юридических лиц, — заявлял директор ФГУ «Черноморье» Владимир Кужель в июне 2010 года.

В мае 2011-го все изменилось с точностью до наоборот. По словам Владимира Кружеля, строительство дублера Курортного проспекта в Сочи затронуло 105 частных домов и участки 20 юридических лиц.

Средства на изъятие недвижимости, по словам Кужеля, составили примерно половину — 1,7 миллиарда рублей, — от общей суммы выплат при строительстве дороги — 3,3 миллиарда.

Он также назвал дублер наименее проблематичным транспортным объектом в отношении изъятия земель. Не пожелавшие, по его информации, воспользоваться деньгами, заселили 20 домов по ул. Таврическая в районе Адлерского кольца, 10 домов и 20 квартир в Веселом.

Что касается строительства многоквартирных и индивидуальных домов для «дублерных» переселенцев на ул. Фабрициуса, то при застройке, недолго думая, уничтожили коллекционные плантации НИИ цветоводства и субтропических культур Российской академии сельскохозяйственных наук.

— Решение об изъятии земель принято Росимуществом, но никаких документов по этому поводу руководство РНИИ цветоводства и субтропических культур Россельхозакадемии не получило, — сказали в НИИ.

Олимпийский департамент Краснодарского края проинформировал, что земли изъяты на основании ФЗ № 310 под строительство восьми многоквартирных домов (на 36 квартир) и 50 домов индивидуального жилищного строительства.

— Эти земельные участки предназначены для строительства олимпийского объекта «Квартал жилой застройки по улице Яна Фабрициуса», — рассказал представитель департамента.

Он добавил также, что земли изъяты распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 17 июня 2010 года за № 613−р.

Под ним проваливалась земля

В связи со строительством дублера была демонтирована вся инженерная структура жилых кварталов: водопроводы, теплосети, канализация, электросети, сети связи.

В том, что проектировщики дублера не учли проходящих вдоль их улицы коммуникаций, были уверены и жители дома № 66 по ул. Гагарина. Их опасения подтвердились. На этом участке в районе дороги-дублера Курортного проспекта постоянно течет канализация.

Пострадали и жители улицы Титова, по которой проходит дублер. Постоянные шум, пыль вынудили многих решиться на продажу квартир, причем намного ниже сложившейся рыночной цены. Не каждый хочет жить в непосредственной близости к высокоскоростной трассе. Улица изменилась до неузнаваемости в связи с появившимся дублером и исчезнувшими полностью зелеными насаждениями.

Долгое время было перекрыто движение по полукилометровому участку улицы, соединяющей Центральный, Гагаринский и Донской микрорайоны. Легковой, грузовой и общественный транспорт в то время ездили по придомовым территориям, что вызывало возмущение жителей. Люди возмущались не только из-за угрозы собственной безопасности, но и из-за того, что машины разбивали дороги, и без того находившиеся далеко не в идеальном состоянии.

5 мая прошлого года сочинцев потрясло известие о появлении в городе Пизанской башни. Так впоследствии прозвали жилой дом по улице Виноградной, 195/14, накренившийся примерно на 30% в результате обрушения туннеля, прокладываемого в составе дублера Курортного проспекта. Чтобы не выплачивать компенсации, застройщик обратился в суд, постройку признали незаконной и постановили ее снести, причем за счет застройщиков.

Отсутствие эффективного водоотведения усугубило проблему. К тому же жилищный кооператив, дома которого оказались в районе прокладки туннеля, не провел необходимые противооползневые работы.

До этого в ноябре 2012 года обвалилось дорожное полотно на улице Лысая Гора. Летом 2011 года также обвалился туннель недалеко от «Пизанской башни».

Так кому он нужен?

По оценкам специалистов, строительство дублера нанесло непоправимый вред экологической системе Сочи. Причем зачастую валка деревьев, среди которых — полувековые кедры, магнолии, платаны, занесенная в Красную книгу иглица понтийская, происходил ночью. Как это было на ул. Чайковского в октябре 2012 года. По словам Алексея Цекова, начальника участка строительства третьей очереди дороги-дублера, в районе улицы Чайковского «Мостоотряда-99» на месте срубленных деревьев должен быть съезд с дороги.

К сожалению, к мнению сочинских архитекторов, в совершенстве изучивших местные градостроительные тонкости, не прислушались. Между тем, по словам Ольги Козинской, «трассировка федеральной трассы на сваях по муниципальной дороге в зоне жилых кварталов и зеленой зоне общего пользования недопустима».

Перенести целый ряд олимпийских объектов просили представители ЮНЕП, но Минприроды не пошло навстречу.

Строительство дорогого и нелогичного дублера Курортного проспекта лишний раз подчеркивает равнодушие создателя Генплана ГК «Олимпстрой» к городу-курорту, волею судеб оказавшегося столицей Зимней Олимпиады. Уходит в небытие самобытный дух Сочи.

Несомненно, есть и плюсы, например, теперь из Сочи в Хосту и Кудепсту можно доехать всего за 20 минут. И на этом все! Получается, что Дублер нужен был только на время Игр. Ведь в центре Сочи действовали «олимпийские» полосы, по которым местным жителям ездить было нельзя. Вот и отправляли всех на дублер, который, к слову, до сих пор не сдан в эксплуатацию. Есть ли гарантии, в таком случае, безопасности горожан, пользующихся нависшей над горами и поселками дорогой?

Снимок на открытии: эстакада через реку Мацеста.

Фото: Михаил Мокрушин/РИА Новости, Олимпийский департамент Краснодарского края

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье