18+
воскресенье, 17 декабря
Общество

«Дорога жизни» для Крыма

Репортаж «СП» из порта «Кавказ», который ждут большие перемены

  
107
«Дорога жизни» для Крыма

Судя по всему, скоро пустынный таманский берег Керченского пролива будет не узнать. Через считанные месяцы здесь закипит ударная стройка, сравнимая разве что с предолимпийским Сочи. Потому что президент России Владимир Путин велел немедленно приступить к сооружению автомобильного и железнодорожного моста между Таманью и Крымом. Без этой «дороги жизни» вырвавшемуся из-под киевского гнета полуострову придется очень и очень трудно.

А пока свежие ветры Черного и Азовского морей в этих краях гоняют редких чаек. Да по узкой дороге считанные машины пылят к порту «Кавказ», откуда регулярно курсируют к крымскому берегу всего три автомобильных парома. Перевезти на тот берег они могут очень и очень немногих. И проблему восстановления надежного транспортного сообщения между материковой Россией и Крымом решить не в состоянии.

Впрочем, порт «Кавказ» знавал и лучшие времена. Когда-то другие паромы возили между Керчью и Таманью не только автомобили, но и пассажирские и товарные поезда. Железнодорожные паромы «Восточный», «Заполярный», «Северный» и «Южный» сорок лет верой и правдой служили переправе. Одних только пассажирских поездов с крымского на кавказский берег ежедневно перевозили — по десять. Но к концу 80-х годов прошлого века переправа окончательно захирела.

Первым в 1987 году списали паром «Восточный». Следом — «Южный» и «Заполярный». Последний оставшийся железнодорожный паром — «Северный» — до 1996 года занимался перевозкой грузовых поездов. А потом и его отправили в утиль. С этих пор вагоны в Крым отсюда возить стало некому и нечем. А жаль. Потому что мост между Таманью и Керчью будут строить, как минимум, четыре года. И на этот период железнодорожные паромы очень бы пригодились.

А как и чем сегодня, в ожидании грандиозной стройки, живет порт «Кавказ»? «Свободная пресса» решила выяснить это.

Оказалось, несмотря на территориально близкие политические передряги, персонал «Кавказа» и его пассажиры живут привычной жизнью. Кто-то переправляется в Керчь чтобы проведать родственников, кто-то — по работе. Мало ли какие дела у соседей?

И все же перемены к лучшему налицо. Люди привыкли часами стоять на таможне, заполняя необходимые для прохождения государственной границы, бумаги.

— Теперь покупай билет и все. Больше — никаких формальностей! Миграционную карту заполнять отныне не нужно, — рассказал корреспонденту «Свободной прессы» дежурный по порту «Кавказ».

Цена одной поездки невысокая — всего 168 рублей. По словам дежурного, люди приятно удивлены, многие не верят, что основные преграды между Крымом и Россией сняты.

Не повезло, правда, жителям других стран СНГ. По словам нашего собеседника, в порту «Кавказ» сегодня скопилось много мигрантов из Узбекистана и Таджикистана. Их проходившая здесь прежде российско-украинская граница очень выручала. Приезжие переходили ее раз в три месяца и получали миграционную карту, которая давала им право пребывания на территории России.

Теперь таким даже билеты на паром не продают. Да и ни к чему им отныне переправляться в Крым — там нет больше таможенного контроля. Вот и сидят, думают, что делать. Ехать в Сочи на границу с Абхазией? Но там до сих пор еще ужесточенный паспортный контроль в связи с Олимпийскими и Паралимпийскими Играми? А может быть — возвращаться домой?

Местные же таманские аборигены радости не скрывают. Жительница поселка Ильич Тамара Потапова не может сдержать эмоции. Поселок, в котором она живет находится в непосредственной близости к порту «Кавказ». По морю отсюда до Крыма всего четыре километра Керченского пролива. Но государственная граница долго разделяла Тамару и ее семью: сестер и старенькую маму, которые живут под Керчью. Давно не встречались. У Тамары были проблемы с документами. У ее родственников — не было денег, что бы приехать в Россию.

— Мы же так рядом живем, а друг друга увидеть не могли, — рассказывает Тамара Потапова.- Нас просто насильно разделили и все. Раньше на праздники и выходные друг к другу ездили. А потом появилась эта граница. Мама моя боялась, что не доживет до того дня, когда я к ней приеду. Ну вот, дожила. Сейчас собираю гостинцы и в путь.

Через порт «Кавказ» курсируют рейсовые автобусы между Россией и Крымом. Есть рейсы между Новороссийском и Севастополем, Краснодаром и Симферополем. Напрямую в Крым можно добраться из Геленджика, Новороссийска, Анапы, Темрюка и других городов.

По словам местных жителей, российские пограничники на таможенном посту все еще несут службу, проверяют документы только у тех, кто вызывает подозрения. Самое пристальное внимание к молодым мужчинам, которые подлежат призыву. Вопросы в основном о том, для чего человек едет в Крым, чем там собирается заниматься. Опасаются провокаций со стороны украинских оппозиционеров, захвативших власть в стране.

А кубанские предприниматели уже размышляют, как выгоднее инвестировать свои деньги в российский Крым. Теперь, когда полуостров стал соседним регионом, а не другой страной, это стало возможным. По словам предпринимателя из Темрюка Олега Аксенова перед его компанией открылись большие перспективы. Он готов поставлять на полуостров высококачественные экологически чистые кубанские продукты. Ранее, из-за существования границы, такой бизнес был не перспективным.

— У нас появился новый, очень емкий и перспективный рынок сбыта, — говорит Олег Аксенов.- Мы уже ведем переговоры с крымскими партнерами. В ближайшее время начнем поставлять им кубанскую продукцию. А в ней крымчане нуждаются. Сейчас там уже ощущается недостаток продуктов. Мы готовы их обеспечить.

Многие кубанские предприниматели планируют вкладывать собственные средства в развитие туризма: строить гостиницы, развивать ресторанный бизнес в Крыму. Жители полуострова считают, что сотрудничество будет взаимовыгодным. И ждут летом в гости большое количество отдыхающих из России.

Фото: Андрей Стенин/ РИА Новости

Популярное в сети
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье