18+
суббота, 18 августа
Общество / Криминал

Лохотрон для покупателей из интернет-магазинов

Как не попасться на удочку липовых торгашей в Сети

  
5113
Лохотрон для покупателей из интернет-магазинов
Фото: Global Look Press

Тридцатилетняя Виктория из небольшого города на Юге России — женщина современная, дружащая с компьютером и «глобальной паутиной». Недавно она заказала в подарок сестре новую модель смартфона, которую в разрекламированном интернет-магазине продавали раза в три дешевле, чем в местном салоне. Но смартфон оказался жалкой подделкой, которая буквально через несколько дней полностью вышла из строя. Вернуть свои деньги Виктория не смогла. Таких случаев в России — тысячи, если не десятки тысяч.

С появлением интернет-магазинов заказывать бытовую технику, гаджеты, мебель и многие другие полезные вещи и предметы стало гораздо проще. Широкий выбор и умеренная цена многих не оставляют равнодушными. В дешевизне, кстати, действительно нет ничего подозрительного — интернет-магазины экономят на аренде торговых площадей и найме персонала торгового зала. Но покупатели сталкиваются с многочисленными проблемами — и это не только несоответствие присланного товара заказу, но и низкое качество, подделка, а то и прямой обман.

Онлайн-торговля под чужим именем

Некоторые интернет-магазины являются настоящими самозванцами, паразитируя на популярных брендах. Покупая вещь известной фирмы, добросовестный клиент интернет-магазина сталкивается с подделкой. Иногда интернет-магазины берут деньги вперед, но товар покупателю так и не присылают. Фейковые интернет-магазины создают респектабельные сайты, используя «кальки» с сайтов известных фирм и магазинов, после чего успешно наживаются на людской доверчивости. Например, предлагают смартфоны известных производителей по очень низким ценам, в два — три раза дешевле, чем цена оригинала. Когда покупатели получают товар, то с разочарованием обнаруживают подделку.

Читайте также

Добиться защиты прав потребителя в случае нарушения их интернет-магазином можно лишь с большим трудом, а в некоторых случаях просто нельзя. Даже сейчас, в век информационных технологий, многие люди предпочитают переплатить в «реальном» магазине, нежели заказывать вещи из виртуального магазина, пусть и по более выгодной цене. Если обманут в реальном магазине, то есть очень реальная возможность вернуть свои деньги, причем еще и с компенсацией издержек и ущерба.

Обмануть покупателя в интернете очень просто. Большая часть обмана связана именно с продажей контрафактной продукции. Поскольку часто такие интернет-магазины создаются гражданами иностранных государств, не проживающими в России, привлечь владельцев фейковых страниц к ответственности не удается даже в случае обращения в правоохранительные органы. Полицейские разводят руками, суды отказывают в исках, а «попадают» как простые потребители, так и компании, чьим именем прикрываются создатели фейков.

Виртуальные мошенники вносят в доменное имя известного магазина точку, тире, лишнюю букву — и большинство потребителей, не обращая внимания на такие нюансы, доверчиво отправляют им свои деньги. Например, если сайт известного магазина называется online-market.com, то мошенники называют свою страницу online.market.com — маленькое отличие не бросается в глаза, да и не задумываются о таком нюансе рядовые граждане. Для пущей убедительности создаются фейковые аккаунты интернет-магазинов в Instagram и других популярных социальных сетях.

Товарный знак в Интернете защищен очень слабо

Юрист в сфере защиты интеллектуальной собственности, генеральный директор ООО «СааС проект» Изабелла Атласкирова подчеркивает, что интернет-магазины очень часто нарушают права на товарный знак.

— Для современной России это очень актуальная проблема и связана она, в первую очередь, с определенными изъянами и в нормативно-правовой базе, и в практике правоприменения, а так же с правовой неграмотностью самих предпринимателей. Предприниматели очень часто пренебрегают регистрацией своей торговой марки, руководствуясь тем, что это является его правом, а не обязанностью по российскому законодательству. Но при этом, не учитывают тот факт, что исключительные права на него возникают только с момента государственной регистрации товарного знака. Как мы знаем, возможность государственной регистрации исключительных прав на товарный знак, предусмотрена в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Но интернет-магазины очень часто пренебрегают этим, откровенно преступают закон и возникают проблемы самого разного характера.

«СП»: — То есть, каждая компания, которая хочет, чтобы ее продукцию не подделывали и не торговали контрафактом, прикрываясь ее именем, должна зарегистрировать товарный знак?

— Безусловно. Этим занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), в которой уже зарегистрировано более 600 тысяч товарных знаков и более 6 миллионов доменных имен. Однако существует потребность в создании специального реестра товарных знаков. Он поможет защитить товарные знаки от незаконного использования, а так же в доменных именах, так как действие исключительного права распространяется в том числе и на него.

СП: Какая сейчас предусмотрена ответственность за незаконное использование товарного знака?

— Ответственность может быть самой серьезной, вплоть до уголовной. В Уголовном кодексе РФ есть даже специальная статья 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», которая применяется в том случае, если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Самое серьезное наказание предусмотрено для тех, кто совершает это преступление в организованной группе — до шести лет лишения свободы.

«СП»: — И какова судебная практика?

— В основном, это административные штрафы, которые налагаются Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, правообладатели могут взыскивать компенсацию понесенного ущерба. Однако, если речь идет о защите доменного имени, то здесь все гораздо сложнее. Поскольку нормативно-правовая база еще не приведена в должное состояние, все отдается на усмотрение судов, а уже они устанавливают, хотел ли извлечь владелец сайта выгоду из использования чужого товарного знака в доменном имени или нет. Но есть и обратная ситуация, когда имя известного интернет-ресурса начинает использоваться в товарном знаке оффлайн. В этом случае лучше сначала обратиться в Роспатент.

«СП»: — Какие меры могли бы повысить эффективность борьбы с любителями нажиться на использовании чужого товарного знака?

— Во-первых, конечно, это дальнейшее совершенствование законодательства. Возможно, следовало бы ужесточить ответственность за такие действия. Во-вторых, если говорить о практике, то сейчас имеет место ситуация, когда решение суда не вынесено, а предприимчивые похитители товарного знака продолжают получать прибыль — торговля под чужим именем продолжается. Поэтому можно прибегнуть к такому механизму как блокировка сайта — «самозванца» до решения суда, после обращения в Роспатент, в Федеральную антимонопольную службу.

Лучшая защита — внимательность

Как бы не старались интернет-аферисты, но обезопасить себя от их действий все же можно — и потенциальным покупателям, и предпринимателям. Первым можно порекомендовать очень внимательно изучать сайты интернет-магазинов, прежде чем заказывать в них какие-либо товары. Лучше всего скопировать название сайта и посмотреть, какие отзывы о нем встречаются в «глобальной паутине». Что касается предпринимателей, то им нужно постоянно отслеживать любые упоминания названий своих компаний и проектов в базах доменных имен, а также регулярно мониторить поисковые системы с целью выявления возможного незаконного использования вашего доменного имени, названия вашей компании, товарного знака.

Популярное в сети
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье