18+
пятница, 19 октября
Общество / Криминал

Лохотрон для покупателей из интернет-магазинов

Как не попасться на удочку липовых торгашей в Сети

  
5146
Лохотрон для покупателей из интернет-магазинов
Фото: Global Look Press

Тридцатилетняя Виктория из небольшого города на Юге России — женщина современная, дружащая с компьютером и «глобальной паутиной». Недавно она заказала в подарок сестре новую модель смартфона, которую в разрекламированном интернет-магазине продавали раза в три дешевле, чем в местном салоне. Но смартфон оказался жалкой подделкой, которая буквально через несколько дней полностью вышла из строя. Вернуть свои деньги Виктория не смогла. Таких случаев в России — тысячи, если не десятки тысяч.

С появлением интернет-магазинов заказывать бытовую технику, гаджеты, мебель и многие другие полезные вещи и предметы стало гораздо проще. Широкий выбор и умеренная цена многих не оставляют равнодушными. В дешевизне, кстати, действительно нет ничего подозрительного — интернет-магазины экономят на аренде торговых площадей и найме персонала торгового зала. Но покупатели сталкиваются с многочисленными проблемами — и это не только несоответствие присланного товара заказу, но и низкое качество, подделка, а то и прямой обман.

Онлайн-торговля под чужим именем

Некоторые интернет-магазины являются настоящими самозванцами, паразитируя на популярных брендах. Покупая вещь известной фирмы, добросовестный клиент интернет-магазина сталкивается с подделкой. Иногда интернет-магазины берут деньги вперед, но товар покупателю так и не присылают. Фейковые интернет-магазины создают респектабельные сайты, используя «кальки» с сайтов известных фирм и магазинов, после чего успешно наживаются на людской доверчивости. Например, предлагают смартфоны известных производителей по очень низким ценам, в два — три раза дешевле, чем цена оригинала. Когда покупатели получают товар, то с разочарованием обнаруживают подделку.

Читайте также

Добиться защиты прав потребителя в случае нарушения их интернет-магазином можно лишь с большим трудом, а в некоторых случаях просто нельзя. Даже сейчас, в век информационных технологий, многие люди предпочитают переплатить в «реальном» магазине, нежели заказывать вещи из виртуального магазина, пусть и по более выгодной цене. Если обманут в реальном магазине, то есть очень реальная возможность вернуть свои деньги, причем еще и с компенсацией издержек и ущерба.

Обмануть покупателя в интернете очень просто. Большая часть обмана связана именно с продажей контрафактной продукции. Поскольку часто такие интернет-магазины создаются гражданами иностранных государств, не проживающими в России, привлечь владельцев фейковых страниц к ответственности не удается даже в случае обращения в правоохранительные органы. Полицейские разводят руками, суды отказывают в исках, а «попадают» как простые потребители, так и компании, чьим именем прикрываются создатели фейков.

Виртуальные мошенники вносят в доменное имя известного магазина точку, тире, лишнюю букву — и большинство потребителей, не обращая внимания на такие нюансы, доверчиво отправляют им свои деньги. Например, если сайт известного магазина называется online-market.com, то мошенники называют свою страницу online.market.com — маленькое отличие не бросается в глаза, да и не задумываются о таком нюансе рядовые граждане. Для пущей убедительности создаются фейковые аккаунты интернет-магазинов в Instagram и других популярных социальных сетях.

Товарный знак в Интернете защищен очень слабо

Юрист в сфере защиты интеллектуальной собственности, генеральный директор ООО «СааС проект» Изабелла Атласкирова подчеркивает, что интернет-магазины очень часто нарушают права на товарный знак.

— Для современной России это очень актуальная проблема и связана она, в первую очередь, с определенными изъянами и в нормативно-правовой базе, и в практике правоприменения, а так же с правовой неграмотностью самих предпринимателей. Предприниматели очень часто пренебрегают регистрацией своей торговой марки, руководствуясь тем, что это является его правом, а не обязанностью по российскому законодательству. Но при этом, не учитывают тот факт, что исключительные права на него возникают только с момента государственной регистрации товарного знака. Как мы знаем, возможность государственной регистрации исключительных прав на товарный знак, предусмотрена в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Но интернет-магазины очень часто пренебрегают этим, откровенно преступают закон и возникают проблемы самого разного характера.

«СП»: — То есть, каждая компания, которая хочет, чтобы ее продукцию не подделывали и не торговали контрафактом, прикрываясь ее именем, должна зарегистрировать товарный знак?

— Безусловно. Этим занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), в которой уже зарегистрировано более 600 тысяч товарных знаков и более 6 миллионов доменных имен. Однако существует потребность в создании специального реестра товарных знаков. Он поможет защитить товарные знаки от незаконного использования, а так же в доменных именах, так как действие исключительного права распространяется в том числе и на него.

СП: Какая сейчас предусмотрена ответственность за незаконное использование товарного знака?

— Ответственность может быть самой серьезной, вплоть до уголовной. В Уголовном кодексе РФ есть даже специальная статья 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», которая применяется в том случае, если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Самое серьезное наказание предусмотрено для тех, кто совершает это преступление в организованной группе — до шести лет лишения свободы.

«СП»: — И какова судебная практика?

— В основном, это административные штрафы, которые налагаются Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, правообладатели могут взыскивать компенсацию понесенного ущерба. Однако, если речь идет о защите доменного имени, то здесь все гораздо сложнее. Поскольку нормативно-правовая база еще не приведена в должное состояние, все отдается на усмотрение судов, а уже они устанавливают, хотел ли извлечь владелец сайта выгоду из использования чужого товарного знака в доменном имени или нет. Но есть и обратная ситуация, когда имя известного интернет-ресурса начинает использоваться в товарном знаке оффлайн. В этом случае лучше сначала обратиться в Роспатент.

«СП»: — Какие меры могли бы повысить эффективность борьбы с любителями нажиться на использовании чужого товарного знака?

— Во-первых, конечно, это дальнейшее совершенствование законодательства. Возможно, следовало бы ужесточить ответственность за такие действия. Во-вторых, если говорить о практике, то сейчас имеет место ситуация, когда решение суда не вынесено, а предприимчивые похитители товарного знака продолжают получать прибыль — торговля под чужим именем продолжается. Поэтому можно прибегнуть к такому механизму как блокировка сайта — «самозванца» до решения суда, после обращения в Роспатент, в Федеральную антимонопольную службу.

Лучшая защита — внимательность

Как бы не старались интернет-аферисты, но обезопасить себя от их действий все же можно — и потенциальным покупателям, и предпринимателям. Первым можно порекомендовать очень внимательно изучать сайты интернет-магазинов, прежде чем заказывать в них какие-либо товары. Лучше всего скопировать название сайта и посмотреть, какие отзывы о нем встречаются в «глобальной паутине». Что касается предпринимателей, то им нужно постоянно отслеживать любые упоминания названий своих компаний и проектов в базах доменных имен, а также регулярно мониторить поисковые системы с целью выявления возможного незаконного использования вашего доменного имени, названия вашей компании, товарного знака.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье