18+
понедельник, 24 апреля
Общество

2017-й исправит бездарный облик городов?

Но помогут ли новые Генпланы в обустройстве населения

  
873
2017-й исправит бездарный облик городов?
Фото: Александр Петров/ТАСС

Города Ставрополья встречают 2017 год с новыми генпланами — которые общественность даже и не обсуждала. Гражданской активности стоило бы поучиться у соседней Кубани, где благодаря массовым протестам жителей «завернули» вредоносный проект генплана Краснодара. Он предусматривал уничтожение почти тысячи гектаров зеленых насаждений и водоохранных зон.

Мэров «тасуют» по-крупному

Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров провел очередное заседание Градостроительного совета. Напомним, что совет был учрежден еще в октябре 2015 года, и его возглавил лично губернатор. Новый орган провел уже шесть заседаний, на которых рассматривали генпланы Ставрополя, Михайловска, Пятигорска, Изобильного и Лермонтова. И вот на последнем, нынешнем, — генеральные планы Георгиевска и Невинномысска.

Причем представляли их новые градоначальники, ротацию которых недавно провели по всему краю: скажем, бывший мэр Железноводска Евгений Моисеев теперь возглавляет именно Георгиевск, а бывший мэр Михайловска Михаил Миненков — Невинномысск. Возможно, это было именно затем, чтобы «новые люди» сумели свежим взглядом взглянуть на застарелые проблемы крупных городов.

Скажем, главная проблема Георгиевска, докладывал на заседании Градостроительного совета его нынешний мэр Евгений Моисеев, — это высокая плотность застройки и отсутствие свободных площадей для дальнейшего развития. Жилые массивы за последние годы строились даже там, где это было запрещено регламентами.

Поэтому сегодня Георгиевску остро требуется расширение границ — вероятнее всего, за счет соседним с ним сельских муниципалитетов. Но даже и это временная мера. Стоит напомнить, что сейчас правительство Ставрополья настойчиво продвигает идею объединения Георгиевска и всех сельских поселений Георгиевского района в одно городское поселение. При этом «стираются» все границы между муниципалитетами — а значит, и проблема нехватки свободного пространства решается как бы «автоматически».

Так, спустя неделю после проведения Градостроительного совета, 26 декабря, публичные слушания по поводу объединения прошли в станице Незлобной. На подходе, уже после праздников, — другие села. Причем попытка ликвидации Георгиевского района (точнее, его преобразования в городской округ) — уже вторая. Предыдущая была предпринята весною, и закончилась полным фиаско краевых властей: жители сел на публичных слушаниях сказали веское «нет» странной земельной реформе.

Одних — объединяют, других — разъединяют

Евгений Моисеев на заседании Градостроительного совета рассказал, что уже выделена земля под строительство нового роддома, разработана проектно-сметная документация. До 2030 года в городе должны появиться несколько заводов, физкультурно-оздоровительный комплекс, а также представлял уже готовые проекты нескольких жилых массивов (один из них должен появиться в северо-западном районе, на границе со станицей Подгорной). Однако губернатор воспринял планы без особого энтузиазма.

— Я хочу сразу увидеть, за чей счет пойдет формирование инфраструктуры! — заявил он.

Губернатор вспомнил пример поселка Демино (он входит в границы Ставрополя), где несколько лет назад многодетным семьям раздали более 260 участков под ИЖС. Раздали — но без дорог и инженерных коммуникаций. То есть люди здесь реально ничего не могли построить.

Владимир Владимиров потребовал, чтобы новые жилые кварталы в городах Ставрополья отныне проектировались только при наличии необходимой для них инфраструктуры: соответствующее поручение губернатор дал министру строительства края Игорю Васильеву.

Следом на повестке дня был Невинномысск, и его мэр Михаил Миненков тоже начал со знакомой жалобы: мол, не хватает земель под перспективное развитие. Кстати, в крае давно муссируются слухи, будто бы Невинномысск также хотят объединить с Кочубеевским районом. Но губернатор на Градостроительном совете заявил, что никакого объединения не будет.

— Невинномысск — это промышленный центр, моногород, а Кочубеевский район — это житница, полностью обеспечивающая нас продовольствием. И вопрос об объединении надо снять с повестки дня! — заявил Владимиров.

Железная дорога до Утопии?

Еще более амбициозные планы у властей Невинномысска, где генплан разработан на ближайшие двадцать лет. Здесь к этому времени появятся 3 школы и 6 детсадов, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК), спортивный комплекс и бассейн. Большинство новых социальных объектов появятся в микрорайоне ПРП (в районе железнодорожного вокзала): сегодня город быстро растет на восток, в направлении гаражного кооператива «Автомобилист».

Не справляется с потоком рожениц и роддом. И уже сам губернатор дал министру здравоохранения края Виктору Мажарову поручение: разработать предложения по решению «медицинских» проблем Невинномысска. В ближайшее время ждет реконструкция местную больницу и поликлинику, ведь в Невинномысске не хватает сегодня почти трехсот койкомест.

Обещал Владимиров, что Ставрополье получит из федерального центра 1 млрд. рублей на развитие второй очереди регионального индустриального парка (РИП). В генплане, который представлял Михаил Миненков, говорится, что производственные зоны в Невинномысске должны увеличиться на треть. Во второй очереди РИП будут построены новые сети электро- и водоснабжения, новая железная дорога протяженностью 6,5 км, а также совмещенный авто- и железнодорожный мост.

Планы звучат хоть и амбициозно, но вполне реалистично. Но одно предложение Михаила Миненкова показалось едва ли не утопическим: он обещает связать железной дорогой Невинномысск и Ставрополь. Сегодня Невинномысск (как Минеральные Воды и Георгиевск) — узловые станции, которые находятся на ростовском магистральном направлении. А вот Ставрополь, находясь в кольце железных дорог, связывающих узловые станции, фактически, «вырван» из единого транспортного пространства региона. Чтобы добраться от краевой столицы до ближайшее станции Кавказская, нужно сделать крюк длиной 308 км (в оба конца, поскольку Ставрополь находится на тупиковой железнодорожной ветке).

В середине XX столетия была построена железная дорога от Дивного до Элисты. И одновременно с этим и возникла идея построить «спрямляющую» линию от Ставрополя до Невинномысска, но даже в советские годы на этот проект не нашлось денег: слишком уж пересеченная местность между двумя городами. Кроме того, пришлось бы пересекать Невинномысский канал и, возможно, реку Егорлык.

Вернулись к этой идее лишь в начале девяностых, когда в Чечне шла война — и оказался невозможен транзит грузов по железной дороге через республику. Сторонники строительства приводили в пример другую дорогу, построенную в 1979 году в соседнем Краснодарском крае — она связала Краснодар и Туапсе, и проходили через поселок Горячий Ключ. Причем дорога пересекала отроги Кавказского хребта (средняя высота здесь — 500−700 метров над уровнем моря), поэтому здесь пришлось реализовывать смелые (и, разумеется, дорогие!) инженерные решения.

Экономический эффект от строительства дороги был велик. Во-первых, Туапсе — один из крупнейших портов на Черноморском побережье, и прежде, чтобы везти отсюда грузы в Краснодар, нужно было делать крюк более чем в 300 км. Во-вторых, через Краснодар оказалась связана с Северо-Кавказской магистралью и вся почти 500-километровая железнодорожная ветка, которая идет вдоль побережья от Адлера до Туапсе. А это, в свою очередь, стимулировало туристический поток.

Краснодарцы «пилюлю» не проглотили

Пока ставропольские чиновники «кивают» на советский опыт Кубани, нынешние чиновники Краснодара также ломают копья вокруг нового генплана. Сегодня, 29 декабря, в администрации краевой столицы должны поставить точку в этом затянувшемся вопросе.

Напомним, что о корректировке генплана, разработанного еще в 2012 году ОАО «Краснодаргражданпроект», впервые заговорили в начале сентября. Против предложений, разработанных командой мэра (уже бывшего) Владимира Евланова, выступили и общественные экологические организации, и рядовые жители, и даже губернатор Вениамин Кондратьев.

Суть их претензий сводится к следующему. Согласно предложенным корректировкам генплана, площадь зеленых зон в городе сократилась бы почти втрое: свыше 1000 гектаров рекреационных зон (в частности, парки, сквера, а также поймы реки Кубань и берега Карасунских озер) должны быть переведены в общественно-деловую зону — то есть здесь легализовано многоэтажное строительство. Были и массовые акции протеста, и письма президенту, и сюжеты на федеральных телеканалах…

Скандал был такой силы, что нынешний глава Краснодара Евгений Первышов уволил двух своих заместителей, которые и готовили корректировку генплана. И не просто уволил, а согласился разработать совершенно новый документ взамен прежнего, принятого в 2012 году.

По итогам публичных слушаний, которые шли полтора месяца и закончатся завтра, будут суммированы все «народные» предложения: по словам Первышова, их накопилось уже почти 400 страниц. Как заявил мэр, разработка нового генплана займет не меньше года, и займется ею муниципальное предприятие «Горкадастрпроект» (для этого на его базе даже создадут Институт генерального плана). Следующий этап после корректировки генплана, говорит Первышов, — актуализация транспортной схемы Краснодара и схему развития ЖКХ.

— Нами поставлены жесткие условия: город должен быть благоустроен, правила землепользования — отвечать реальности и отстаивать интересы большинства жителей, а жить здесь должно быть комфортно и престижно, — поддержал молодого градоначальника и губернатор Вениамин Кондратьев.

В общем, чиновники взяли себе тайм-аут минимум на год. Какой продукт они выдадут горожанам к этому времени, предсказать сложно. По крайней мере, гражданское общество в Краснодаре еще раз доказало, что оно готово добиваться от власти учета своих интересов. И этому бы стоило поучиться, скажем, соседнему Ставрополью, что общественность бессловесно «проглатывает» любые бредовые предложения мэров и губернатора.

Популярное в сети
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье