Общество

Южная Осетия избавляется от свидетелей

Цхинвал объявил настоящую войну религиозным сектам

  
4721
Южная Осетия избавляется от свидетелей
Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС

Сначала ряд громких процессов прошел в России. Особенно участились они в последнее время. На днях суд в Еврейской автономной области запретил деятельность организации «Свидетели Иеговы» на территории Биробиджана, потом это произошло в Орловской области. Истцом в обоих случаях выступало местное управление Министерства юстиции. Официальной причиной таких непопулярных решений, стало то, что члены этой религиозной организации якобы занимались распространением экстремистской литературы. А вот в Южной Осетии озаботились даже не экстремистской литературой.

Недавно уполномоченный по делам религии при президенте РЮО Соня Хубаева заявила, что количество последователей «учения Иеговы» в республике перевалило уже за тысячу. По ее мнению, это очень тревожный сигнал, так как получается, что примерно два процента граждан республики теперь являются иеговистами. Хубаева также сообщила, что в последние годы идеи этой религиозной общины распространились по регионам государства, тогда как ранее свидетели Иеговы действовали исключительно в пределах Цхинвала. Политик уверено называет организацию сектой и полагает, что правоохранителям и законодателям, надо повнимательнее приглядеться к ее антисоциальной деятельности. Чем же не угодили иеговисты?

Появление и становление

История появления иеговистов в Южной Осетии берет свое начало в Грузии. По информации местных СМИ, местное население с этим религиозным учением могли познакомиться еще в советское время. В одном из материалов местной газеты «Республика» обозначено, что некоторые осетины, жившие на территории Грузинской ССР, но за пределами Юго-осетинской автономной области, имели возможность контактировать с проповедниками «Свидетелей Иеговы» в Тбилиси и прочих крупных городах. Кто-то перенял учение, однако до начала девяностых в самой Южной Осетии его последователей можно было сосчитать по пальцам. Поменялась ситуация в преддверии развала Советского Союза. В отношениях Цхинвала и Тбилиси наступил кризисный этап, который грозил в скором будущем перерасти в войну. Некоторое количество иеговистов-осетин, предвосхищая скорое начало боевых действий, переселились из внутренних районов Грузии на территорию исторической родины. Известно, что еще до начала войны 1991−1992 года в Южной Осетии насчитывалось 60 свидетелей Иеговы. Такие данные приводит вышеупомянутая Соня Хубаева.

Вскоре разразившийся конфликт породил естественную для всякой войны проблему беженцев. Подвергающиеся гонениям осетины бежали из ставшей независимой Грузии, тогда ведомой радикально настроенным Звиадом Гамсахурдиа. Приют был найден в Цхинвале и других районах РЮО. Среди беженцев оказались и последователи чуждых республике верований, в том числе иеговисты. Если в 1990-ом их было всего лишь 60, то к 1996 году их количество выросло ровно в десять раз. Впоследствии темпы разрастания общины несколько замедлились, однако работа по вовлечению новых людей велась с прежней напористостью.

-Сейчас резкий рост числа приверженцев этой секты прекратился, но их ряды неизменно пополняются, — говорила еще в 2005 году Соня Хубаева, которая и в ту пору была уполномоченным по делам религии при президенте.

В общем, привело это все к тому, что уже в 2007 году в Южной Осетии община свидетелей Иеговы состояла почти из двух тысяч человек. Важно отметить, что значительную часть адептов этого учения составляли жители грузинских районов. В связи с войной 2008 года произошел отток представителей различных религиозных сект. Республику покинуло значительное количество иеговистов грузинского происхождения, их осетинские единоверцы частично последовали их примеру и переместились на территорию России. Когда же ситуация нормализовалась, многие вернулись, приведя с собой товарищей из РФ, которые по тем или иным причинам были в поле зрения правоохранительных органов. С тех пор община, которая интенсивно пыталась пополнить поредевшие ряды, увеличилась вдвое.

Современное положение

И вот теперь они оказались в поле зрения местных властей. О них-то и раньше знали, да все руки не доходили. Руководству после многочисленных войн с Грузией в первую очередь приходилось налаживать жизнь в республике, дабы она вообще могла считаться государством. Эту главную задачу можно считать выполненной, пускай и не идеально. Когда же основы основ заложены, появляется необходимость тесного контакта с обществом. Собственно, по этой причине и была замечена популяризация учений «Свидетелей Иеговы». Власти, конечно, бдительность проявили, однако первыми проявлять недовольство начали рядовые жители республики. Практически сразу после войны от них начали поступать жалобы на то, что по городу бродят проповедники, пророчащие скорое наступление конца света. Эти люди действовали по классической для иеговистов схеме — обходили дома, квартиры, останавливали на улице прохожих и предлагали поговорить о Боге и тому подобное. Количество недовольных горожан выросло сразу после того, как один из частных домов Цхинвала вдруг перевоплотился в «Зал царства"(так называется любое помещение, где собираются иеговисты для совершения ритуалов — Авт.). На собраниях верующие помимо разговоров о вере часто поют тематические песни, чем порой тревожат окружающих. Жители Цхинвала, заинтересовавшись происходящими по соседству событиями, решают «навести справки» об иеговистах. Каково же было удивление многих, когда они узнали, что в Южной Осетии нет ни одной иеговисткой общины, зарегистрированной в Министерстве юстиции. Более того, никогда и не было. Из этого следует, что многие организовываемые ими мероприятия являются незаконными. Однако по какой-то причине власти не торопились вмешиваться в процесс либо легализации, либо упразднения «свидетелей».

В 2010 году проблему пыталась решить уполномоченный по делам религии Соня Хубаева. Она собрала информацию от граждан, проживающих рядом с «Залом царства», а затем написала соответствующее обращение в МВД и КГБ Южной Осетии. Но никакой реакции не последовало. Иеговисты продолжали устраивать собрания, невзирая на «трения» с соседями. Последних это совсем вывело из себя, и они при посредничестве Хубаевой составили письмо на имя тогдашнего президента Эдуарда Кокойты. Но и это почему-то не дало результата. У многих стало складываться впечатление, что кто-то «крышует» представителей секты. Но говорить об этом начали лишь годы спустя.

Этап гонений

В 2015-ом ситуация вдруг резко меняется. Иеговисты попадают под раздачу. В чем суть претензий к ним? В вину им ставятся различные вещи, порой от реальности совсем далекие. Но основные аргументы сводятся к экстремизму. В чем же он состоит? Во-первых, надо обозначить, что иеговисты не приемлют использование физической силы с целью навредить другому человеку вне зависимости от ситуации, то есть сопротивляться нельзя даже в случае нападения грабителя. Этот принцип запрещает им состоять в рядах армии. По всему миру сотни тысяч иеговистов являются уклонистами от срочной службы. К этому обязывает их вероучение. В своих трудах главные идеологи культа распространяли и распространяют информацию об этой своей особенности. Наряду с этим прививается нелюбовь к государственным символам какого бы то ни было государства. В общем, и этого для экстремизма хватит. В России, например, запрещено большое множество иеговистской литературы. На этом, кстати, попались биробиджанские «свидетели». В Осетии же ситуация иная — тут литературные труды секты не относятся к экстремистским. Да и вообще, деятельность сект практически никак не регулируется. От них лишь требуется зарегистрироваться в качестве юридического лица. Вот и все их обязательства, которые, впрочем, не выполняются по причине налоговых требований.

В 2015 году Соня Хубаев распространяет информацию о том, что ряд важных государственных постов в стране занимают «сектанты» — баптисты, пятидесятники и «Свидетели Иеговы». Удивительно, но последним их вера запрещает подобную деятельность — видимо, при определенных условиях позволительны исключения.

Давление на иеговистов продолжил начальник отдела анализа и прогнозирования Управления внутренней политики администрации президента Алан Чочиев. Он и вовсе отнес сектантов к «угрозам национальной безопасности», ссылаясь на указ Леонида Тибилова от 26 сентября 2013 года.

Но давление не ограничилось исключительно обвинениями в адрес «исследователей Библии"(былое название иеговистов — Авт.). На протяжении 2015 года правоохранители несколько раз устраивали облаву на «залы царств». Наибольшее количество рейдов приходится на апрель прошлого года — как минимум три массовых схода были предотвращены. Большинство людей было просто распущено по домам, но организаторы собраний были сопровождены до участков и с ними провели беседы. По словам самих иеговистов, им пытались объяснить деструктивный характер учения, а также намекали на их вред для политической стабильности в стране — мол, в ряде стран сектанты расшатывают ситуацию, действуя сообща с маргиналами. В пример, как говорят задержанные, приводилась почему-то Украина.

Но гонения не оказали особо влияния на религиозный состав республики. Иеговистов не стало меньше, и они не пытаются пройти государственную регистрацию. Как рассказала нам Дзерасса, член местной общины «Свидетелей», что все эти притеснения очередной раз убеждают ее в «истине». По ее мнению, гнет властей является одним из знамений конца света. В общем, благоденствие земное скоро наступит (в рай и ад иеговисты не верят — Авт.), осталось только чуточку потерпеть.

А власти терпеть не хотят. На днях все та же Соня Хубаева заявила, что деятельность иеговистов незаконна, и правоохранители должны пресекать все собрания. Она отнесла их к экстремистам. Также Хубаева пообещала, что посредством парламента попытается изменить законодательство, регулирующее деятельность религиозных организаций. Предлагается установить штраф для людей, которые сдают свои домовладения сектантам. Сумма штрафа будет варьироваться в пределах от 50 тысяч рублей до 100 тысяч. Также она собирается добиться от суда признание иеговистской литературы экстремистской. По всей видимости, в ближайшем будущем осетинских «Свидетелей Иеговы» ждет незавидное будущее. Хотя, если опять же смотреть на российский пример, то тут недавно в Санкт-петербургском суде было опротестовано решение по признанию литературы сектантов экстремисткой.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье