18+
пятница, 17 августа
Общество / Наука и техника

На смену учителям в школы идут роботы

Они будут очень маленькими, но эмоциональными

  
335
На смену учителям в школы идут роботы
Фото: предоставлено автором

Роботы активно входят в нашу жизнь, а робототехника идет в школу. Роботы уже появились в школах развитых стран Азии, Европы, Америки, и Россия не должна отставать. В середине сентября стартап из Волгограда «Роботы идут в школу» получил специальный денежный приз в размере 200 тысяч рублей на прошедшем в Москве финале конкурса инноваций в образовании. Были получены и другие призы и гранты. На эти средства в родном для изобретателей Волгограде будет запущено производство дроидов мини-размера. Уже через год первые микроиды придут на уроки информатики в российские школы.

Микроиды, название которых произошло от сочетания двух слов: «микро" — маленький, «дроид» — робот из «Звездных войн», действительно по виду очень похожи на R2D2. Создатели проекта — выпускники физико-технического института кафедры радиофизики Волгоградского государственного университета Андрей Антонов и Алексей Калмыков, выпускница института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ Елена Антонова, и выпускник МГУ Сердар Курбанов. О том, как микроиды смогут «эмоционально общаться» и чему научат детей, рассказал один из авторов стартапа Андрей Антонов

Андрей Антонов (Фото: предоставлено автором)

«Сделай нам робота, чтобы сгонял за пивом!»

Каждый микроид — 5 см в диаметре. На большой ладони Андрея умещается сразу два микроида. Идея сделать роботов, способных с помощью умных датчиков легко ориентироваться на местности, пришла Андрею в голову, вы не поверите! Во время дружеской попойки. «Сделай нам робота, чтобы сгонял за пивом!» — Со смехом предложили друзья. И в голове Андрея тут же стала формулироваться задача: как объяснить роботу, где находится пивной киоск и где находится он сам. Нужно встроить в него систему навигации! В итоге на свет появилось поколение миниатюрных дроидов, которые точно знают, где они находятся. Могут сами решать, как обходить различные препятствия. Могут с помощью беспроводной связи обмениваться информацией со своими собратьями, а с помощью «улыбчивого» дисплея — общаться с людьми.

— Световая, звуковая индикация и множество других датчиков позволяют роботу лучше «ощущать» мир, — рассказывает изобретатель Андрей Антонов. — Чтобы детям было интереснее с этими роботами играть, микроиды научились выражать эмоции: на экране дисплея будут в зависимости от ситуации появляться улыбки, слезы, недовольная гримаса и т. п. Микроид может даже начать «беситься», если долго не получается обойти сложное препятствие: он начнет вибрировать и издавать гневные пыхтящие звуки. Кстати, звуковое сопровождение, в зависимости от сюжета игры, может быть различным: от звуков, которые издавал R2D2 в «Звездных войнах» до писка, лая или выстрелов, если дети играют микроидами, например, в танковый бой. Но микроиды предназначены не только для различных сюжетных настольных и напольных игр, но и для обучения программированию и основам робототехники в школе.

Учителям информатики не потребуется переобучение

В новом федеральном образовательном стандарте по информатике есть раздел «Робототехника», но как это будет воплощаться в жизнь в наших школах, пока никто не знает. Сегодня в школах катастрофически не хватает специалистов по робототехнике. Ни один педагогический вуз таких учителей не готовит. Найти их можно только в специализированных технических кружках и пересчитать по пальцам. Команда Андрея Антонова нашла выход из этой ситуации. Учителя информатики знают языки Scratch, Pascal, Python. Вот именно на этих языках можно и программировать микроидов. Прямо со школьного компьютера либо с любого планшета или смартфона. Программа передается микроиду с помощью беспроводной связи. Антивандальные микроиды умело бегают по поверхности школьного стола и выполняют различные команды.

— В чем выгода? — Рассуждает Андрей. — Пока на рынке образовательной робототехники представлены, в основном, только конструкторы, у которых есть серьезные недостатки: высокая стоимость и множество дорогих деталей, которые постоянно теряются. Да еще пока соберут школьники такого робота из коробки, урок и закончился. А программировать когда? Мы же предлагаем готовых роботов, которых не нужно собирать, и которые практически «неубиваемы». Программируй и играй!

Андрей Антонов с женой и коллегой Еленой Антоновой (Фото: предоставлено автором)

Коллективный разум роботов — первый шаг к Skay net?

Авторы стартапа также планируют разработать для дошкольников и младших школьников серию обучающих игр, где дети могли бы изучать алфавит, математику, чтение, письмо, окружающий мир, решать головоломки и логические задачи. А учить их всему этому будут роботы, которые будут с ними общаться и выражать эмоции.

Кроме того, в планах создать серию развлекательно-развивающих игр для школьников средней и старшей школы. Ведь картонное поле со специально нанесенными для роботов метками может быть любым — от равнины на Марсе до глубин океана. И приключения, то есть сюжеты игр для роботов, также очень вариативны.

Но зачем это? Сегодня и так множество школьников не оторвать от виртуальных игрушек и любимых гаджетов.

— Да, с одной стороны ученые японского университета Тохоку доказали, что чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к деградации лобных долей головного мозга, — говорит Андрей Антонов. — С другой стороны, гаджеты уже являются неотъемлемой частью жизни современного человека, и отказаться от них не представляется возможным. Поэтому, возникла потребность в простых осязаемых технологических играх с использованием гаджетов. По сути, мы предлагаем новые настольные и напольные игры с обучающим элементом.

Микроиды могут также использоваться для изучения возможностей и логики коллективного разума. Первые примеры коллективного разума, которые приходят на ум: муравейник, пчелиный рой и зловещая система Skay net из фильмов о «Терминаторе», которая объявила войну человечеству. Это, получается, микроиды «готовят почву» для Skay net?

— Мы всего лишь создаем «молоток», — разводит руками Андрей. — Любой инструмент можно использовать по-разному: молотком можно стукнуть по голове, а можно — просто забить гвоздь. Вся логика мировой робототехники ведет к тому, что во всем мире, в том числе и в военной сфере, сегодня работают над созданием систем коллективного разума. Маленькие роботы более дешевы. Но они всего лишь дроиды, поскольку у них нет самосознания. Они только выполняют поставленные задачи. Коллективный разум работает в любой крупной организации или компании, где каждый специалист занят своим делом. Все работники вместе могут таким образом создать новую космическую ракету или поднять прибыль своей финансовой корпорации. Работая с такими разнозадачными роботами, объединенными одной глобальной целью, дети научаться лучше формулировать и собственные цели и задачи в жизни.

Популярное в сети
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье