Общество / Наука и техника

Таких солнцекатов Земля еще не видела

Изобретатели чудо-техники почти полторы тысячи километров проделают только на солнечной энергии

  
617
Таких солнцекатов Земля еще не видела
Фото: Иван Богданов

Утром 12 сентября от подножия Мамаева Кургана до Севастополя отправился беспрецедентный велопробег «Вперед в будущее» на солнечных велосипедах на рекорд дальности хода. Повел группу в качестве пилота Солнцеката руководитель проекта по созданию гелиовелосипедов 24-летний Иван Богданов, бывший студент Камышинского технологического института. Всего отправились две «гелиомашины». На них едут пять человек: сами изобретатели и волонтеры из числа добровольцев. В пути пилоты будут сменять друг друга. Гелиовелосипед способен, накапливая энергию днем, ехать даже ночью. И развивать приличную скорость. Солнцекаты намерены пройти до подножия Сапун-горы 1350 километров. Это — будет мировой рекорд для транспорта на солнечных батареях.

Новинку представят на форуме «Инновации»

Этот легкий транспорт, дешевый и работающий на бесплатной энергии солнца, может стать настоящей находкой не только для туристов и дачников. Главное, чтобы, как это часто бывает в России, идею не загубили и не обломали изобретателям крылья.

— Мы назвали эту модификацию гелиовелосипеда «Турист», — рассказывает руководитель проекта Иван Богданов. — Он способен проходить на солнечной энергии до 25 километров в час. Получается, по 300 километров в день. У нас есть патент на это изобретение. Кстати, солнечные батареи на этой модификации солнцеката не покупные. Мы их тоже сделали сами, усилили. Конечно, мы обкатывали солнцекаты в Волгоградской области. Но теперь нам предстоит большой велопробег на дальнее расстояние. Все недостатки этого транспорта будут выявлены в пути. А затем мы будем над ними работать. В худшем случае, по моему расчету, мы будем добираться до конечной точки пути 9 дней. Но рассчитываем прибыть раньше. С 19 по 24 сентября в Крыму как раз пройдет форум «Инновации». И наши солнцекаты будут представлены на нем. Мы хотим поучаствовать в форуме.

Первый гелиовелосипед был создан в Волгоградской области в 2013 году командой конструкторско-технического бюро «Вымпел» Камышинского технологического института (филиала ВолгГТУ). Руководителем проекта и тогда был Иван Богданов, специалист по принципиальной электрической схеме, балансу энергии и силовым элементам, ассистент кафедры «ЭПП» Камышинского технологического института. Этот солнцекат бесшумно ездит со скоростью 9 км в час. Большой трехколесный гелиовелосипед с крышей из солнечной панели, с электродвигателем и контроллером, пока что поставил рекорд дальности хода без подзарядки в июне прошлого года, проехав 185 километров.

Такой велопробег на «Туристе» от Камышина до Иловли, что под Волгоградом, предприняли в прошлогодний День России изобретатели нового экологически чистого транспорта, студенты Камышинского технического института (филиал ВолгГТУ). Их сопровождали десятки свидетелей этого рекорда — колонна велотуристов.

Для сравнения, похожее изобретение — солнечный велосипед во Франции смог пробежать без подзарядки только 50 км, а китайский велосипед на солнечных панелях — всего 30 км. Так что в этой гонке на создание транспорта будущего камышане впереди планеты всей!

С Мамаева Кургана стартовал также модернизированный велосипед «Гелиос» с новой подвеской, которая сделает езду по нашим, мягко говоря, небезупречным дорогам мягче для пассажиров транспорта будущего.

Вторым солнцекатом стала также новинка — велосипед-легерат, где водитель почти лежит. Такое положение позволяет уменьшить сопротивление воздуха и развить большую скорость. Не случайно все гоночные болиды делают по такой же схеме.

руководитель проекта Иван Богданов (Фото: предоставлено автором)

«Были бы инвестиции, поставили бы солнцекаты на поток»

 — Но что будет, если нашим изобретателям не повезет с погодой? Вдруг всю дорогу солнца не будет или зарядят дожди? Что тогда: придется толкать гелиовелосипед до дома? — Не мог не поинтересоваться журналист «СП» — Юг.

— Нет, — улыбается Иван Богданов. — Толкать в любом случае не придется, поскольку солнцекат может ездить и как обычный велосипед. Он трогается с места, когда человек нажмет на педали, а потом уже включается электромотор. Даже в пасмурные дни и в дождь солнечная панель дает небольшую подпитку аккумуляторам.

Весит гелиовелосипед около 50 кило. Может ездить не только по асфальту, но и по грунтовой дороге, куда-нибудь в лес или к речке. Может солнцекат и в горку взбираться.

По словам Ивана Богданова, солнцекат для путешествий летом — гораздо более удобный транспорт, чем обычный велосипед. Поскольку солнце не палит велосипедиста: у него над головой образующая тень крыша из солнечной панели. А сбоку обдувает ветерок.

 — Недавно мой знакомый путешествовал по Крыму на хорошем горном велосипеде, — говорит Иван. — Но на четвертый день он был вынужден прервать свой отпуск, так как было очень солнечно, и он просто не выдерживал всего этого солнцепека с утра до вечера. На солнцекате в этом отношении ездить гораздо более комфортно. К тому же есть место для палатки, рюкзака и другого необходимого снаряжения.

Изначально изобретатели сделали гелиовелосипед для дачников: так, чтобы любой пенсионер мог увезти со своих шести соток мешок картошки и корзину яблок. А рядом могла бы сидеть супруга пенсионера. Есть двух-, а есть трехместные модификации.

Сейчас, говорит один из авторов идеи солнечного велосипеда, доцент кафедры электроснабжения Камышинского технологического института и член правления совета по туризму ЮФО Валерий Галущак, Волгоградская область может стать Детройтом по солнцекатам.

 — К нам звонят из Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и других мест России с предложениями по модернизации или покупке нашего гелиовелосипеда, — сообщил он. — Но мы хотим, чтобы первое массовое производство экологически чистого и дешевого транспорта будущего началось на волгоградской земле.

За счет выпуска солнечных панелей, двигателя и контроллера собственного производства конструкторы собираются удешевить стоимость солнцеката так, чтобы он мог продаваться по цене обычного горного велосипеда. Поставить в Волгоградской области выпуск перспективного «солнечного» транспорта будущего на поток мешает банальная причина: отсутствие инвестиций.

Популярное в сети
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье