18+
вторник, 14 августа

Тайны Керченского моста

Археологи обнаружили еще один клад на стройке века

  
8250
Работы по строительству транспортного моста через Керченский пролив на острове Тузла
Работы по строительству транспортного моста через Керченский пролив на острове Тузла (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Строительство моста через Керченский пролив стройкой века называют не зря. В первую очередь из-за масштабности проекта. Ну и, конечно, благодаря новым возможностям и перспективам, которые он даст и Крыму, и другим регионам России. С другой стороны, строительство моста дало уникальный шанс историкам и археологам. Столько за последнее время здесь удалось обнаружить сенсационных находок и сделано настоящих научных открытий, которые еще предстоит осмыслить и изучить, что диву даешься. И еще неизвестно, сколько тайн удастся открыть пока мост будет построен окончательно, а срок окончания строительства намечен на декабрь 2018 года. Уже даже президент Владимир Путин предложил открыть музей в Керчи, где будут собраны все уникальные экспонаты, обнаруженные во время стройки. Начиная со времен античности, заканчивая периодом великой Отечественной войны и более поздними сроками. Говоря, опять же, словами президента, мост в Крым стал исторической миссией. И как мы видим, не только по своей значимости как моста, который призван решить главную проблему доступности Крыма, но и буквально в историческом смысле.

Сегодня стало известно, что на месте строительства обнаружена новая уникальная находка. На этот раз — старинные испанские серебряные монеты. Они были спрятаны в керамическом сосуде. Предположительно деньги были отчеканены на монетном дворе Испании в 17 веке. Как они оказались на Таманском полуострове, ученым еще предстоит разгадать. Первая версия, которую выдвинула научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Эмма Зиливинская, монеты могут добычей пиратов и представлять из себя часть сокровищ с ограбленного галеона. Но, возможно, все гораздо более прозаично. Просто в этих местах шла активная торговля и этими монетами кто-то рассчитался за товар, или наоборот, что выгодно продал, а деньги потом спрятал в укромное местечко.

Думается, что это не последняя находка. По словам ученых, сейчас археологические работы идут на разных участках будущей трассы. Обследовано почти пять гектаров площадей древних поселений и могильников, в том числе подробно изучен участок, где расположен поселок XVII-XVIII веков, где собственно и были обнаружены испанские монеты. Всего их пятнадцать штук.

Читайте также

Ученые уже не раз заявляли, что если бы не строительство моста, многие из находок так бы и остались под землей, как остались бы нераскрытыми многие исторические факты, которые вызывают сегодня немало удивления.

Так еще до начала строительства, во время подготовительных работ на берегу Керченского пролива был обнаружен самый первый клад, возраст которого ученые отнесли к IV тысячелетию до нашей эры. Этот период ученые называют ранней бронзой Прикубанья и относят к древнеймайкопской культуре. На самом начальном этапе археологи изучили около сотни захоронений в некрополе, которому более 2000 лет. Здесь обнаружены остатки древнеримской виллы, римский шлем и даже римская дорога, которая ведет в античный город, военный лагерь периода Тмутараканского княжества, и место хазарского поселения.

Тогда же ученые сделали для себя просто сенсационное открытие и мы писали об этом, что до прихода на Таманский полуостров греков, он уже был заселенной территорией. Мало того, жители этих земель были уже вполне цивилизованными людьми и даже имели свой водопровод. Об этом говорят обнаруженные водосборники, которые ученые отнесли к доантичному времени. Мало того, в этих водосборниках даже сохранилась вода того периода, которую ученые отправили на лабораторное исследование.

Самое печальное при этом для ученых было то, что место археологической находки сохранить не удалось. По нему как раз проходит строительство моста. Но будут сохранены все экспонаты, а главное, получены совершенно новые знания.

А между тем, строительство моста продолжается. Оно с суши перекинулось уже на морские участки. Буквально вчера, 17 мая, у западной оконечности острова Тузла начали забивать сваи под опоры, которые поднимут автодорожную часть сооружения над водой, — сообщили в инфоцентре.

Уточняется, что работы ведутся с технологической площадки, на которой установлены 300-тонный кран, вибропогружатели, гидравлический молот и направляющий каркас — кондуктор.

Читайте также

Сейчас между косой и островом Тузла сооружаются опоры под автомобильный и железнодорожный мосты с фундаментом из восьми свай. Монтаж свай производится на глубинах более 4 метров. Уже готово 16 опор: семь для автомобильной и девять для железной дорог. Погружено более 800 свай разного типа. Правда, не все так проходит радужно. Кое-кто решил неплохо нагреться на строительстве моста. О чем заявил

заместитель главы правительства Дмитрий Козак. Он заявил, что посредники в три раза завышают цены на строительные материалы. Не случайно в Госдуме появился проект закона, благодаря которому можно будет контролировать сметы на строительство. Напомним, занимается стройкой века компания ОАО «Стройгазмонтаж», контролируемая предпринимателем Аркадием Ротенбергом.

Популярное в сети
Цитаты
Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье