18+
суббота, 19 августа

Дорога к храму все короче

Решат ли проблемы общества церкви в шаговой доступности

  
349
Дорога к храму все короче
Фото: Анатолий Семехин/ ТАСС

В Ставрополе в ближайшие четыре года должно быть построено не менее двадцати новых православных храмов, самый крупный среди которых — Святого князя Владимира — будет вмещать тысячу человек. Между тем, судя по бурной дискуссии в блогосфере, светские жители города от перспектив строительства «церквей шаговой доступности» не в восторге. Может, православные верующие в соцсетях не бывают?

Орден для мецената

Ставропольский митрополит Кирилл и глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев провели встречу, на которой обсудили перспективы строительства православных храмов в городе. Еще три года назад по инициативе митрополита была принята программа «20−20», которая предусматривала открытие к 2020 году в Ставрополе двух десятков новых православных храмов. На тот момент приходов в городе было лишь 15, что в митрополии посчитали недостаточным.

По словам патриарха Кирилла, в России на каждые 10 тысяч жителей должен быть один православный храм. Подсчеты таковы: в Ставрополе, по данным Росстата, проживает почти 430 тысяч человек, выходит, и приходов должно быть более сорока. При этом, говорит митрополит Кирилл, во многих новых микрорайонах вообще нет ни одного храма — поэтому, дескать, их жителям приходится на праздники и выходные дни ехать очень далеко, чтобы побывать на службе.

Вот так и родилась программа, которую поддержал Андрей Джатдоев (кстати, как он любит подчеркивать в интервью журналистам, православный). Администрация помогает в оформлении земельных участков и подведении коммуникаций. Впрочем, сама программа широкой общественности с момента принятия в 2013 году, презентована так и не была — схему размещения новых храмов показали только на встрече сити-менеджера и митрополита Кирилла.

Итак, самый крупный объект появится на территории микрорайона «Перспективный», который ударно возводит строительный холдинг «ЮгСтройИнвест». Здесь появится Владимирский проспект (названный в честь святого князя — крестителя Руси) с парковым комплексом площадью в один гектар. Здесь же разместится пятикупольный храм высотой 40 метров и вместимостью не менее тысячи человек. Также будет построен духовный центр и православный детский сад. За все эти богоугодные дела владельцу холдинга «ЮгСтройИнвест» Юрию Иванову вручили юбилейную медаль РПЦ «В память 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира».

«Церквей меньше, чем мечетей…»

Крупный храмовый комплекс появится на территории военного городка. Сегодня здесь богослужения проходят в строительном вагончике с куполом и крестом, но на его месте построят белокаменную церковь вместимостью более 600 человек. Также возведут здесь трехэтажный духовно-просветительский центр с воскресной школой, детской комнатой, трапезной, прикладными кружками, компьютерным классом, актовым и спортивными залами.

Также новые храмы появятся на территориях крупнейших медицинских учреждений — краевой больницы (сейчас здесь тоже есть только строительный вагончик с крестом), городской детской больницы имени Филиппского и краевого онкологического центра. Во дворе городской больницы № 2 на улице Балакирева уже построен по программе «20−20» храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

Православные приходы должны появиться даже в образовательных учреждениях (особо заметим, светских!) — это городская кадетская школа и кадетское президентское училище. Храм будет и на территории 247-го казачьего десантно-штурмового полка на улице Серова, и в периферийных районах Ставрополя: в поселке Демино, на хуторе Грушевый, в дачных товариществах «Встреча» и «Весна».

Все объекты строятся, разумеется, на средства меценатов, поскольку из бюджета финансировать культовое строительство запрещено. Курирует эту работу начальник строительного отдела митрополии протоиерей Александр Гомзяк.

На епархиальном собрании митрополит Кирилл заявил, что сегодня на Ставрополье лишь 8% населения — это так называемые этнические мусульмане (то есть представители народов, которые исторически исповедовали ислам). При этом на них приходится 65 мечетей и модельных домов, в то время как православные окормляются лишь в 340 храмах.

«Даже если мы завтра увеличим в два раза количество храмов в епархиях Ставропольской митрополии, у нас все равно будет меньше церквей на душу православного населения, чем мечетей на душу мусульман», — заявил митрополит Кирилл.

Городу нужны школы или храмы?

Кирилл предложил, чтобы при корректировке генерального плана Ставрополя, когда только планируется строительство новых микрорайонов, были зарезервированы земельные участки не только под школы и детсады, но и под православные храмы. «Это будет правильно. Так принято уже в некоторых регионах. У нас ведь 80% жителей города и края — это русское население, а значит, конечно, православное», — говорит митрополит.

Впрочем, ставить знак равенства между русскими и православными — это не совсем некорректно. Так, американский Институт Пью еще в 2010 году провел глобальный социологический опрос, чтобы выяснить, сколько в разных странах мира проживает нерелигиозных людей. В России их оказалось 16% (для сравнения: в Украине — 15%, в Белоруссии — почти 29%, в Латвии — 44%, а в Эстонии — почти 60%).

В 2012 году исследовательская служба «Среда» провела еще одно подобное исследование, но на сей раз сравнивала не разные страны, а регионы России. Не секрет, что религиозные лидеры, оценивая размер своей паствы, попросту суммируют число представителей этносов, для которых традиционно были характерны те или иные верования.

Исследователи «Среды» предложили совершенно иной (и методологически, и морально более верный) подход к определению численности верующих. Их интересует не этническая, а «культурная» религиозность (или религиозная самоидентификация). Социологи проводили опрос по месту жительства респондента: людей просили самих определить, к какой религии они себя относят осознанно, а не просто «по рождению».

И оказалось, что и православные, и исламские лидеры размеры своей паствы завышают (быть может, неосознанно) примерно вдвое. Взять хотя бы Ставропольский край. Здесь лишь чуть более 2% взрослых жителей отнесли себя к мусульманам и только 47% - к православным.

19% взрослого населения края — это люди верующие, но нерелигиозные: они признались социологам, что верят в Бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедуют. Еще 16% в Бога не верят, 7% назвали себя христианами (не считающими себя ни православным, ни католиком, ни протестантом), а 6% затруднились с ответами на вопросы. Еще 1% опрошенных признались, что они православные, но не входят в лоно РПЦ.

Ну и, наконец, чуть более 1% «исповедуют традиционную религию своих предков, поклоняются богам и силам природы». Проще говоря, относят себя к язычникам. К слову, по данным недавнего исследования Финансового университета при правительстве России, Ставрополь вошел в число крупных городов страны, где наиболее сильны позиции неоязычников (также в этом списке — Комсомольск-на-Амуре, Белгород, Магнитогорск, Стерлитамак и некоторые другие).

Похоже, РПЦ на Ставрополье, активизировав программу строительства православных храмов, предпринимает усилия, чтобы обратить в свое лоно тех самых «нерелигиозных» и «неверующих». И заодно выиграть битву и за души молодежи, которую все активнее сманивают неоязычники и неохристиане (например, Свидетели Иеговы).

Разумеется, строительство храмов — дело богоугодное. Но хочется верить, что их будут возводить не в ущерб сооружению детсадов, школ, станций «скорой помощи», домов культуры и дворцов детского творчества. Их Ставрополю не хватает ничуть не менее остро, нежели православных приходов. Да и вере это поможет не меньше…

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье