18+
понедельник, 23 июля

Дальнобойщики снова бастуют

К водителям присоединились шахтеры

  
2274
Дальнобойщики снова бастуют
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

В Ростовской области возобновилась уже подзабытая за последние недели кампания протеста дальнобойщиков против платы за проезд по системе «Платон».

«Платон» с апреля станет обязательным?

Напомним, что еще осенью 2015 года в России начались акции протеста дальнобойщиков. Водители просто останавливали свои машины у обочин дорог в знак протеста против перехода к новой системе, предусматривающей платный проезд по федеральным трассам. Для этого все грузовые автомобили должны зарегистрироваться в специальной системе «Платон», причем с 15 апреля регистрация станет обязательной. Любой водитель, который не зарегистрируется в этой системе, получит внушительный штраф.

Первоначально предполагалось ввести оплату в размере 3,73 рубля за каждый километр. 10 ноября прошлого года под нажимом общественного мнения, премьер-министр России Дмитрий Медведев был вынужден подписать постановление об изменении порядка взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Согласно этому документу, плата взымалась в размере 1,53 рубля за каждый километр. Но столь малый размер оплаты проезда сохранялся лишь до конца февраля 2016 года. С 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018-го водители грузовиков массой свыше 12 тонн будут платить за проезд 3,06 рубля за километр. Сейчас — как раз конец февраля, вот и подошло время для очередной акции протеста.

Читайте также

В забастовке участвуют сотни водителей

В субботу 20 февраля началась десятидневная забастовка дальнобойщиков Ростовской области. К ней присоединились водители Ростова-на-Дону, Таганрога, Шахт, Миллерово и Новошахтинска. Дальнобойщики останавливают свои грузовые автомобили у обочин и отказываются перевозить грузы. По словам представителя Ассоциации дальнобойщиков в Ростове-на-Дону Натальи Оськиной, в забастовке участвует свыше 400 предпринимателей, занятых в сфере перевозки грузов. Это — индивидуальные предприниматели, а также организации — ООО и ОАО. Еще больше среди участников забастовки простых водителей, работающих по найму.

Кроме акций на дорогах, в Таганроге и Миллерово 20 февраля прошли митинги. Публичные акции были согласованы с местными администрациями. По словам Натальи Оськиной, главная проблема заключается в том, что областные власти оставляют протесты дальнобойщиков без внимания. В Законодательном собрании Ростовской области представители Коммунистической партии Российской Федерации поставили вопрос о подписании направленного дальнобойщиками обращения в Государственную думу РФ, однако большинство депутатов проголосовали «против». В итоге обращение так и не было подписано. 23 февраля заявлен митинг дальнобойщиков на Театральной площади Ростова-на-Дону. Водители и предприниматели планируют вновь потребовать от государства отмены платы за проезд по федеральным дорогам.

Следует отметить, что забастовки дальнобойщиков 20 февраля начались не только в Ростовской области, но и в более 40 других регионах Российской Федерации. Акции протеста продлятся до 1 марта. Отметим, что 16 февраля вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович заявил, что льготный тариф на проезд грузовиков будет продлен и после 1 марта. Однако даже эти меры правительства не успокаивают водителей и предпринимателей — российские дальнобойщики прекрасно понимают, что рано или поздно тариф все равно будет повышен. Да дело и не только в размерах оплаты — Наталья Оськина убеждена в том, что сам по себе факт взимания платы за проезд по дорогам противоречит российской конституции и праву на свободное передвижение.

Оператора «Платона» могут оштрафовать

Много вопросов вызывает и тот факт, что разработчиком системы «Платон» является компания «РТ-Инвест транспортные системы». Напомним, что ее владельцем является 42-летний российский предприниматель Игорь Ротенберг — сын бизнесмена Аркадия Ротенберга, известного как друг юности российского президента. «Транспортные системы» — далеко не единственный бизнес и род деятельности Игоря Ротенберга. Он также является председателем советов директоров и совладельцем еще целого ряда компаний, работающих в топливно-энергетическом бизнесе.

На вопрос о том, не помогло ли Игорю Ротенбергу получить право быть оператором системы «Платон» близкое знакомство его отца с главой государства, пришлось отвечать даже пресс-секретарю российского президента. Дмитрий Песков ответил на вопрос журналистов коротко — «Нет, не помогло», но объяснить, почему компания Ротенберга получила это право вне конкурса, не смог, направив интересующихся задавать вопросы в профильные ведомства — Министерство транспорта, Ростех и Росавтодор. Предполагается, что деньги, собранные с водителей грузовиков, будут направляться в специальный Федеральный дорожный фонд, из которого и станут оплачивать работы по ремонту дорожных покрытий.

20 февраля стало известно, что Росавтодор завершил проверку компании «РТ-Инвест транспортные системы», являющейся оператором системы «Платон. По словам заместителя руководителя «Росавтодора» Дмитрия Прончатова, за нарушения и сбои, допущенные компанией при запуске системы «Платон», Росавтодор намеревается оштрафовать компанию. Сумма штрафа, как отметил Прончатов, может составить более 10 млн рублей. Кроме того, на 2 марта 2016 года назначено судебное слушание — московский суд обязал компанию предоставить текст концессионного соглашения, отреагировав, тем самым, на обращение известного оппозиционного блоггера Алексея Навального. Хотя юристы компании пытались объяснить, что Навальный не является заинтересованным лицом и не может выдвигать подобные требования, суд все же решил ознакомиться с текстом соглашения, пусть и в сокращенном объеме.

Читайте также

Кроме дальнобойщиков на Дону митингуют шахтеры

Кстати, не только дальнобойщики оказались в эти дни среди недовольных граждан. Ростовской области пришлось вспомнить и об акциях протеста шахтеров. Угольное предприятие ГК «Кингкоул» еще в конце 2012 года приобрело шахты «Алмазная», «Замчаловская», «Ростовская» и «Гуковская». Бизнесмены пообещали возродить производство угля на этих шахтах и в скором времени стать лидерами на угольном рынке Юга России. Но свои обещания компания не сдержала. Более того — у нее начались серьезные проблемы с финансами. С 2013 года компания фактически перестала платить зарплату своим работникам, а затем ее южное подразделение заявило о своем банкротстве.

В результате, в городе Гуково на площади Ленина прошел митинг, организованный шахтерами — работниками компании. Как утверждают рабочие, компания до сих пор не выплатила огромные долги по зарплате. При этом шахтеры обвиняют в бездействии и администрацию, которая также не предпринимает никаких серьезных мер по отношению к компании-должнику. В настоящее время против генерального директора компании «Кингкоул-Юг» возбуждено уголовное дело, но — за неуплату налогов. Свои права на получение налогов государство, получается, защищает, а вот проблему невыплаты долгов по зарплате шахтерам решать не спешит.

Читайте также

Отдельно следует упомянуть реакцию некоторой части южан на сообщения об акциях протеста дальнобойщиков и шахтеров. В социальных сетях и комментариях к новостным ресурсам все чаще начинает встречаться точка зрения, что любые акции протеста — это едва ли не спланированная Западом антироссийская провокация. В шовинистическом угаре эти люди забывают о том, что оплату за проезд на дорогах вводил не Барак Обама, а гуковские шахтеры не являются гражданами США или Великобритании и, соответственно, имеют все основания требовать защиты своих прав именно от российской власти. Никакими внешнеполитическими соображениями и сложной мировой ситуацией нельзя объяснить невнимание к интересам и нуждам собственного населения, принятие непопулярных мер, которые способны в текущей сложной ситуации еще более ухудшить экономическое положение населения.

Популярное в сети
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье