Общество

На Кавказе тосты больше не звучат?

Чечня, Ингушетия и Дагестан стали самыми трезвыми регионами страны. А как же традиции?

  
1734
На Кавказе тосты больше не звучат?
Фото: Сергей Узаков/ ТАСС

Народы Северного Кавказа уже много столетий славятся своими традициями производства алкогольных напитков — пива и самогона, бренди и бражки. Восторгались ими Петр Первый, Григорий Потемкин, Александр Дюма. Сегодня же политики упорно требуют запретить здесь продажу спиртного: дескать, противоречит обычаям. Но каким обычаям, если Кавказ всегда ассоциировался с выпивкой и красноречивыми тостами. Вспомните только знаменитый фильм «Кавказская пленница», где Шурик спивается на глазах, пытаясь запомнить самые яркие. Но это в кино. А что в жизни?

Пьет — значит любит

В центре информационных коммуникаций «Рейтинг» и общественной организации «Трезвая Россия» задались вопросом: «Где в Росии пьют больше всего?» Они изучили официальную статистику по всем регионам страны: объемы продажи водки и пива, заболеваемость и смертность от алкоголизма, а также число преступлений и правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Тройка самых трезвых регионов выглядит так — это Чечня, Ингушетия и Дагестан. Удивляться тут особо нечему: республики переживают религиозный ренессанс, а исламский менталитет диктует отказ от спиртного. По данным Росалкогольрегулирования, на территории Чечни работает 13 точек продажи спиртного, а в Ингушетии — пять. В Дагестане их, как может показаться, немало — 832. Но, для сравнения, в сопоставимом по населению соседнем Ставрополье, — впятеро больше, почти 4300.

Отдельной похвалы от экспертов, составляющих рейтинг, удостоился Рамзан Кадыров. Один из критериев оценки регионов — жесткость антиалкогольного законодательства. И тут уж чеченским властям нет равных.

В Чечне с 2009 года действует жесткий запрет на продажу крепкого спиртного (больше 15º): купить его можно лишь в специализированных магазинах и только два часа в сутки, с 8 до 10 утра. Невозможно купить алкоголь в Чечне в любой день поста священного месяца Рамадан и в дни разговения.

Кстати, чеченские парламентарии предлагают внести изменения в федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». А хотят они, чтобы в России запретили торговать спиртным… по пятницам. Обоснование — религиозное: в пятницу с раннего утра истинный мусульманин должен готовиться к намазу (джума-намазу).

Передовики — Чечня и Казахстан

Парламентарии из регионов Северного Кавказа регулярно предлагают и другие законодательные запреты, которые касаются распития спиртных напитков. Например, депутат-единоросс Андрей Мурга, представлявший Ставрополье, предлагал принять «закон 21» — о полном запрете розничной продажи спиртного (включая пиво) лицам, не достигшим 21 года.

При этом он ссылается на международный опыт: «закон 21» действует сегодня более чем в двух десятках стран планеты. Самый известный пример, конечно, это США, где такой запрет был принят еще в 1984 году, а также множество исламских стран — Таджикистан и Казахстан, Пакистан, Катар, Оман, Египет, Объединенные арабские эмираты (ОАЭ), Шри-Ланка.

Но, кстати, все же самый жесткий закон действует в нескольких штатах Индии (в основном, кстати, населенных индуистами, а значит, мусульмане — религиозное меньшинство). Здесь покупать и распивать алкоголь нельзя с 25 лет!

Кстати, запрет на продажу алкоголя лицам моложе 21 года действует и в России. Но не везде, а только в Чечне — опять-таки, по инициативе Рамзана Кадырова. Правда, законопроект Андрея Мурги (несмотря на передовой казахский и чеченский опыт) принят так и не был. Но недавно к нему вернулись опять. На сей раз инициатором стало движение «Трезвая Россия», которое возглавляет член Общественной палаты Руслан Хамзаев.

По его словам, к подобному запрету вслед за Чечней готовы присоединиться еще шесть «пилотных» регионов — это Республика Крым, Тульская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хабаровский, Камчатский и Ставропольский края.

Запрет: чем тотальнее, тем лучше!

Ставрополье вообще демонстрирует большое рвение в вопросах «алкогольных» запретов. Так, летом 2012 года по инициативе губернатора Валерия Зеренкова был принят краевой закон, которым запрещалась торговля алкоголем в День знаний и в день «последнего звонка» в школах (25 мая). А следом на одном из совещании с директорами супермаркетов член краевого правительства, руководитель комитета по пищепрому Андрей Хлопянов заявил: «Край готов ввести дополнительные ограничения, вплоть до полного запрета реализации алкоголя и сигарет». Видимо, тоже вслед за чеченскими чиновниками…

Правда, до тотальных запретов не дошло — слишком уж большую статью доходов в краевом бюджете составляют акцизы производителей алкоголя (на Ставрополье действует 25 винзаводов).

Потому депутаты быстро направили свой праведный гнев на слабоалкогольные энергетики — их производят в основном за рубежом. Вслед за Ставропольем продаже энергетиков запретили еще три десятка регионов, среди которых Кубань, Санкт-Петербург, Москва…

Правда, это вызвало резкий протест у Федеральной антимонопольной службы. «Запрет отдельного вида товаров в различных регионах приводит к нарушению положений Конституции РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров», — считает главный специалист-эксперт Федеральной антимонопольной службы России Олег Маршанкин.

По его мнению, запреты различных видов спиртного могут быть банальным «лоббированием» интересов тех или иных предпринимателей. Право запрещать продажи у регионов ФАС в будущем году хочет отобрать, передав их на федеральный уровень.

То, что в «алкогольной» сфере что ни законотворец, то чей-то лоббист — факт очевидный. Очередным тому подтверждением стал проект закона, который разработал депутат Госдумы от Ставрополья, коммунист Виктор Гончаров. Предложил он отменить на запрет торговлей спиртным в санаториях. К счастью, парламенту и правительству хватило благоразумия, чтобы эту инициативу «завернуть» на начальном этапе.

Читайте также

Кавказ: пиво, самогон, бренди…

Несмотря на то, что горячие горские политики ныне рьяно протестуют против спиртного, алкогольные напитки — неотъемлемая часть традиционной культуры Северного Кавказа. Например, в Дагестане история виноделия насчитывает несколько столетий — у их истоков стояли хазары, которые стали расселяться вдоль Каспийского моря еще в VII столетии.

Причем многие сорта винограда они распространили на территорию современной Кубани и Дона. В свою очередь, кавказские регионы, начиная с XVII столетия, завоевывала русская водка. Кстати, крепкие спиртные напитки проникали в Дагестан и из Грузии — речь о чаче, народном грузинском напитке из винограда (вариант европейского бренди крепостью 60−70º).

С принятием ислама развитие виноделия в Дагестане замедлилось, но не остановилось: посещавший Дербент в 1722 году царь Петр Первый повелел заложить здесь винодельню и винохранилище, заложил питомник европейских (столовых) сортов винограда.

Пожалуй, самый известный из «старых» дагестанских напитков — это «кизлярка», виноградная водка. Восхищался ею, кстати, по время поездки на Кавказ даже Александр Дюма! Технология виноводочного курения постепенно превратилась в коньячную… Так и появились в Дагестане коньяки, которые снискали республике мировую славу.

Традиционный алкоголь в Северной Осетии — это, конечно, домашнее пиво, или ирон баегаены. Как Петр Первый был очарован дагестанским виноградом, так и князь Григорий Потемкин восхищался баегаены, и даже потребовал себе выписать осетинских пивоваров в Петербург.

Славны были осетины и самогоном — аракой, который готовился из зерна кукурузы или ячменя (иногда методом двойной перегонки), а по вкусу и запаху был очень похож на ирландский виски.

Свои «пивные» традиции есть также у родственных народов — карачаевцев и балкарцев (аланов). Домашнее пиво (таулу сыра) существует испокон веков, оно темное и густое, чем-то напоминая баварское, варили его в медных котлах. Еще один аланский напиток — это чагъыр, очень тонизирующее плодово-ягодное вино.

И у аланов, и у ногайцев популярным напитком была буза (бражка) — разновидность пива, которую готовили не только из ячменного солода, но и из овсяной или просяной муки. Скажем, у карачаевцев и балкарцев без чаши ритуальной бузы не проходил ни один праздник: свадьба, рождение ребенка, начало пахоты, сбора урожая, молотьбы, стрижки овец, перегона скота на летние пастбища и зимние стоянки… Был и особый напиток «къянлы боза», в который добавляли сотовый мед диких пчел, хмель (хуммелек) и ягоды рябины (такюзюк). Это давало бражке особый аромат и крепость.

Ну и кто после этого будет утверждать, что на Северном Кавказе не умеют пить?!

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье