18+
четверг, 16 августа
Общество

За что столицу Кубани назначили лучшим городом

«СП» изучает плюсы и минусы Краснодара, получившего звание самого благоустроенного мегаполиса страны

  
6737
За что столицу Кубани назначили лучшим городом
Фото: Алексей Гусак

На прошлой неделе в Правительстве РФ подвели итоги Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России». Первое место конкурса занял Краснодар, второе — Ульяновск, а третье место поделили Калуга и Тула. Это событие моментально поделило горожан на два лагеря: первые восторженно рукоплескали, а вторые крутили у виска пальцем. Да, Краснодар уже не первый год стабильно входит во всевозможные топы и рейтинги. Но называть сейчас столицу Кубани «самым благоустроенным» городом страны, мягко говоря, странно и точно преждевременно — слишком уж много нареканий у горожан накопилось за последние годы.

Венецианцы поневоле

Во-первых, для того, чтобы усомниться в благоустроенности Краснодара, достаточно выйти на улицу в дождь. Любые мало-мальские осадки здесь сродни укусу ядовитой змеи — они намертво парализуют жизнь города. В более возвышенном центре десятками останавливаются трамваи, а в расположенных в низине спальных районах легковушки тонут в огромных лужах с дождевой водой. Городские службы присылают к этим озерам, перекрывшим горожанам путь домой, спецтехнику для откачки воды, а все потому, что краснодарская система ливневок не справляется с элементарными осадками. Эти потопы с завидной регулярностью продолжаются из года в год, породив уже массу карикатур и фотожаб с лодками и яхтами, курсирующими по улицам «самого благоустроенного города».

Во-вторых, даже в сухую погоду транспортное сообщение города — это постоянная головная боль для тех, кто работает в центре, а живет в «спальниках». В часы пик город стоит, а несчастный десяток километров приходится преодолевать со скоростью раненной черепахи по 2 — 3 часа. И если еще пару лет назад такая картина наблюдалась только в будни, то сейчас аналогичная ситуация сложилась и по субботам. Власти экспериментируют со схемами дорожного движения, обещают построить на Старокубанском кольце монументальную развязку… Но кардинальное улучшение транспортного вопроса маячит где-то в светлом будущем, а вот премию за благоустройство почему-то городу дали уже сейчас.

Но давайте узнаем, может быть чиновники как-то иначе интерпретируют понятие «благоустроенности»? Может разбитый асфальт и километровые заторы на дорогах вполне вписываются в облик лучшего российского города? Но в Положении конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» черным по белому, под пунктом «Ж», кстати, указан критерий: «состояние транспортного обслуживания населения и обеспечение безопасности дорожного движения». Так значит, что у нас с транспортом и дорогами все хорошо, по крайней мере — на бумаге.

Идем дальше, может, все же по остальным требованиям федерального конкурса у Краснодара все великолепно? Вот, например, есть прекрасный пункт «архитектурно-композиционная завершенность и художественная выразительность городской и сельской застройки, сохранение историко-культурного и природного наследия». С сохранением наследия вопросов нет — в городе работают шикарные музеи, а Дом атамана Бурсака и прочие архитектурные памятники содержатся в относительном приличии. А вот с «архитектурно-композиционной завершенностью» у Краснодара далеко не все в порядке. Тот хаос застройки, которые уже несколько лет буйствует по всему городу от центра до окраин превратил столицу Кубани в какой-то кошмарный сон архитектора. Офисный хай-тек, советский модернизм и русская народная архитектура сплелись в эдакий Гордиев узел, который уже много лет никто не решается разрубить.

Тем, кто не живет в Краснодаре, может показаться, что это утрирование и нагнетание обстановки, но тогда вот вам мнение по вопросу архитектуры от депутата Законодательного Собрания Краснодарского края. Алексей Гусак заявил буквально на днях: «На планерном совещании в ЗСК задавали вопросы главному архитектору Краснодара и дали негативную оценку сложившейся ситуации. Большинство депутатов сходятся во мнении, что ситуация в земельном и архитектурном вопросе Краснодара — просто катастрофа. Около полутора часов задавали нелестные вопросы архитектору. Теперь с „нетерпением“ ждем В. Евланова на ближайшую сессию с отчетом».

Как видно, краевые депутаты достаточно критично относятся к плодам работы краснодарского мэра Евланова. А вот взирающим на мир из окон своих уютных кабинетов и иномарок чиновникам ситуацию в Краснодаре из Москвы, наверное, видно гораздо хуже. Неужели такие значимые награды присваиваются целым городам на основе бумажных отчетов и прилизанной статистики?

Ответ на главный вопрос

Перечислять остальные несостыковки между официальными требованиями «благоустроенного конкурса» и реального положения дел в Краснодаре-победителе можно долго. Но дабы не быть голословными, «СП-Юг» решила рассказать, что думают о результатах этого конкурса кубанские представители правящей партии. Тем более что «единоросс» и депутат ЗСК Алексей Гусак давно известен своей активной заботой о внешнем виде Краснодара — например тем, что успешно добивается снятия незаконных гигантских баннеров с главных городских зданий.

«СП»: — Алексей Владимирович, что имеют в виду чиновники, когда используют термин «благоустроенный город»? Насколько «благоустроенность» в понятии власти совпадает с пониманием простых краснодарцев о комфортной жизни?

 — К сожалению, или счастью, я не чиновник. Я народный избранник и представляю людей, проживающих в населенных пунктах. Краснодар, бесспорно, прекрасный и самый комфортный для меня город. Проблема чиновников — это мышление категориями отчетов. Граждане же мыслят более пространственно и узко одновременно. Краснодару повезло — это столица одного из самых богатых регионов России. Исходя только из этого момента, глупо было бы ожидать увидеть свой город в конце рейтинга.

«СП»: — Имеют ли реальную основу под собой такие конкурсы, или же они больше основаны на статистике, отчетности и других абстрагированных от реальной жизни вещах?

 — Я человек государственный. Если правительство посчитало, что Краснодар — самый благоустроенный город, то я согласен с мнением правительства. Я согласен, что он самый благоустроенный (ведь его не сравнивают с Москвой или Санкт-Петербургом, которые являются субъектами РФ). Но тогда у меня вопрос ко всем другим городам. Бедные, что ж у них тогда там творится, если Краснодар — самый благоустроенный?! Я поездил по другим городам России и зачастую видел, как там у них печально. Но помимо этого я поездил по миру, и я вижу горизонты, к которым надо тянуться.

«СП»: - Насколько вписываются в результаты такого конкурса отсутствие у «самого благоустроенного в России города» ливневок, проблемы с транспортным сообщением и дорожным хозяйством, разнобой в архитектуре и строительстве?

 — Я не видел критерии и способы оценки. Но уверен, что справедливо названные вами проблемные пункты не афишировались и не выставлялись напоказ. Их спрятали за ширму. Но с другой стороны, это понятное стремление. Ведь вы, когда приглашаете к себе домой гостей, не думаю, что им на пороге рассказываете, что кран у вас течет, а унитаз шумит.

«СП»: — Что в самую первую очередь нужно сделать в Краснодаре, чтобы его действительно можно было называть благоустроенным?

- Нужно выполнить три пункта. В первую очередь внимания заслуживают детсады и школы. К сожалению, тут катастрофа. Они строились слишком медленно. Обещания инвесторов не выполнялись и строители не строили то, что были обязаны строить, а именно — объекты соцназначения. Земли в городе свободной почти не осталось — она вся распродана, поэтому в будущем остается ждать новых преступных посягательств на зеленые зоны. Второй пункт — это зеленые зоны и парки. Их не создают, а лишь покушаются на ранее созданные. В городе есть только одна-единственная новая зеленая зона, и то — созданная за деньги Сергея Галицкого у офиса «Магнита». И третий пункт — пробки и дороги. Но здесь я более оптимистичен. Я вижу положительные и правильные, не без ошибок конечно, шаги городских властей.

Как справедливо заметил Алексей Гусак, шаги городских властей имеют место быть. Одна только программа «Краснодару — столичный облик» чего стоит. А конкретно, стоит эта долгосрочная краевая целевая программа на 2013−2017 годы почти 30 миллионов рублей, как следует из документов министерства экономики Краснодарского края. Добавим сюда еще деньги, которые город получит за первое место во всероссийском конкурсе по «благоустройству» и понадеемся, что городские власти израсходуют эти средства с умом. А пока что краснодарцам остается только порадоваться, что они не живут в каком-то другом городе. Ведь если уж Краснодар самый что ни есть благоустроенный в России, то как же теперь страшно становится выезжать за его пределы.

Напоследок хочется выдвинуть одну гипотезу, которая дает ответ на главный вопрос: «Как же с учетом всех недостатков Краснодар получил звание самого благоустроенного?». Дело в том, что в каждой стране должен быть свой рай, свое теплое и благословенное местечко. Это важный психологический прием. Но выдвигать в этом году в города-победители Сочи было бы неосмотрительно — слишком уж на виду у всего мира оказалась Олимпийская столица. А вот столица южного региона, которым с осени этого года стал руководить прямой ставленник Москвы Вениамин Кондратьев, идеально на эту роль подходит. Тем более что и слоган подходящий на этот случай у нас есть: «Если есть на свете рай — это Краснодарский край».

Читайте также

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье