Общество

Сделают ли скорую помощь платной?

Неотложку решают передать в частные руки, придумывают другие способы спасения

  
2412
Сделают ли скорую помощь платной?
Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Недавно Волгоградская область вошла в очередной Всероссийский антирейтинг — по высокой аварийности и смертности на дорогах. Как считает врач скорой помощи Анатолий Белоглазов, причиной части этих смертей, вполне возможно, послужила банальная нехватка машин скорой и недоукомплектованность бригад врачами: фельдшер не во всех случаях может помочь. А когда время потеряно, то и помогать уже некому.

О том, что ситуация со службой скорой помощи в регионе требует скорейшего решения, говорили 9 ноября на пресс-конференции и другие врачи и чиновники от здравоохранения.

Чем аутсорсинг отличается от частно-государственного партнерства?

26 октября на Волгоградской клинической станции скорой помощи прошли публичные слушания о передаче транспортного обслуживания скорых государственно-частному партнерству. Большинство присутствующих там идею поддержали. Вот только публичные слушания оказались настолько непубличными, что о них знали лишь единицы избранных, и даже не все врачи скорой помощи, не говоря уж о депутатах областной думы. Присутствовавший на пресс-конференции депутат областного парламента Михаил Таранцов попенял главврачу станции, что о публичных слушаниях по столь важному для всего региона вопросу могли бы предупредить хотя бы законодателей региона.

— Возраст 70% машин скорой помощи в Волгоградской области превышает пять лет, что при круглосуточном использовании каждой машины на наших дорогах — серьезный срок, — пояснил остроту проблемы Василий Данилов, главный специалист скорой медицинской помощи комитета здравоохранения Волгоградской области, главврач клинической станции скорой помощи. — Одновременно обновить автопарк скорых из 228 машин не на что. Покупка транспортной услуги государственно-частного партнерства из средств фонда ОМС, как это уже делают Пермский край, Уфа, Ульяновск и некоторые другие города, может решить эту проблему. Мы планируем заключить контракт с фирмой, которая выиграет конкурс, на пять лет (это гарантийный срок для машин скорой помощи). И будем записывать в условиях, что требуются машины Mercedes, сделанные в России, класса Б, который можно доукомплектовать и использовать как класс С. Хотим перейти на государственно-частное партнерство уже во втором квартале 2016 года. Сейчас готовится документация на оформление этой услуги.

Как добавил к этому главврач скорой медицинской помощи Волгограда Роман Лященко, общая стоимость проекта — полтора миллиарда рублей. На эти средства в качестве «пилотного проекта» планируется обновить парк машин скорой пока только в двух крупнейших городах региона: 27 новых машин получит Волжский и 68 машин — Волгоград. Лященко считает, что эти 95 новых скорых, с учетом уже имеющихся машин, покроют потребность региона в течение ближайших пяти лет.

При этом планируется, что водитель-санитар будет частью бригады скорой. А сами машины будут уже заправленные. Их ремонт, замена колес и т. п. полностью лягут на фирму — участника государственно-частного партнерства. Помимо современных машин служба скорой помощи региона хочет получить по условиям контракта и новое оборудование в этих машинах: кардиографы, мониторы и даже особые носилки для тяжелых пациентов с травмами позвоночника и т. п.

Интересно, что три года назад в Волгограде уже бурно обсуждался переход службы скорой помощи на аутсорсинг в части транспортного обслуживания. Тогда организовать это предлагал предприниматель Евгений Фридман. Он, кстати, и сейчас заявил о своей готовности поучаствовать в конкурсе государственно-частного партнерства в регионе. Что же мешало перейти на эту услугу три года назад? Почему в авральном режиме это решается сейчас?

Как пояснил Василий Данилов, «Раньше нам это казалось дико. А сейчас другого выхода нет. Аутсорсинг и государственно-частное партнерство — это почти одно и то же, но во втором случае лучше проработана правовая база».

На чем заработает частник?

Планируется, что и климат в машинах скорой помощи станет другим. Сейчас сколько градусов «за бортом», столько же и в машине. Исключение только в июльский зной, когда на улице + 40, а в машине скорой +60 градусов по Цельсию, поскольку она нагревается, как консервная банка.

— Зимой ЭКГ пациенту снять в машине невозможно — все равно, как на улице, — объясняет необходимость климат-контроля в новых скорых врач службы Анатолий Белоглазов. — У нас медикаменты замерзают в машинах. Растворы мы греем на своем теле, чтобы сделать укол пациенту. Но нужно сначала смотреть новые скорые. У нас в Волгограде частный сектор вырос за последние годы в несколько раз. Если будут машины с клиренсом 5 см, то опять, как сейчас, будем на салазках на себе тащить пациента полкилометра до машины. Нам в Волгоградской области нужны вездеходы, которые пройдут через любые ямы!

Он также усомнился, а потянут ли новые машины у нас пять лет? Ведь кое-где скорые в регионе стоят не в теплых гаражах, а прямо во дворах медучреждений. Белоглазов заявил и о другой проблеме службы: «Нужно поднять ставку оплаты для работников. У нас проблема с врачами и фельдшерами! Не хватает рук!».

При этом, как дружно уверили журналистов участники брифинга: «Платной для пациентов государственная скорая помощь не будет никогда!». Для пациентов, по их словам, от передачи машин на аутсорсинг будут только плюсы: скорые будут приезжать быстрее, везти пациентов — мягче, внутри будет теплее, да еще и новое оборудование к услугам людей.

— Я не нашел в этом предложении минусов, — сказал член профильной комиссии Минздрава РФ, заведующий кафедрой скорой помощи ВолГМУ Сергей Краюшкин. — Минус может быть только один: государственно-частное партнерство зависит от фирмы, которая его предоставляет.

Заказчиком этой услуги станет Волгоградская клиническая станция скорой помощи.

Вот только журналисты никак не могли понять, в чем же выгода частника в этой ситуации? Зачем какой-то фирме вообще участвовать в этом государственно-частном партнерстве, если с нее требуются: и новые машины марки Mercedes, и ремонт, и топливо, и оборудование, и все это за общую сумму в полтора миллиарда рублей, растянутых на пять лет? Какие условия со своей стороны может высказать частник? Не получится ли так, что в какой-то момент ОМС не сможет вовремя оплатить услуги частника и скорые одномоментно исчезнут с волгоградских улиц? А бригады врачей останутся и без машин, и без оборудования? У нас ведь жизнь такая непредсказуемая. И в последнее время все «чудесатее и чудесатее», как у Алисы в стране Чудес.

Звучали и такие суждения: «Фонд ОМС формируется за счет взносов налогоплательщиков. Получается, мы все все-таки платим за эти скорые? И зачем тогда эти деньги отдавать какому-то частнику, который потом куда-то может и уйти, если что не „срастется“ в регионе? У нас уже и так все отдали частнику: все заводы, многие транспортные и пищевые предприятия. Давайте теперь еще и скорую помощь частнику отдавать?!».

Словом, идея с переводом службы скорой помощи на государственно-частное партнерство еще требует конкретизации и новых обсуждений. Главврачи пообещали через какое-то время еще раз встретиться с журналистами и рассказать о том, как все эти «подводные камни» планируется обойти.

Читайте также

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье