18+
пятница, 23 февраля
Общество

На своих и чужих общество делят чиновники?

Активисты ищут способы примирения и хотят, чтобы их услышали власти

  
1786
На своих и чужих общество делят чиновники?
Фото: Анна Исакова/ ТАСС

Сегодня в Ставрополе открывается Северо-Кавказский гражданский форум «Сообщество», который проводит Общественная палата России. Через две недели активисты съедутся уже в Краснодар, чтобы обсудить свои проблемы и вызовы времени.

Палата проводит серию форумов по одному в каждом федеральном округе. Шесть форумов уже состоялись, а до конца октября пройдут еще два — в Ставрополе и Краснодаре. Главными гостями здесь будут председатель Общественной палаты Александр Бречалов и один из ее членов Владимир Винницкий, а также бывшие члены Валерий Фадеев и Алексей Арбузов.

Самый главный пункт в программе — сначала в Ставрополе, а затем в Краснодаре Бречалов проведет неформальную встречу с гражданскими активистами, чтобы из первых уст выслушать их мнения. Что ощущают общественные организации со стороны властей — реальную поддержку или, наоборот, противодействие? И что нужно делать, чтобы власть наконец стала слушать гражданское общество?

Эти же вопросы «СП-Юг» задала общественным активистам и экспертам.

Роман Нутрихин, заместитель председателя Общественно-консультативного совета при Общественной палате Ставропольского края:

— По крайней мере, в сфере законопроектной деятельности федеральные и региональные власти сегодня очень заинтересованы в получении самых разнообразных мнений и оценок со стороны гражданского общества.

При разработке очередного закона или принятии значимых решений власть старается быть максимально открытой для взаимодействия с активистами, учеными, опытными специалистами в своей области.

Чтобы максимально учесть экспертные оценки и мнения профессионального сообщества, власти инициируют публичные слушания, проводят круглые столы, часто обращаются в Общественную палату края за заключениями по новым законопроектам. И это существенно повышает качество будущих законов.

Абакар Абакаров, председатель правления фонда «Образование»:

— Во время наших исследований на Северном Кавказе мне практически никто не помогает из представителей власти, кроме знакомых руководителей. НКО (некоммерческие организации — ред.) как «кость в горле» у региональных властей: их игнорируют, стараются всячески помешать деятельности. У полпредства СКФО на местах должны быть союзники и даже помощники, и в этой роли могут с успехом выступить члены НКО — фактически, они и есть пассионарии в регионах.

На мой взгляд, нужно создать при полпредстве Координационный совет по взаимодействию с НКО, который будет собираться один раз в месяц. Наделить данный Совет возможностью раз в месяц по заявкам НКО вызывать и отчитывать любого чиновника из любого региона. Предоставить НКО в регионах различные площадки, особенно время на ТВ. И определить бюджет для грантов для НКО.

Геннадий Косов, руководитель Северо-Кавказского представительства Фонда развития гражданского общества (ФоРГО):

— Государство заинтересовано в развитии «третьего» сектора, в расширении и углублении контактов с НКО. Проблемы взаимоотношений зачастую связаны с недоверием институтов власти и гражданского общества друг к другу. Властные структуры видят в НКО не помощников, а конкурентов и источник надзора, критики, а «третий сектор» по инерции видит во властных структурах источник запретов, проверок, «гонений». Еще одна проблема — политизация проблемы как со стороны одних, так и других, плюс неверие обывателей в позитивный потенциал НКО.

Валерий Хатажуков, руководитель Общественного правозащитного центра Кабардино-Балкарии:

— Если говорить конкретно о нашей правозащитной деятельности, то до сих пор у нас практически не было ни каких контактов с администрацией СКФО. Но то, что мы до сегодняшнего времени не обращались в органы СКФО по вопросам, связанными с нарушениями прав человека в Кабардино-Балкарии, считаю абсолютно неправильным, и мы будем исправлять эту ситуацию. С другой стороны, нас особо и не приглашают к сотрудничеству.

На мой взгляд, только проведение прямых свободных выборов с участием всех реально существующих общественных, политических сил позволит установить реальный контроль над органами власти и мобилизовать все слои общества для решения задач, стоящих перед ней.

Магомед Муцольгов, руководитель правозащитной организации «Машр» (Ингушетия):

— Я не вижу предпосылок к улучшению взаимодействия власти с НКО и СМИ ни на региональном, ни на федеральном уровне. Наоборот, последние несколько лет власти предпринимают все возможное для развала гражданского общества в нашей стране

Есть несколько площадок, на которых встречаются северокавказские НКО. Многие из них — пустая формальность, и чаще всего в таких встречах участвуют люди и организации, созданные самой властью, аффилированные с властью, прикормленные властью и добровольно обслуживающие интересы власти.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию вокруг НКО, необходима, в первую очередь, политическая воля Кремля Федеральный центр должен не только обязать региональную власть взаимодействовать с НКО, но и сам должен систематически встречаться с представителями реально независимых региональных НКО и политической оппозиции. Не допускать незаконных преследований и убийств представителей СМИ и НКО.

Хеда Саратова, руководитель независимого информационно-аналитического агентства «Объектив» (Чечня):

— Отношение власти к представителям НКО очень разное. Нельзя еще раз не сказать о законе «Об иностранных агентах»: до боли обидно, когда твоих коллег, кто прошел вместе плечо к плечу все тяготы войны, в частности, в Чеченской республике, вносят в реестр «иностранных агентов». Туда попал и мой коллега Минкаил Эжиев, руководитель «Правозащитного центра Чеченской Республики» — истинный патриот России. Ну какой он «агент»?

Конечно, все это влияет на нашу работу. По фактам нарушения прав к нам обращаются граждане Чечни и не только. И власть стала более-менее доступной, особенно после того, как был создан Совет при Главе Чеченской республики по развитию гражданского общества и правам человека, членом которого являюсь и я. Само удостоверение совета — это уже «визитная карточка» в кабинеты разных чиновников. И не раз одним звонком многие чиновники республики, решали вопросы, поднятые правозащитниками. Раньше это было невозможно!

Чиновники на местах знают: если дойдет до главы республики, то реакция бывает моментальной. Поэтому из-за страха быть уволенным и наказанным чиновники с нами общаются, перед нами открываются двери, которые в недалеком прошлом были заперты.

Ирина Стародубровская, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики (ИЭП):

— Во время наших исследований на Северном Кавказе мне практически никто не помогает, кроме знакомых руководителей и депутатов сельских поселений (и то потому, что они знакомые). Хотя и не мешают особо. И меня это вполне устраивает — поближе к кухне (то бишь к жизни), подальше от начальства.

Единственная серьезная проблема, с этим связанная, — невостребованность рекомендаций, отсутствие запроса власти на профессиональное обсуждение стратегических альтернатив развития Северного Кавказа.

Увы, я не вижу в существующей власти ни интереса, ни компетенций для профессионального разговора с экспертным сообществом по вопросам, выходящим за достаточно узкий перечень макроэкономических проблем. Но это общая проблема взаимодействия власти и экспертного сообщества в наше время, ничего специфически кавказского здесь нет.

Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа:

— При всем обилии объявляемых ежегодно грантов для НКО реальной помощи со стороны государства мало, и лишь небольшая часть средств доходит до конкретных адресатов. Поэтому общественные организации в республиках СКФО находятся в состоянии постоянного поиска механизмов и средств сосуществования с реальной средой.

Ужесточение законодательства об НКО заметно сократило их количество по сравнению с прошлыми годами. По некоторым данным, прекратило существование каждая седьмая НКО.

Кроме того, в последние годы заметно участились проверки и другие аналогичные мероприятия в отношении НКО, особенно тех, кто участвует в межрегиональных проектах. Тяжелее всего благотворительным организациям, которые вынуждены объяснять государству все, что они делают, кто их финансирует, кому помогают и прочее — хотя многие из тех, кто дает деньги на благотворительность, желают остаться незамеченными.

Азамат Тлисов, член Общественной палаты России:

— Дефицит доверия к НКО со стороны исполнительной власти зачастую обоснованный, так как многие НКО — это организации-фантомы, которые живут в течение нескольких лет более-менее активно, а потом уходят в «летаргический сон» или в режим «жалко закрывать». По моим наблюдениям, реально действующих и системно работающих НКО не более 20% от зарегистрированных. В этих условиях, говорить о готовности НКО взять на себя выполнение социальных функций государства очень самонадеянно, если не сказать, безответственно.

Вторая проблема — это дефицит профессиональных кадров в некоммерческом секторе во многом в силу отсутствия ресурсов. Нет возможности привлечь специалистов высокого уровня на постоянной основе, что превращает деятельность основной массы НКО в мероприятийную, от случая к случаю, или, как сейчас принято говорить, проектную.

Региональные программы поддержки НКО либо не работают вовсе, либо чаще всего существенно недофинансируются и первыми попадают под сокращение при существующем дефиците бюджетов всех уровней. До последнего времени отсутствовали понятные механизмы привлечения средств и возможности их зарабатывания через участие НКО в выполнении госзаказа.

Модель распределения грантов не учитывает разнородность и различный уровень подготовки НКО. По итогам первого конкурса президентских грантов НКО из Северного Кавказа получили лишь 1% от общего бюджета конкурса (17 организаций стали победителями) — это 26 миллионов из почти 2,4 млрд. Если мы хотим создать условия для становления и развития общественных организаций и на Северном Кавказе, то необходимо обеспечить условия для получения подобной поддержки.

Руслан Камбиев, член Северо-Кавказского экспертно-аналитического центра:

— Поддержку власти получают те НКО, так или иначе поддерживающие власть, либо созданные самой властью. Необходимо непредвзятое равное отношение ко всем НКО. Справедливое распределение грантов на Северном Кавказе покажет, насколько мы подошли к формированию гражданского общества.

Чтобы была реальная поддержка НКО, необходимо, чтобы распределением средств и грантов занимались не министерства и ведомства, а независимые общественные структуры. К ним тяжело отнести даже региональные Общественные палаты, состоящие из лояльных местной власти бывших чиновников и руководителей подконтрольных власти общественных организаций.

Популярное в сети
Цитаты
Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье