18+
воскресенье, 20 января
Общество

Поезд войны снова встал на рельсы

Фронтовой состав отправился по Югу России

  
476
Поезд войны снова встал на рельсы

Состав на паровой тяге сформировали из паровозов, салон-вагона и теплушек времен Великой Отечественной. Артисты в солдатской форме рассказывают истории с фронта.

«Тендер пробит осколками еще при Сталинградской битве»

Под оглушительный свист, весь в клубах серого дыма, агитационный ретропоезд «Победа» прибыл утром 23 апреля на первый путь железнодорожного вокзала Волгоград-1. Этот уникальный поезд следует по Северо-Кавказской и Приволжской железным дорогам по маршруту: Новороссийск — Краснодар-1 — Туапсе — Кавказская — Сальск — Котельниково — Волгоград-1 — Суровикино — Морозовская — Лихая — Каменоломни. А почти весь состав машинистов и артистов, показывающих на каждой из остановок театрализованное представление «История войны — история побед», — родом из Ростова.

В кабине машиниста, на краю топки, уютно рядком лежит десяток картошек. В топке жарко пылает уголь. Картошка печется быстро. Редкий шанс посетить кабину машиниста ретро-поезда и самому кинуть в топку пару лопат угля волгоградцы постарались не упустить. Особенно радовались такой экскурсии дети.

— Это же ваш паровоз, Сталинградский! — сообщил один из машинистов поезда «Победа» Николай Пилипенко. — У него тендер был пробит осколками еще при Сталинградской битве. Он был в составе спецформирований НКПС СССР, в колонне паровозов особого резерва № 38, которая обслуживала прифронтовые участки в районе Сталинграда. После войны он служил в ПривЖД, а потом «на приколе» стоял в музее истории Северо-Кавказской железной дороги. Он там не особо нужен оказался, вот мы его и забрали для поезда, отремонтировали, теперь ходит, как новый!

Да, по этому паровозу Эр739−99 теперь и не скажешь, что он был построен в 1935 году и пережил Великую Отечественную на самом горячем участке фронта. У ретро-поезда «Победа» есть еще один паровоз, запасной — Л-0073 1947 года выпуска. Он имел обозначение серии «П» — Победа. Впоследствии был переименован в серию «Л», по фамилии главного конструктора Коломенского завода, разработчика этого паровоза — Л. Лебедянского.

Внешний вид для ретро-паровозов постарались сохранить такой, какой был у них при «рождении».

Крытые товарные вагоны-теплушки для солдат с надписями, поясняющими, что туда могут поместиться 40 человек или 8 лошадей, реставраторы тоже постарались оставить аутентичными.

Вальс Победы для ветеранов

Встретить исторический состав пришло множество людей: школьники и ветераны, труженики тыла, участники акции «Бессмертного полка». Они держали в руках фотографии солдат и офицеров, многие из которых в 1945 году возвращались домой на таком же поезде с победой. На вокзале встречающие прослушали архивную запись — историческое сообщение Левитана о капитуляции Германии.

И сразу, без всякого нудного официоза, на перроне началось представление. Девушки в цветастных платьях и в военной форме тех лет встречали молодых солдат-победителей, дарили им цветы, а затем все вместе танцевали «Вальс Победы».

Творческие коллективы Дворца культуры железнодорожников Ростова-на-Дону и Ростовского государственного университета путей сообщения подготовили для ветеранов большое театрализованный концерт «История войны — история побед» о возвращении домой в 1945 году солдат-победителей. Песни и танцы военных лет сменяли короткие рассказы от лица солдат и моряков, освобождавших Сталинград, Новороссийск, концлагеря в Польше, Вену, где тоже победили фашизм.

Порой артисты пели и играли так, что зрители: и ветераны, и молодежь, просто не могли сдержать слез.

И в завершение молодые артисты исполнили вальс с увешанными орденами и медалями ветеранами.

— Везде ретро-поезд «Победа» встречает огромное количество народа, всем нравится концертная программа и возможность побывать лично в каждом вагоне, все пощупать своими руками, — говорит сотрудник пресс-службы РЖД Наталья Логутенкова. — Мы бы с радостью продолжили путь поезда «Победа» по другим городам нашей страны. Но вагоны и паровозы очень уж старые. Они могут просто не выдержать длинного пути. Зато этот поезд увидят жители юга России!

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Алексей Леонков

Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества»

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье