18+
понедельник, 25 сентября
Общество

Тормозной путь

Южане массово отказываются от иномарок

  
4440
Тормозной путь

Россияне перестают покупать автомобили: в стране упали и объемы импорта, и производства. Ударил кризис и по автомобильному рынку Юга России, где несколько заводов могут остаться вообще без заказов.

Свято место в автопроме пусто не бывает

Громом среди ясного неба прозвучала новость о прекращении производства американской корпорацией General Motors автомобилей в России. Выпускаются они под тремя марками: Opel, Chevrolet и Cadillac. Имея локализованные («отверочные») производства в нашей стране, корпорация имела также и льготы на импорт сборочных компонентов. Однако даже они оказались недостаточными для того, чтобы покрыть убытки компании: за прошлый год продажи автомобилей Cadillac упали на 13%, Opel — на 20%, а Chevrolet — на 30%.

Падение продолжилось и в 2015 году. По подсчетам агентства «Автостат», в Ставропольском крае продажи Opel и Chevrolet c начала года упали на 49%, в Ростовской области — на 73%, в Краснодарском крае — на 83%.

Закрытие коснулось трех автозаводов, принадлежащих General Motors, — в Калининграде, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. А следом удар нанесла южнокорейская, принадлежащая индусам, SsangYong Motor Company: она заявила о сворачивании производства на своем заводе во Владивостоке. Сюда перестали поставлять крупноузловые машинокомплекты, хотя сборка все еще ведется из комплектов, оставшихся в наличии.

Но заодно SsangYong, у которого продажи за прошлый год рухнули на 27%, прекратил и импорт готовых машин в нашу страну (внедорожники Actyon, Korando и Rexton W, пикап Actyon Sport, минивэн Rosius/Slavic).

А с декабря полностью прекратятся поставки в Россию и Opel и бюджетных («корейских») моделей Chevrolet (таких, например, как компакт-кар Lacetti или компакт-вэн Orlando). Сервисное обслуживание ранее проданных автомобилей сохранится (только по Opel и Chevrolet, по оценкам агентства «Автостат», это порядка 600 тысяч машин на гарантии).

Свою лепту внесла даже Honda, которая прекратила поставки в Россию хэтчбеке Civic. Переведены на четырехдневную рабочую неделю производства автомобилей Volkswagen и Skoda в Нижнем Новгороде, на подходе — завод Ford в Ленобласти.

Объясняя такое поведение, владельцы автозаводов ссылаются на нестабильность курса рубля и падение спроса. Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков уже отреагировал на новости авторынка: «Все равно все развивается по синусоиде, падение продаж сменится достаточно бурным ростом. Когда это произойдет, эта компания [General Motors] окажется среди проигравших». Да, собственно, уже произошло: Ford расширит свою дилерскую сеть в России за счет компаний-дилеров General Motors.

Губернатор поедет в «Ростехнологии»

Серьезные проблемы на фоне падения автомобильного рынка испытывает и автопром Юга России. Например, завод «Автоприцеп-КамАЗ» в Ставрополе. На недавнем заседании межведомственной комиссии по социально-экономическому развитию Ставропольского края министр промышленности Виталий Хоценко объявил, что губернатор намерен лично встретиться с руководством концерна «КамАЗа» и госкорпорации «Ростехнологии», в которую он входит.

Что именно за проблемы, известно давно. Входящий в тройку крупнейших в стране производителей тяжелой прицепной техники (наряду с другой камазовской «дочкой», Нефтекамским автозаводом, и подмосковным «Тонаром») «Автоприцеп-КамАЗ» остро столкнулся с падением продаж.

На прошлогоднем форуме крупнейших компаний Северного Кавказа директор завода Андрей Михайлов рассказал, что причинами падения стал целый комплекс факторов. Это и общее «охлаждение» экономики, и снижение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, и даже вступление России в ВТО (выросли поставки импортных прицепов). Сегодня ведь рынок наводнен подержанной и дешевой прицепной техникой с Запада, конкурировать с которой отечественным аналогам все сложнее.

Чтобы привлечь клиентов, автозавод запустил программу trade-in — обмена подержанной техники на новую (дисконт составляет до 100 тысяч рублей). Обновляется модельный ряд: скажем, еще в прошлом году в Ставрополе наладили выпуск зерновозов, а незадолго до Нового года в продаже проявился самосвальный автопоезд.

Тем не менее, огромные площади предприятия почти 2 гектара) запустели, и сейчас руководство компании думает, что с ними делать. Еще в 2011 году была высказана идея создать здесь технопарк (совместно с правительством Ставрополья), но ничего не получилось. Но проект все равно реанимируют.

Китайцы бьются с итальянцами

К счастью, «Автоприцеп-КамАЗ» еще не дошел до такого состояния, как Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ). Это один из четырех действующих заводов легковых авто на Юге России — наряду с черкесским Derways, аргунским «Чеченавто» и астраханским «Браво моторс» (выпускает электромобили).

Причем Таганрогскому заводу не везло с момента запуска в 1998 году. В разные годы здесь осуществляли «отверточную» сборку моделей Daewoo, Hyundai, Citroen, Chery, BYD, а также выпускали собственные автомобили под брендами Tagaz и Vortex. Не сумел завод оправиться от последствий финансового кризиса 2008 года, год назад он был признан банкротом, и здесь открыли конкурсное производство.

Новым владельцем предприятия стал ставропольский бизнесмен Андрей Разин, продюсер поп-группы «Ласковый май». Да-да, той самой, которая пела про «Белые розы». «Мы не будем повторять гигантоманию, оставим школьный автобус (не больше 22 мест), специализированный автобус для перевозки инвалидов, аналогов которому нет в России, легковую молодежную модель, внедорожник и машину для ЖКХ. Все на базе китайских моделей», — поделился с журналистами своими планами Разин. Но им не было суждено осуществиться: завод не запущен.

После того, как интерес к ростовскому автопрому утратил Андрей Разин, власти области попытались вернуть его за счет… китайцев. На днях в Таганроге побывала официальная делегация государственной автомобилестроительной корпорации Anhui Jianghuai Automobile (или просто JAC). Китайцы готовы вложить в перезапуск производства до $ 20 млн. Хотя уже известно, что их конкурентами могут стать итальянцы, переместив в Таганрог сборку Fiat.

Пожалуй, крепче всех сейчас стоит на ногах черкесский Derways, который недавно анонсировал локализацию на своей заводе китайского компакт-кроссовера Chery Tiggo 3 (сейчас в Черкессе собирают седан Bonus 3 и кроссовер Tiggo 5). Впрочем, речь идет лишь о крупноузловой сборке — уровень локализации по-прежнему не будет превышать 25−30%. Напомним, что ранее Tiggo собирался на Таганрогском автозаводе, а сейчас сходит он с конвейера калининградского «Автотора».

В прошлом году у Derways вышел серьезный конфуз с тайваньскими партнерами из корпорации Luxgen Motor. Они решили выйти на российский рынок с премиальным кроссовером Luxgen 7, но не просчитали спрос: платить от € 22 до € 30 тысяч за малоизвестный бренд никто не захотел.

Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье