18+
четверг, 14 декабря
Общество

Тормозной путь

Южане массово отказываются от иномарок

  
4442
Тормозной путь

Россияне перестают покупать автомобили: в стране упали и объемы импорта, и производства. Ударил кризис и по автомобильному рынку Юга России, где несколько заводов могут остаться вообще без заказов.

Свято место в автопроме пусто не бывает

Громом среди ясного неба прозвучала новость о прекращении производства американской корпорацией General Motors автомобилей в России. Выпускаются они под тремя марками: Opel, Chevrolet и Cadillac. Имея локализованные («отверочные») производства в нашей стране, корпорация имела также и льготы на импорт сборочных компонентов. Однако даже они оказались недостаточными для того, чтобы покрыть убытки компании: за прошлый год продажи автомобилей Cadillac упали на 13%, Opel — на 20%, а Chevrolet — на 30%.

Падение продолжилось и в 2015 году. По подсчетам агентства «Автостат», в Ставропольском крае продажи Opel и Chevrolet c начала года упали на 49%, в Ростовской области — на 73%, в Краснодарском крае — на 83%.

Закрытие коснулось трех автозаводов, принадлежащих General Motors, — в Калининграде, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. А следом удар нанесла южнокорейская, принадлежащая индусам, SsangYong Motor Company: она заявила о сворачивании производства на своем заводе во Владивостоке. Сюда перестали поставлять крупноузловые машинокомплекты, хотя сборка все еще ведется из комплектов, оставшихся в наличии.

Но заодно SsangYong, у которого продажи за прошлый год рухнули на 27%, прекратил и импорт готовых машин в нашу страну (внедорожники Actyon, Korando и Rexton W, пикап Actyon Sport, минивэн Rosius/Slavic).

А с декабря полностью прекратятся поставки в Россию и Opel и бюджетных («корейских») моделей Chevrolet (таких, например, как компакт-кар Lacetti или компакт-вэн Orlando). Сервисное обслуживание ранее проданных автомобилей сохранится (только по Opel и Chevrolet, по оценкам агентства «Автостат», это порядка 600 тысяч машин на гарантии).

Свою лепту внесла даже Honda, которая прекратила поставки в Россию хэтчбеке Civic. Переведены на четырехдневную рабочую неделю производства автомобилей Volkswagen и Skoda в Нижнем Новгороде, на подходе — завод Ford в Ленобласти.

Объясняя такое поведение, владельцы автозаводов ссылаются на нестабильность курса рубля и падение спроса. Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков уже отреагировал на новости авторынка: «Все равно все развивается по синусоиде, падение продаж сменится достаточно бурным ростом. Когда это произойдет, эта компания [General Motors] окажется среди проигравших». Да, собственно, уже произошло: Ford расширит свою дилерскую сеть в России за счет компаний-дилеров General Motors.

Губернатор поедет в «Ростехнологии»

Серьезные проблемы на фоне падения автомобильного рынка испытывает и автопром Юга России. Например, завод «Автоприцеп-КамАЗ» в Ставрополе. На недавнем заседании межведомственной комиссии по социально-экономическому развитию Ставропольского края министр промышленности Виталий Хоценко объявил, что губернатор намерен лично встретиться с руководством концерна «КамАЗа» и госкорпорации «Ростехнологии», в которую он входит.

Что именно за проблемы, известно давно. Входящий в тройку крупнейших в стране производителей тяжелой прицепной техники (наряду с другой камазовской «дочкой», Нефтекамским автозаводом, и подмосковным «Тонаром») «Автоприцеп-КамАЗ» остро столкнулся с падением продаж.

На прошлогоднем форуме крупнейших компаний Северного Кавказа директор завода Андрей Михайлов рассказал, что причинами падения стал целый комплекс факторов. Это и общее «охлаждение» экономики, и снижение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, и даже вступление России в ВТО (выросли поставки импортных прицепов). Сегодня ведь рынок наводнен подержанной и дешевой прицепной техникой с Запада, конкурировать с которой отечественным аналогам все сложнее.

Чтобы привлечь клиентов, автозавод запустил программу trade-in — обмена подержанной техники на новую (дисконт составляет до 100 тысяч рублей). Обновляется модельный ряд: скажем, еще в прошлом году в Ставрополе наладили выпуск зерновозов, а незадолго до Нового года в продаже проявился самосвальный автопоезд.

Тем не менее, огромные площади предприятия почти 2 гектара) запустели, и сейчас руководство компании думает, что с ними делать. Еще в 2011 году была высказана идея создать здесь технопарк (совместно с правительством Ставрополья), но ничего не получилось. Но проект все равно реанимируют.

Китайцы бьются с итальянцами

К счастью, «Автоприцеп-КамАЗ» еще не дошел до такого состояния, как Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ). Это один из четырех действующих заводов легковых авто на Юге России — наряду с черкесским Derways, аргунским «Чеченавто» и астраханским «Браво моторс» (выпускает электромобили).

Причем Таганрогскому заводу не везло с момента запуска в 1998 году. В разные годы здесь осуществляли «отверточную» сборку моделей Daewoo, Hyundai, Citroen, Chery, BYD, а также выпускали собственные автомобили под брендами Tagaz и Vortex. Не сумел завод оправиться от последствий финансового кризиса 2008 года, год назад он был признан банкротом, и здесь открыли конкурсное производство.

Новым владельцем предприятия стал ставропольский бизнесмен Андрей Разин, продюсер поп-группы «Ласковый май». Да-да, той самой, которая пела про «Белые розы». «Мы не будем повторять гигантоманию, оставим школьный автобус (не больше 22 мест), специализированный автобус для перевозки инвалидов, аналогов которому нет в России, легковую молодежную модель, внедорожник и машину для ЖКХ. Все на базе китайских моделей», — поделился с журналистами своими планами Разин. Но им не было суждено осуществиться: завод не запущен.

После того, как интерес к ростовскому автопрому утратил Андрей Разин, власти области попытались вернуть его за счет… китайцев. На днях в Таганроге побывала официальная делегация государственной автомобилестроительной корпорации Anhui Jianghuai Automobile (или просто JAC). Китайцы готовы вложить в перезапуск производства до $ 20 млн. Хотя уже известно, что их конкурентами могут стать итальянцы, переместив в Таганрог сборку Fiat.

Пожалуй, крепче всех сейчас стоит на ногах черкесский Derways, который недавно анонсировал локализацию на своей заводе китайского компакт-кроссовера Chery Tiggo 3 (сейчас в Черкессе собирают седан Bonus 3 и кроссовер Tiggo 5). Впрочем, речь идет лишь о крупноузловой сборке — уровень локализации по-прежнему не будет превышать 25−30%. Напомним, что ранее Tiggo собирался на Таганрогском автозаводе, а сейчас сходит он с конвейера калининградского «Автотора».

В прошлом году у Derways вышел серьезный конфуз с тайваньскими партнерами из корпорации Luxgen Motor. Они решили выйти на российский рынок с премиальным кроссовером Luxgen 7, но не просчитали спрос: платить от € 22 до € 30 тысяч за малоизвестный бренд никто не захотел.

Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье