18+
пятница, 22 сентября
Общество

Европа признала: в Сочи дешевле

Зимний горнолыжный сезон, который закроют в апреле, принес финансовые рекорды

  
3133
Европа признала: в Сочи дешевле

Французские аналитики признали Сочи одним из самых дешевых и популярных горнолыжных курортов Европы. Северокавказские курорты — Архыз, Домбай и Приэльбрусье — наступают на пятки. Конкуренция — это хорошо, она позволяет сбить цены, а заодно и повысить интерес к экзотичному пока еще для России виду отдыха.

Спекулянты из «Роза Хутор»

Сочи по итогам 2014 года вошли в тройку самых дешевых горнолыжных курортов Европы. К такому выводу пришли маркетологи из французского агентства Ipsos, которые проводили исследование по заказу американского туристического портала TripAdvisor. Стоимость стандартного набора (неделя проживания в отеле, аренда лыж, тренинги и ски-пассы, а также питание) в нынешнем горнолыжном сезоне, который во всем мире начался 15 декабря (а завершится 15 апреля), аналитики оценили в 2,2 тысячи британских фунтов. Это на семью.

Непонятно, впрочем, какой курс фунта к рублю брали для расчетов. В любом случае, даже несмотря на резкое падение курса отечественной валюты, Сочи еще далеко до горнолыжных курортов Швейцарии, где недельный семейный отдых Ipsos оценил в £4 тысячи. Самый же дорогой горнолыжный курорт в Европе — австрийский Санкт-Антон, где за отдых придется выложить в нынешнем сезоне более £5 тысяч. А вот среди бюджетных направлений — Андорра, Чехия и Болгария.

Стоит напомнить, что еще два года назад, по подсчетам портала PriceOfTravel.com, Сочи числилось самым дорогим горнолыжным курортом планеты (и было вторым по дороговизне катания на сноуборде).

Аналитики особо отмечают, что падение цен произошло именно после Олимпиады. Во-первых, здесь появилось три полноценных горнолыжных курорта — «Роза Хутор», «Лаура» и «Горная карусель». Во-вторых, взрывной интерес туристов обеспечило то, что многие захотелось прокатиться по тем же самым трассам, где еще недавно выступали мировые чемпионы. То есть наряду с горнолыжным туризмом это еще и так называемый событийный.

Пока что в глобальных рейтингах нет северокавказских горнолыжных курортов, хотя внутри самой России по итогам нынешнего сезона они выглядят еще круче Сочи. Вот лишь один пример. Еще перед началом зимнего сезона «Курорты Северного Кавказа» приняли решение, что заморозят тарифы на единый электронный пропуск (ски-пассы) на подъемники главного горнолыжного курорта «Архыз» — от 700 до 1,3 тысячи рублей. Цена варьировала в зависимости от сезона, времени катания, применяемых скидок.

А вот, скажем, компания «Роза Хутор», управляющая одноименным курортом, никаких заявлений не просто не делала, но и перед Новым годом внезапно взвинтила тарифы на ски-пассы в полтора раза! Помимо этого, администрация курорта отменила продажи прогулочных и экскурсионных билетов. Объяснили это небывалым наплывом туристов. Хотя, по идее, цена должна падать пропорционально спросу, а не наоборот. Иначе попахивает спекуляцией. Посетители курорта написали заявление в Краснодарское краевое управление ФАС, однако о результатах проверки официально не объявлено до сих пор.

Средний класс почуял запах снега

Сегодня в России действует не менее десятка крупных горнолыжных курортов, среди которых помимо уже перечисленных также «Ян» (Татарстан), «Сорочаны» (Московская область), «Шерегеш» (Кемеровская область), «Белокуриха» (Алтайский край), «Гладенькая» и «Ивановские озера» (Хакасия), «Малиновка» (Архангельская область), «Кукисвумчорр» и «Большой Вудъявр» (Мурманская область), «Завьялиха» (Челябинская область), «Горный воздух» (Сахалин) и многие другие. Но даже при их обилии горные лыжи продолжают оставаться в нашей стране элитарным развлечением, недоступным большинству жителей.

Наверное, самый амбициозный проект — это создание сети горнолыжных курортов на склонах Большого Кавказского хребта, чтобы популяризовать этот вид спорта и отдыха среди жителей самой густонаселенной территории страны. Скажем, рядовой житель Ростова охотнее поедет покататься на «Архыз» или «Домбай», нежели в Карелию или Алтайский край. Туда ведь и на машине можно добраться — а для горнолыжника или сноубордиста, навьюченного поклажей, это намного удобнее, чем летать на самолете.

В канун Нового года компания «Курорты Северного Кавказа», которая и будет развивать сеть горнолыжных курортов, заявила, что сконцентрируется на развитии своего самого раскрученного курорта — «Архыза». Кризис все-таки…

К зимнему сезону здесь ввели в эксплуатацию систему искусственного снегообразования: на вершине Абишира-Ахуба вырыто искусственное озеро, куда мощными насосами закачивают воду, а затем она распределяется по установленным вдоль трасс снежным пушкам. Причем искусственный снег смешивается с естественным, и перед началом каждого дня катания выравнивается снегоуплотнителями-ратраками в идеальный вельвет.

Сегодня на «Архызе» существует четыре трассы общей длиной 3 километра и с перепадом высот 576 метров. Также работает три подъемника (один из которых ведет в детскую катальную зону, отгороженную от взрослых райдеров). Вложения «Курортов Северного Кавказа» в горнолыжный проект оправдались: перед началом нынешнего сезона на курорте планировали обслужить не менее 100 тысяч туристов, к настоящему дню их насчитали 65 тысяч, хотя впереди еще больше месяца катания. Останавливаться на достигнутом не намерены: после запуска всех очередей протяженность всех трасс курорта составит не менее 180 километров.

Южный каникулы: от Кавказа до Крыма

Сегодня социальные сети изобилуют отзывами туристов-райдеров, которые посетили курорты Северного Кавказа. Как правило, из «Архыза» они не едут на Красную Поляну — далеко и дорого, зато непременно посещают «Домбай». Это, кстати, старейший в стране горнолыжный курорт, где первую туристическую базу построили еще в 1921 году!

Сейчас здесь оборудовано 12 трасс различной степени сложности общей протяженностью 20 километров. В отличие от «Архыза» тут имеются все возможности для внетрассового катания (фрирайда), поэтому именно это место облюбовала Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России (ФГССР). Правда, завсегдатаи курортов отмечают, что Домбай отличает от Архыза пока еще более низкий уровень сервиса (при сопоставимых, кстати, ценах), хотя в силу масштабов здесь больше разнообразия отелей и прочих развлечений. Отмечают в своих отзывах райдеры и домбайские красоты: отстроенный с нуля поселок Романтик в «Архызе» на фоне огромного и бурлящего натурализмом Домбая кажется по-европейскому более флегматичным и размеренным.

Еще одно культовое место — Приэльбрусье. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), еще в 2013 году здесь (как, кстати, и в Домбае) даже на Новый год было много свободных мест, но в нынешнем зимнем сезоне спрос вырос не менее чем на 20%.

Минус курорта — недостаточный сервис, впрочем, он вполне приемлем для южнороссийского потребителя, а вот москвича сюда по-прежнему не заманишь. Зато привлекательны цены: двухместный номер стоит в среднем 3−4 тысячи за ночь, а ужин в местном ресторане в разы дешевле, чем в Москве.

«Курорты Северного Кавказа» обещают преобразить Приэльбрусье. Еще в 2013 году была завершена оценку имеющейся здесь туристической инфраструктуры, ее технический аудит и разработан план интеграции объектов в проект северокавказского горнолыжного туркластера. А в нынешнем году компания направит на развитие курорта «Эльбрус-Безенги» не менее 1 млрд. рублей: в частности, достроят третью очередь канатной дороги, расширят трассы, спроектируют систему искусственного оснежения…

Возможно, уже в ближайшее время горнолыжный кластер на Северном Кавказе получит мощный толчок для развития. Так, на днях два туроператора, «СНП-Крым» (Симферополь) и «Турист» (Ставрополь), запустили новый турпродукт — автобусный тур «Южные каникулы: от Кавказа до Крыма». Маршрут протяженностью 14 суток объединяет все самые известные «открыточные» места: Бахчисарай, Домбай и Архыз, города-курорты Кавминвод… Понятно, что это будет востребовано и после окончания зимнего катательного сезона.

Пока что это лишь один туристический маршрут. Но губернатор Ставрополья Владимир Владимиров уже обещал, что в рамках развития туркластера Северного Кавказа будет добиваться строительства автодороги от Кисловодска до Приэльбрусья, Архыза и Домбая — отсюда можно будет вскоре через Лунную поляну попасть и на «Розу Хутор», и далее на Черноморское побережье. Эту идею, впрочем, глава Ставрополья высказывает не впервые, она эффектная, но, увы, пока слишком дорогостоящая для реализации.

Фото: Артур Лебедев/ ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Lentainform
Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье