18+
вторник, 12 декабря
Общество

Чем заманить европейцев в Сочи

Как продвигают южнороссийские курорты за рубежом

  
725
Чем заманить европейцев в Сочи

На фоне падения курса рубля интерес иностранцев к отдыху в России растет: отдыхать тут дешевле, чем в Европе. Однако сдерживает его и множество факторов — отсутствие рекламы, глобальных туроператоров, а также недоверие к нашей стране в целом, подогреваемое политиками. Как сделать, чтобы экономика перевесила политику?

«Таиланд опустел…»

Ассоциация туроператоров России (АТОР) подвела итоги работы туристической отрасли за 2014 год и сделала прогноз ее развития на 2015 год. По подсчетам аналитиков ассоциации, основные тенденции — это резкое сокращение выездного туризма (на 40−50%) и, соответственно, рост внутреннего туризма (на 20−30%) на фоне ослабевающего рубля и снижения потребительской активности.

Произошла переориентация спроса с более дорогих европейских направлений на «массовые» долларовые страны. Ведь путевки за рубеж в среднем за год подорожали аж на 20%, а билеты за границу — на 22%.

«В Таиланде в декабре-январе падение было катастрофическое. Если прежде местные рестораны и торговые центры были полны российских туристов, то сейчас они опустели. На Пхукет летит в основном молодежь, которая выбирает отели 3 звезды. В страны Карибского бассейна объем перевозки сократился в два раза и будет сокращаться и дальше, а в Мексику на февраль отменены все прямые рейсы. Сейчас никто из российских операторов не в состоянии обеспечивать объемы на дальних направлениях», — говорит эксперт АТОР, президент компании «Натали турс» Владимир Воробьев.

Сократилось количество туроператоров и турагентств (на 30%) и, соответственно, произошел уход туристов в онлайн (рост продаж онлайн-туров составил 20%). При этом глубина продаж сократилась в пользу бронирований от одной до четырех недель, а вот бронирования за более чем два месяца, напротив, сократились вдвое. Чаще всего бронируют поездки за 15−30 дней — видимо, это связано с постоянной нестабильностью на валютном рынке, когда трудно спрогнозировать поездку на более долгий срок.

Что обрадовало Козака с Хлопониным?

По подсчетам АТОР, за прошлый год самым востребованным оставался Краснодарский край: рост туристического потока составил 120%! Скажем, только лишь пансионаты Анапы приняли 4,5 млн. туристов, что на 7% больше сезона-2013. Всего же за летний сезон кубанские туристические организации заработали почти 32 млрд. рублей (это, естественно, лишь официально учтенные цифры). А вот после Сочи следуют горнолыжные курорты — Домбай, Архыз (оба — Карачаево-Черкесия) Приэльбрусье (Кабардино-Балкария) и Абзаково-Банное (Башкирия).

Что касается новогодних праздников, то для внутреннего туризма они также оказались рекордными. Скажем, по оценкам РЖД, только по южному направлению за время каникул было перевезено 917 тысяч пассажиров, и это на 6% выше прошлогоднего показателя. В эту цифру вошли и 217 тысяч пассажиров, отправившихся на поездах до Сочи (превышение показателя прошлого сезона 2013/2014 — на 15%).

Из-за наплыва туристов РЖД с 29 декабря по 9 января отправляло из Москвы до Адлера специальный фирменный поезд «Лыжник», которым воспользовались почти 4,5 тысячи туристов. С 29 декабря было увеличено количество поездов по популярным направлениям — из Саратова, Владикавказа, Воркуты, Санкт-Петербурга: они курсировали ежесуточно, а не раз в два дня. И даже при этом их наполняемость была близка к 100%-ной.

Что касается авиаперелетов, то и здесь рост на новогодние праздники только по Московскому авиаузлу был 5%-ный рост (в сравнении с прошлым годом). Среди внутренних направлений с огромным отрывом лидировало Сочи.

На совещании у председателя правительства, на котором обсуждали итоги новогодних каникул, вице-премьер Дмитрий Козак — куратор «южного» туристического направления — отчитался, что горный кластер Сочи за 11 дней посетили 370 тысяч человек

Самого Дмитрия Медведева эти цифры вдохновили: «Сочи при всей нашей любви к этому курорту — не единственный курорт. У нас есть большое количество проектов в северокавказских республиках, есть целый ряд проектов в Краснодарском крае, которые необходимо развивать», — дал он поручение своим замам Дмитрию Козаку и Александру Хлопонину (последний курирует именно Северокавказский округ и был инициатором создания госкомпании «Курорты Северного Кавказа»).

Кому подрезали «крылья»?

Впрочем, после новогоднего всплеска туристической активности последовал резкий, почти катастрофический спад. Настолько мощный, что, например, ряд крупных авиаперевозчиков уже объявили, что сокращают свои программы на южном направлении. В частности с середины января Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта для татарстанской авиакомпании «Ак Барс Аэро», у которой в числе приоритетов — именно развитие маршрутной сети в треугольнике «Ростов-на-Дону — Сочи — Минеральные Воды».

Например, в октябре перевозчик подал заявку в Росавиацию на открытие ряда новых маршрутов по южному направлению, для чего предстояло закупить девятиместные турбовинтовые самолеты Cessna Caravan 208.

«Повышение курса иностранной валюты вызвало серьезные осложнения в обслуживании лизинговых платежей за воздушные суда, удорожание технического обслуживания и страхования самолетов, повышение стоимости подготовки летного состава в зарубежных авиационных учебных центрах. Кроме того усилилось давление со стороны кредиторов, что в совокупности и привело к решению о приостановлении производства полетов… Важно понимать, что речь идет о приостановлении летной деятельности (или техническом простое), но о не банкротстве или ликвидации предприятия», — говорится в официальном заявлении авиакомпании, размещенном на ее сайте.

Третий по размерах перевозчик в России, группа компаний «ЮТэйр» отменила рейсы из Москвы в Волгоград и еще ряд городов; «Трансаэро» резко сократила число перелетов из Москвы в Астрахань, Ставрополь и Минеральные Воды; «Донавиа» (входит в группу «Аэрофлота») также отменило один из двух ежедневных рейсов из Москвы в Ставрополь.

Аналогичные, хотя и менее катастрофичные, проблемы и в железнодорожной отрасли. Неслучайно перед новогодними праздниками РЖД была вынуждена резко сократить количество скоростных «Ласточек» на сочинском направлении и поднять стоимость билетов почти втрое (с 16 до 50 рублей за 10-километровую зону). А в начале декабря РЖД отменила и многие международные рейсы, в том числе и на южном направлении — из Ростова-на-Дону в Баку. И хотя Азербайджан (как и все страны Закавказья) также пользовался популярностью у туристов, в РЖД отмену объяснили сокращением пассажиропотока на фоне увеличения курсовой разницы при расчетах с иностранцами.

На этом фоне единственная позитивная весть от РЖД — с 25 декабря начали дважды в сутки (утром и вечером) курсировать «Ласточки» между Ростовом и Краснодаром. Билет по полному маршруту, впрочем, недешев — 666 рублей.

Азиаты обошли европейцев

Каковы же прогнозы на 2015 год? Аналитики АТОР считают, что в нынешнем году приоритет следует отдавать привлечению иностранных туристов в Россию. Ведь в связи с девальвацией рубля отдых в нашей стране для иностранцев стал необычайно дешев (скажем, заметно сократилась стоимость проживания в отелях).

Правда, лидируют пока азиатские страны: турпоток из Китая и Турции в Россию вырос за год на 10−15%, из Южной Кореи — на 70% (после упрощения визового режима). А вот европейцев, напротив, приехало в нашу страну на 20−30% меньше, из США — на 50−60% (и это даже с учетом «олимпийского» пика). Большей части европейских и американских туристов, по оценкам АТОР, нашу страну лишили внешнеполитические неурядицы вокруг Крыма и Украины.

Потому, видимо, на отечественный рынок пока не спешат выходить иностранные туроператоры (пока что их лишь два: британский TUI и турецкий Coral travel). Актуальной остается и проблема оформления российских виз. Но, пожалуй, самый главный фактор — это недостаточное продвижение России на стратегически важных рынках. Скажем, в страны Персидского залива, несмотря на весь их неоднозначный имидж, западная молодежь ездит охотно. А вот отечественным курортам этого не хватает. Даже в горном кластере Сочи на Новый год иностранцев можно было по пальцам пересчитать, хотя, по их собственному признанию, уровень сервиса и качестве трасс ничуть не хуже европейских.

Фото: Виктор Клюшкин/ ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости
Новости Lentainform
Новости Медиаметрикс
Жэньминь Жибао
НСН
Новости Финам
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-Поволжье